СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Государство на защите семьи, через призму математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока способствует формированию функциональной грамотности в области правовой и социальной сфере. Знакомит учащихся с социальными программами по защите молодых семей с детьми. Поможет на практике рассчитать экономические показатели семьи и возможность получения поддержки от государства

Просмотр содержимого документа
«Урок "Государство на защите семьи, через призму математики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6















Методическая разработка интегрированного урока

обществознание/математика в форме

Урок-практикум «Государство на защите семьи, через призму математики»

11 класс







Подготовила:

Малютина Любовь Юрьевна,

учитель истории и обществознания;





г. Иркутск

2023





Аннотация

Учителю в современных условиях преподавания важно выстроить урок? Необходимо не только перестроиться, с учетом внесения изменений в требования ФГОС, но и важно сохранить свой индивидуальный подход в реализацию своего замысла.

Особенностью обновленного ФГОС является – системно-деятельностный характер, направленный на развитие личности ученика. Учителям предстоит отказаться от традиционного представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков. Обновленный ФГОС рекомендуют указывать на реальные и конкретные виды деятельности в процессе занятия. На первый план выдвигается системно-деятельностный подход обучения и подготовка учащихся к адаптации в современном мире.

На каждом уроке должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. 

Поставлена главная методическая цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для реализации поставленных задач в логике системно-деятельностного подхода использую различные формы обучения

Понятие «форма» применяем по отно­шению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения.

На данном занятии использована групповая формы обучения.  В основу заложено коммуникативные взаимодей­ствия учителей и учащихся, а также учеников друг с другом. Это организационная форма работы отрабатывалась начиная с 10 класса. Педагогам, незнающих класс, очень сложно будет проводить такое групповое занятие. Надо знать, на кого можно опереться, кто является лидером в группе. Как правильно перераспределить нагрузку и понимать, насколько ученики готовы к самостоятельной работе.

Применена одна из форм организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, ограниченная временными рамками. К фор­мам организации обучения использовался такой тип занятия: как урок-практикум. Он играет интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаи­модействие учителей и учеников.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, на данном занятии использовалось электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, исследовательско-методическое обучение. Применяя интерактивное обучение, способствуем вовлечению практически всех детей в классе в процесс познания. Обучающиеся имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие группового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе группового и диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на уроке организована групповая работа по решению логических задач, опережающее задание по подготовке справочного материала («Программы для поддержания семей с детьми»), распределение ролей (эксперты, семьи различного социального статуса и различным доходом). Предусмотрена работа с документами и различными источниками информации, как из интернет -ресурса, так и справочной литературы, памятками.

В чем преимущества этого метода: обучающиеся осваивают и закрепляют материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения. Увеличивается объём самостоятельной работы, где ученики могут применить знания на практике, а также проверить уровень своей подготовки.

Актуальность

Молодежь на данном этапе должна научиться ориентироваться в социально- правовом и экономическом пространстве, умению применять полученную информацию, использовать возможности для поддержания семьи и детства.

Данный урок-практикум будет способствовать закреплению полученных теоретических знаний в области правовой и финансово-математической грамотности. Поможет самим рассчитать показатели дохода своей семьи, научатся применять знания в быту, и защищать интересы своей семьи. Первичные знания, полученные в школе и отработанные на уроке-практикуме будут неплохой базой для закрепления правовых знаний и поддержки социально-экономической базы будущей семьи, как элементов функциональной грамотности.

Практическая значимость

Данная методическая разработка может быть использована при подготовке к занятиям на уроках обществознания в 11 классе, при завершении модуля «Социальная сфера» и на факультативном курсе по функциональной грамотности, элективном курсе «Финансовая грамотность». Поможет устранить дефицит умений и навыков при сопоставлении разрозненной информации по Программам поддержки материнства и детства, подбирать недостающую информацию, умению рассчитывать возможности своей семьи и перспективы развития семьи, направленные на изменение демографической ситуации в стране.







Урок-практикум 11 класс (2часа)



Ф.И.О. учителя, должность

Малютина Любовь Юрьевна- учитель истории и обществознания, Николаева Наталья Борисовна- учитель математики

Предмет

Обществознание/ математика

Тема урока

«Государство на защите семьи, через призму математики»

Класс

11

Дата проведения

Тип урока

Комплексного применения знаний и умений

Цель урока

Сформировать целостное представление о правовых гарантиях государства в качестве материальной поддержки молодых семей с детьми, для улучшения демографической ситуации в стране.


Задачи урока

- сформировать у учащихся устойчивый интерес к самообразованию в области правовых знаний

-закрепить знания финансовой грамотности в расчетах бюджета

- расширить знания о социальных программах в поддержку молодых семей

-совместно с учащимися пройти путь получения материального пособия для семей с детьми

- отработать навыки расчета получения пособий;

- выявить зависимость между изменениями дохода семьи и получения пособий;

- уметь логически принять и обосновать отказ государственных органов в выделении пособий

-содействовать воспитанию осознанного выбора создания семьи

-формированию чувства устойчивого и полноценного брака, направленного на рождение и воспитание детей



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-освоение понятийного аппарата правового и социально-экономического блока:

«семейный бюджет», «социальные выплаты», «малообеспеченная семья»,«малоимушая семья»

«молодая семья» «семейная ипотека» «прожиточный минимум» «среднедушевой доход»

- умение рассчитывать доходы и расходы в семье

- умение использовать справочные сведения о социальных гарантиях и программах, в жизненных ситуаций.

- умение находить и использовать информацию для взаимодействия со службами СФР, социального страхования, банками

-умение ориентироваться в системе социально-экономических процессах общества

- умение классифицировать виды социальной поддержки со стороны государства


- умение анализировать информацию представленную в различных видах

- умение выстраивать логическую цепь в обоснованности назначения пособий для детей

- критическое восприятие и осмысление информации, освещающей процессы в социальной и банковской среде для предоставления товаров и услуг молодым семьям

-формулирование собственных заключений и оценочных результатов;

-умение работать в программе Excel

-Умение работать с ИТ технологиями , осваивать алгоритм действий перехода с личного телефона, создание ссылок и воспроизведение на монитор

-умения вычислять процент выплат по ставкам кредитования







- успешное овладение данным учебным материалом будет способствовать подготовке учащихся к выполнению одной из социальных ролей – роли родителя

-осознание значимости получения основ финансовой и правовой грамотности, для самообразования и расширения кругозора личности в гражданском обществе

- осознание роли государства в социально- демографической сфере





Коммуникативные








- формировать и развивать коммуникативные навыки работать в команде,

-уметь обсуждать варианты практических задач в своей группе;

-умение выбирать и анализировать свою деятельность

- анализировать и систематизировать материал, делать выводы;

- давать правовую оценку конкретных ситуаций;

- отрабатывать навыки публичного выступления

- высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

Средства обучения

Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный печатный материал, смартфоны

Сводная таблица «Все выплаты для семей с детьми», памятка «Где и как оформить единое пособие на детей», памятка «Будущим родителям»

Методы

  • словесно-наглядный, информационно-эвристический 

  • методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.

  • метод системно-поисковой работы в группе

  • метод критического мышления.

  • метод мини -исследования


Образовательные

технологии, применяемые на уроке для УУД

  • технология проблемно-поисковая

  • проектная деятельность;

  • использование ИКТ-технологии;

  • технология ситуативного обучения;

  • технология «брейншторминга»



Виды заданий для формирования личностных УУД


  • групповые задания;

  • участие в поисково-исследовательской деятельности, ситуативные расчеты;

  • подведение итогов урока;

  • самооценка события




Понятийный

ряд

Социальная политика, социальные гарантии, молодая семья, малообеспеченная семья, малоимущая семья, ипотечный кредит, семейная ипотека, бюджет семьи, льготный процент, минимальный прожиточный уровень



Компоненты урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Этап Организационный момент – 2 мин



Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)

Учитель поясняет тип урока, акцент на функциональную грамотность на, взаимосвязь общественных наук и математики.

Миссия сегодняшней школы «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать». Для этого нам поможет интегрированный урок обществознания и математики.


Распределение малых групп (по 3,4,-5 человек) - подход семья

(Сокольниковых, Брюхановых, Ивановых), экспертная группа, группа представители СФР

Приветствуют учителя.







Размещаются, согласно сформированных групп и карточек с указанием семьи.

Быстрое включение в рабочий процесс


2.Этап Целевой.

ВЫЗОВ.

Момент скрытого предъявления темы

5 мин



Краткая справка учителя: (педагог устно зачитывает жалобу).

Поступила письменная жалоба в СФР

(Приложение 1,

Учитель на основе диалога выясняет главную проблему:

с чем обратилась гражданка Брюханова? Какие права были нарушены?

И нарушены ли? Обоснован ли отказ?

Какие вопросы мы должны поднять, о чем пойдет речь?

Учитель, опираясь на ответы учеников формулирует тему «Государство на защите семьи, через призму математики». Почему математики???

Какие задачи вам предстоит решить на уроке? С какими вопросами разобраться






















Комментируют основные данные. Формируют цель занятия.


Отвечают на вопрос учителя




Варианты разнообразных идей, в условиях свободного диалога

Определяют задачи, направленные на достижение цели



























Регулятивные:

-умение анализировать источник, ставить и формулировать цель


-умения ориентироваться в социальной среде

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами своей коммуникации


3этап. ПОГРУЖЕНИЯ 8






















ОСМЫСЛЕНИЯ. 50 мин.
































































Практическая часть «Проверяем: доказываем или опровергаем»



Учитель проводит «Брейншторминг»:

Как обстоит картина по демографической ситуации в стране. Приложение №2 (Таблица «Демографическая ситуация 1950 -2022»

О чем свидетельствуют факты? Какая тенденция прослеживается?

Актуальность темы: данные по коэффициенту рождаемости в России, Индии, Нигерии. Акцент: россиянки рожают 1,1 ребенка, женщины из Нигерии-7 детей. При такой ситуации к 2050 году, страна потеряет 32 млн человек.


Учитель работает со слайдом презентации

Какие задачи стоят перед современным обществом?

Опора на презентацию (Задачи перед государством. Программа. В.В. Путин о важности и значимости рождаемости)




Учитель математики. Коллективная работа с классом Блиц опрос (онлайн)

Рассчитываете ли вы в дальнейшем на помощь государства? Учитель предлагает пройти виртуальный анонимный опрос через связь

и опросник в смартфоне

- Рассчитываю на помощь государства

- Рассчитываю только на себя

- Интересы мужской половины -женской половины класса


Учитель математики выводит результаты опроса. На экране диаграмма. «Заинтересованность учащихся класса в пособиях молодым семьям». И расставляет акценты (приложение №)

Делает вывод о приоритетах юношей и девушек.


Общий вывод предлагает сделать одному из учащихся.










Переход к получению и обработке информации

Прежде, чем воспользоваться в будущем какими -либо программами, надо их знать и понимать «Что такое социальные гарантии»- работа над понятием (Приложение № 3)



Какие программы разработаны в стране для поддержания материнства и детства?



Ролевая комбинация. На основе опережающего задания для учащихся. Справочная информация «Виды поддержки государства для семей с детьми»

Нас познакомят «сотрудники» «СФР. Выделенная группа за столом с табличкой «Специалисты СФР»





















Задания для всего класса. Получая информацию от специалистов, составьте краткую таблицу.

Основные виды пособий материнства и детства

Для кого

Вид пособия






Совместная работа с классом над таблицей, обобщение. учителя


Переход к практической части.

Переход к разбору жалобы

Для того, чтобы выяснить насколько правомерно гр. Брюхановой было отказано в назначении пособия от 3-до7лет, надо разобраться в обществоведческих понятиях, без которых мы не сможем разобраться .

Какие сведения и критерии нам понадобятся?


Работа с понятийным рядом темы. Информационная карта:. Ученикам раздается справочный материал

С предложением отработать понятия (Приложение №4)









Получение Контекста социального задания. Николаева Н.Б. (учитель математики)

Практическая часть №1

1.Ученикам раздаются карточка с условными материальными показателями семьи

из Иркутской области.


Задание: проверить обоснованность отказа в получении пособия. Групповая работа

Используя таблицу Excel, внесите основные параметры и рассчитайте основные показатели семьи Брюхановых. Приведите доводы поддержки или опровержения данной социальной выплаты






Этап проверки выполнения практического задания в обоснованности отказа в пособии. «За и против»










Учитель привлекает к работе экспертную группу. Проверяется правильность алгоритма действий и оценочную деятельность групп.












Переход ко второму этапу практической части. Работа с понятием «Льготная семейная ипотека»








Вы узнали, кто может получить семейную ипотеку и на каких условиях? Фронтальная беседа и обработка информации с обучающими




Как работает «Семейная ипотека» в реальной жизни?

На мониторе выведены основные сведения «О предоставлении семейной ипотеки банками России на апрель 2023 года»


Раздает карточки с заданием на получение семейной ипотеки. образец) Николаева Н.Б. (Приложение №5)

В карте содержится часть информационного материала, направленного на помощь учащимся.

Примечания и ссылки, где найти полезную информацию.

Учителем выделены отдельные понятия, которые невозможно обойти стороной.





В завершении учитель демонстрирует сводную таблицу

«Ключеваые ставки Семейной ипотеки»

(Приложение № 6) предлагает провести анализ и выбрать более интересные условия кредитования












Элемент дискуссии учителя с классом. Вы заметили, что есть различия в проценте кредитования, но есть и одно обшее условие для всех -первоначальный взнос.

Как выполнить обязательное условие банков? Где взять первоначальный взнос в 720 тыс.? Ведь это обязательное условие всех банков? У кого, какие предложения по формированию этого взноса?




Ученик комментирует динамику демографического процесса и делает выводы










Ученики, используя IT технологии работают в смартфоне с опросником







Ученик делает вывод. Большинство- 70 % участников заинтересованы в поддержки семьи со стороны государства.



Ученик обобщает и делает вывод по опросу и таблице









Ученики дают определение и комментируют данное понятие




Четверо учащихся- «специалистов» справочно информируют своих одноклассников

Виды пособий существуют в н. время

- О материнском капитале (демонстрация сертификата);

- О выплатах по беременности и родам

- О выплатах от 3-7 лет

-О выплатах с 7-до 18 лет

-О льготной семейной ипотеке
















Прослушивая информацию, выделяют главное и вносят сведения в таблицу. Работа в тетрадях

Два ученика комментирует свой вариант







Учащиеся, опираясь на материал 10 класса, и прорабатывая информационную карту дают определения понятиям.

Учащиеся с опорой на инф. карту дают определения основным понятиям прожиточный минимум, малообеспеченная семья, малоимущая семья среднедушевой доход семьи., региональные выплаты




Групповая работа

Учащиеся работают с таблицей Excel, производят расчеты






Представитель каждой семьи комментирует и приводит аргументы «за и «против»

Самооценка правильности ответов





Оценка экспертной группы, доводы и опровержения по результатам практического задания








Индивидуальное информационное сообщение ученика с опорой на презентацию с опережающим заданием о семейной ипотеке в России.

Цели и задачи.



Обсуждают в группе

достоверность информации,




Учащиеся знакомятся с условиями банков по предоставлению льготных условии ипотеки


проводят расчеты

фиксируют общую точку зрения,,

озвучивают результат.






Анализируют предложения от банков

Выделяют основные отличия

Включается эксперт. Оценивают результат работы, руководствуясь

таблицей на мониторе

проводит анализ и приводит аргументы за или против.






Вступают в дискуссию
























Познавательные: критически оценивать и обобщать информацию на основе справочного материала



Познавательные:

-овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию.

-осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию,


Регулятивные

отрабатывают навыки работы с техникой





Коммуникативные:

Умение работать в группе, распределять нагрузку, отвечают за конечный результат

Слушать и понимать друг друга










Регулятивнвые:

- применяют полученные знания для будущих ориентиров в социально-экономическом пространстве


Познавательные Информационное просвещение, выход за рамки учебного предмета

Личностные

Осознание роли государства в социально-демографической сфере



















Регулятивные

Строят логическую цепь рассуждений. Учатся выделять главное, работать с понятиями. Осваивают метод синтеза, составление таблицы


Регулятивные

усвоение понятийного ряда















Регулятивные

Учатся критическому восприятию и осмыслению;

Формированию собственного заключения;

умения работать с дополнительными программами,





Коммуникативные

Отрабатывают умения работать в команде


Регулятивные

Применение теоретических знаний на практике


систематизировать процессы начисления пособий и их правильные расчеты


Умение логически мыслить, выстраивать цепь рассуждений в последовательности, самоанализ и самооценка.



Регулятивные


Критическое восприятие и осмысление социальной политики в банковской сфере


Умение взаимодействовать с банками

Познавательные

Отработка основных понятий «семейная ипотека»





Регулятивные

Навыки ИТ технологий, алгоритм действий перехода с личного телефона, создание ссылок




Регулятивные

Умения вычислять проценты по ставке кредитования

навыки работы в сфере ИКТ,

умение составлять таблицу и расчеты основных условий для выдачи кредита













Коммуникативные

Навыки публичного выступления, умения аргументировать свой выбор
















II этап

Рефлексия.

2 урок – 10 мин







Немного юмора (учитель обществознания)

Согласны ли вы с бытовой шуткой «Какой клей самый стойкий: «Момент» или «Секунда»? Ответ: нет-ипотека. Клеит прочно и на вечно.

Так все же, готовы ли вы приклеиться к ипотеке?





Учитель просит экспертов найти доводы «За и против»





Цель на данном этапе: доказать и показать роль государства в реализации Программы «Поддержки материнства и детства.

С каким материалом мы сегодня работали, на какие вопросы вместе искали ответы.




Учитель обществознания демонстрирует конечный результат учебной деятельности с использованием подготовленной заранее таблицы.

Таблица «Сводные социальные выплаты материнства и детства»



Учитель предлагает из геометрических фигур, составить пирамиду

(основе прямоугольник- экономическая подушка семьи, квадрат-социальная поддержка государства и треугольник -семья.

Продемонстрируйте свой вариант пирамидки,

учитель на магнитах крепит свой вариант пирамиды)


Я очень рада, что сегодня у нас полное взаимопонимание в вопросе о месте и роли государства, для поддержки семей с детьми. Я, как и вы- для обеспечения своей семьи, рассчитываю на свою подушку безопасности. Однако, при определенных трудностях на этапе рождения и воспитания детей мы можем рассчитывать на поддержку государства.

И памятки, подготовленные вам «Будущим родителям», надеюсь помогут вам в жизни.

Сейчас все пособия можно оформить на «Госуслугах»

















Учащиеся вступают в дискуссию







Эксперты подводят итог, обобщают и делают вывод


Ученики отвечают







Фотографируют







Ученики демонстрируют

вариант своих пирамид



Метапредметные:

умения обосновывать выбор гражданина;

умения производить расчеты

применять основные экономические понятия на практике

производить первичные мониторинговые исследования

Коммуникативные:

Навыки работы в команде

навыки общения

Регулятивные

Умение выделять главное, обобщать. Видеть целостную картину социальной политики в стране


Личностные

Осознание роли государства для поддержки молодых семей и детства;

Способствовать формированию ответственного отношения за своих будущих детей







IV Оценочный этап 5 мин.

Достигли ли мы своей цели?

Оценивание результата работы на уроке:

Самооценка экспертов. Выставление оценок учителем




Председатель экспертной группы озвучивает решение по итогам работы на уроке




















Учащиеся выборочно отвечают.

Метапредметные:

Умения опираться на логику и выделять структуру.

Доказывать обоснованность выхода из различных

Применять знания к оформлению презентации

Коммуникативные

Навыки публичного выступления

Взаимодействия с экспертной группой. Умения выслушать

различные точки зрения и принимать оценку своих одноклассников



Личностные:

Вырабатывать стремление к цели, на практике взаимодействовать с различными государственными ведомствами, защищать интересы своей семьи


V Этап формирования домашнего задания. 2 мин

Домашнее задание: обсудите с родителями. Все ли выплаты получают от государства ваша семья. Какие выплаты предусмотрены конкретно вашей семье


Учащиеся записывают дом. задание

Коммуникативные

Связь поколений,

просветительская деятельность

Регулятивные

Самоорганизация при выполнении домашнего задания

Предметные

Применение теоретического материала с практической жизнью в семье









































Справочный материал к практическая часть №1

Выделите принципиальные отличия статуса малоимущие от статуса малообеспеченные
Малоимущими признаются те семьи, в которых средний доход на одного члена меньше прожиточного минимума в регионе за последние три месяца.

В состав семьи при этом входят все взрослые и дети, проживающие вместе:

  • супруги,

  • их родители

  • братья и сестры и т д.

Важно знать! Все доходы учитываются до вычета налогов и сборов. В расчет берется не только зарплата взрослых, но и другие доходы: стипендии, пенсии, проценты по счетам и вкладам.

Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно обратиться в органы соцзащиты.

Они рассмотрят заявление и выдадут справку. С помощью нее семья сможет получать льготы.
Для некоторых выплат применяется формулировка «малообеспеченная семья» либо «находящаяся в сложной финансовой ситуации семья». В этом случае оценивается не только доход семьи, но и собственность.

Вот какое имущество может быть в собственности у семьи, чтобы ее признали малообеспеченной:
-квартира или комната (если квартир несколько, их суммарная площадь не должен превышать 24 кв .метра на 1 человека;

-частный дом любой площади (если домов несколько, их суммарная площадь не должна превышать 40 кв метров на 1 человека;

-садовый дом

-гараж или машино -место (если семья многодетная, в ней есть человек с инвалидностью или семья получила транспортное средство по программе соцподдержки, то гаражей или машино-мест может быть два;

-земельные участки суммарной площадью не более 0,25 га в городе или 1 га в сельской местности;
-нежилое помещение;

-суммарный доход семьи от процентов по вкладам и счетам в банке меньше прожиточного минимума в регионе;

-автомобиль или мотоцикл (если семья многодетная, в ней есть человек с инвалидностью или семья получила транспортное средство по программе соцподдержки, то автомобилей или мотоциклов может быть два;

- автомобиль должен быть младше пяти лет;

-одна единица самоходной техники младше пяти лет (если она предоставлена по соц. поддержке,в семье может быть две единицы (катер или моторная лодка младше пяти лет.)
Малообеспеченной или малоимущей семьей также не признают, если у взрослого члена семьи нет дохода по объективным причинам. Это называется правило нулевого дохода.

Неработающий член семьи должен обосновать, почему он не получает деньги. Объективными причинами считаются:

официальный статус безработного (его нужно получить в центре занятости);
уход за ребенком до 3-х лет

официально оформленный уход за членом семьи с инвалидностью, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы или нуждающимся в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет. непрерывное лечение более 3-х месяцев или уход за больным ребенком, который проходил такое лечение

военная служба, включая три месяца после демобилизации;
лишение свободы и нахождение под стражей, включая три месяца после освобождения;
наличие ребенка до 18 лет у единственного родителя (родитель считается единственным, когда второй родитель внесен в запись акта о рождении со слов матери или не вписан, умер, пропал без вести;

статус многодетной семьи (объективной причиной может воспользоваться только один из родителей);

очное обучение без стипендии до 23 лет;

беременность;

Важно знать


Правило нулевого дохода не применяется к мобилизованным и к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Важно научиться

Как рассчитать среднедушевой доход, для получения статуса малоимущей семьи

Для получения статуса малоимущей семьи в расчет берутся доходы за последние три месяца. Их нужно отсчитывать от даты обращения в соцзащиту.
Пример расчета. Супруги из Владимирской области воспитывают двоих детей, старшему из которых 19 лет, а младшему — пять лет. Отец получает 26 тыс. рублей до вычета НДФЛ, а мама — 17 тыс. рублей до вычета. Старший учится в университете и получает стипендию (1 755 рублей, налогами не облагается). Сначала нужно сложить все доходы семьи. 44 755 рублей — это доход семьи за месяц. Далее полученную сумму нужно разделить на четыре — количество членов семьи. Получается, что на одного члена семьи приходится 11 188 рублей.
Размер прожиточного минимума во Владимирской области в 2023 году — 13 944 рубля. Это больше, чем среднедушевой доход

представленной семьи, а значит, они могут получить статус малоимущих

Если бы супруги продали за последние три месяца какое-то имущество или их сын получил надбавку к стипендии, то месячный доход умножается на три, далее прибавляется дополнительный доход. Полученная сумма делится на три и только потом на количество членов семьи

Чтобы получить выплаты для малообеспеченных семей, например единое пособие, расчетный период составляет уже 12 месяцев, которые предшествуют месяцу до месяца обращения за пособием. Например, если вы подаете заявление в январе 2023 года, расчетным периодом считается промежуток с декабря 2021 года по ноябрь 2022 года.

Пример расчета.

Семья из двух человек — мама и ребенок пяти лет — живут в Нижнем Новгороде. Женщина работает официально и получает 16 тыс. рублей до вычета налога. Из имущества только квартира. Среднедушевой доход семьи — 8 тыс. рублей, а прожиточный минимум в Нижегородской области — 13 513 рублей. Соответственно, в пособии семье не откажут.
Цель пособий для малоимущих и малообеспеченных семей — обеспечить семье минимальный уровень жизни, подняв их доходы до прожиточного минимума на одного человека.

Используя интернет- ресурс, определите льготы и пособия для малоимущих в Иркутской области

Подробнее на сайте Banki.ru https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10978373

Практическое применение знаний

Докажите обоснованность отказа гр. Кондратьевой В.А. как малоимущей семье.

Самопроверка

Вариант ответа

Супруги Иркутской области воспитывают двоих детей, старшему из которых 19 лет, а младшему — пять лет. Отец получает 26 тыс. рублей до вычета НДФЛ, а мама — 17 тыс. рублей до вычета. Старший учится в университете и получает стипендию (1 755 рублей, налогами не облагается).

Сначала нужно сложить все доходы семьи. 44 755 рублей — это доход семьи за месяц. Далее полученную сумму нужно разделить на четыре — количество членов семьи.

Получается, что на одного члена семьи приходится 11188 руб.

Обоснуйте свой вывод







Семейная ипотека (Краткая справка) С начала 2023 года изменились условия господдержки в части предоставления семейной ипотеки по ставке до 6% годовых. Теперь ее могут оформлять семьи, в которых:

с января 2018 года по 31 декабря 2023 года родился первый или последующий ребенок воспитываются два и более несовершеннолетних ребенка вне зависимости от их даты рождения; воспитывается ребенок с инвалидностью.

Первоначальный взнос по такому кредиту должен быть не меньше 15%. Максимальная сумма кредита – 12 млн рублей для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области, и 6 млн рублей – для остальных регионов.

Купить по такой программе можно строящееся или готовое жилье у застройщика. Еще кредит можно использовать для строительства индивидуального жилого дома или покупки земельного участка с дальнейшим строительством на нем частного дома. Главное, чтобы строительство проходило по официальному договору подряда с юрлицом или ИП.

Льготная ипотека

Это программа господдержки подходит для тех, у кого еще нет детей, но кто хочет купить квартиру в новостройке или построить свой дом. Программа доступна всем совершеннолетним гражданам России без ограничений по семейному положению – по ней можно взять ипотечный кредит по ставке до 8%. От 450 тысяч до 1 млн рублей на погашение ипотеки

Многодетные семьи, в которых третий или последующий ребенок родился после 1 января 2019 года, могут воспользоваться еще одной программой поддержки. Они могут получить до 450 тыс. рублей на полное или частичное погашения ипотеки. В Дальневосточном федеральном округе выплата составит 1 млн рублей.











Практическая часть 2 Кто «за» - кто « против?»

























Памятка

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно

С 1 января 2023 года в Иркутской области установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (в возрасте от 0 до 17 лет). Обращаться за назначением и выплатой ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка необходимо в Фонд пенсионного и социального страхования посредством портала госуслуг, МФЦ либо лично. 

Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (в возрасте от 0 до 17 лет) включает в себя ряд мер социальной поддержки, установленных семьям с детьми, в том числе ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно. Выплата на ребенка с 3 до 7 лет и ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка на одного и того же ребенка одновременно не назначаются.

Поэтому право на получение назначенной до 1 января 2023 года ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно сохраняется до окончания периодов, на которые данная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.


Консультации по вопросам предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно осуществляются:

- по бесплатному многоканальному номеру Единого контактного центра: 8 800 100 0001 


- по телефонам горячих линий управлений социальной защиты населения по месту жительства управления социальной защиты населения: почтовые адреса, телефоны и адреса электронной почты (АКТИВНАЯ ССЫЛКА!)


по телефону горячей линии министерства социального развития, опеки и попечительства региона: (8-3952) 25-33-07 в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00, 

по номеру социального телефона: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00 звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным


Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно


С 1 января 2023 года в Иркутской области установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (в возрасте от 0 до 17 лет). Обращаться за назначением и выплатой ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка необходимо в Фонд пенсионного и социального страхования посредством портала госуслуг, МФЦ либо лично. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (в возрасте от 0 до 17 лет) включает в себя ряд мер социальной поддержки, установленных семьям с детьми, в том числе ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно.

Выплата на ребенка с 3 до 7 лет и ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка на одного и того же ребенка одновременно не назначаются.Поэтому право на получение назначенной до 1 января 2023 года ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно сохраняется до окончания периодов, на которые данная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Консультации по вопросам предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно осуществляются:

- по бесплатному многоканальному номеру Единого контактного центра: 8 800 100 0001 

- по телефонам горячих линий управлений социальной защиты населения по месту жительства управления социальной защиты населения: почтовые адреса, телефоны и адреса электронной почты (АКТИВНАЯ ССЫЛКА!)

по телефону горячей линии министерства социального развития, опеки и попечительства региона: (8-3952) 25-33-07 в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00, 

по номеру социального телефона: 8-800-100-22-42, в будние дни 09.00-13.00, 14.00-18.00 звонок на номер с любой территории Иркутской области является бесплатным



Единое пособие на детей

С 1 января 2023 года вступил в силу закон, который объединяет все меры господдержки семей с детьми до 17 лет и беременных женщин. Единое пособие будут получать те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум на душу населения в субъекте.

Новая выплата включает:

  • ежемесячное пособие беременной женщине, вставшей на учет в течение первых 12 недель беременности;

  • пособие по уходу за ребенком до полутора лет нетрудоустроенным родителям;

  • ежемесячную выплату на первого, третьего или последующих детей до трех лет;

  • ежемесячную выплату на детей от трех до семи лет;

  • ежемесячную выплату на детей от восьми до 17 лет.

Размер единого пособия считается в индивидуальном порядке — в зависимости от нуждаемости семьи выплата составит от 50 до 100% регионального прожиточного минимума.





Единовременное пособие при рождении ребенка

В 2023 году при рождении ребенка родители (опекуны, усыновители и приемные родители) могут получить единовременную выплату в размере 23 011 рублей. Максимальный размер пособия по беременности и родам при декретном отпуске в 140 дней будет составлять 383 179 рублей.

В регионах есть различные дополнительные выплаты на детей. К примеру, зарегистрированные в Москве по месту жительства могут претендовать на:

  • единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям (до 36 лет);

  • единовременную компенсацию на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка.

  • Пособие по уходу за ребенком

Трудоустроенные родители получают пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Оно составляет 40% от среднего заработка за два последних года. Максимальная сумма пособия в 2023 году составляет 33 282 рубля. Выплата из маткапитала до трех лет

Кроме единого пособия, можно оформить ежемесячную выплату из маткапитала на ребенка до трех лет. Ее могут получить семьи со среднедушевым доходом не больше двух прожиточных минимумов. На одного ребенка пособие выплачивается в размере одного регионального прожиточного минимума для детей.



Материнский капитал

В целом материнский капитал с начала 2023 года увеличился до 589,5 тыс. рублей за первого ребенка. Если в семье родится второй ребенок, то сумма материнского капитала составит 779 тыс. рублей.

Если родители уже получали сертификат на первенца, то доплата за второго ребенка составит 189,5 тыс. рублей.

Материнский капитал можно направить на:

  • образование ребенка,

  • улучшение жилищных условий (в т.ч. на ипотеку),

  • на формирование накопительной части пенсии матери,

  • на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов,

  • на ежемесячную выплату.

От 450 тысяч до 1 млн рублей на погашение ипотеки

Многодетные семьи, в которых третий или последующий ребенок родился после 1 января 2019 года, могут воспользоваться еще одной программой поддержки. Они могут получить до 450 тыс. рублей на полное или частичное погашения ипотеки. В Дальневосточном федеральном округе выплата составит 1 млн рублей.







Правовые источники


ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
другими нормативно-правовыми актами.


Электронный ресурс

https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10978373

kommersant.ru


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!