Тема | Как люди заселяли Землю |
Цели урока | Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли; Выяснить, как возникло земледелие и животноводство; Выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды. Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; формировать навыки самостоятельной и групповой работы; Воспитание экологически грамотной личности |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) | Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы Коммуникативные: работа с текстом, картами и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира |
Основные понятия | Расселение людей на Земле. Присваивающее хозяйство. Земледелие. Животноводство. Приспособление к окружающей среде. |
Решаемые проблемы | Как и почему люди расселялись по Земле. Как возникли земледелие и животноводство. Как люди приспосабливались к новым условиям жизни |
Деятельностный компонент урока | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле; анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Выявить целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; раскрыть значимость приспособления людей к жизни в различных условиях. |
Работа с учебником | комментированное чтение; работа с рисунками учебника, терминами, картой |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный Моментмотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса на этапе 1: – Ребята! Мы с вами изучали материки, которые есть на Земле. –Вспомните, сколько материков на Земле? (6) –Назовите самый большой материк, самый жаркий материк, самый холодный материк? (Евразия, Африка, Антарктида). | Формулирование ответов на вопросы учителя |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: актуализировать знания о местах появления первых людей современного типа, условиях, которые влияли на расселение, зафиксировать затруднение в пробном действии . Организация учебного процесса на этапе 2: Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить какие материки есть на Земле, поэтому, начнем урок с географической разминки по карте. Работа будет в паре. Возьмитесь за руки, покажите, что вы команда. Обучающимся предлагается провести географическую разминку в паре, кто-то у карты. Откройте атлас в приложении учебника на с.176-177. Я буду называть материки, а вы показывайте друг другу по карте. Один человек у карты. Найдите и покажите на карте материк - Африку, Евразию, Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду. А теперь, ребята, подумайте над вопросами и попробуйте дать на них ответы: На каком материке мы живем? На других материках живут люди? Знаете ли вы, на каком материке появились первые люди современного типа? Почему люди расселялись по Земле? Почему население Земли росло? Что вы знаете о способах, с помощью которых люди приспособились к природным условиям? | Формулирование ответов на вопросы учителя. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений На какой вы затрудняетесь ответить? Итак, вы наверное уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Что мы с вами будем изучать? Как люди заселяли Землю. Откройте учебник на с.58 и давайте уточним тему урока. Как вы думаете, почему люди расселялись по Земле? Что заставляло их заселять новые территории? С какими трудностями людям пришлось бороться? Что помогало людям устроиться на новом месте? | Запись темы урока на доске, в тетрадях |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе для достижения целей Организация учебного процесса на этапе 4: Чтобы найти ответы на эти вопросы, вам необходимо выработать план действий Работу предложить обсудить в парах. Ребята выстраивают свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов при выполнении заданий, выводится единый вариант. Он должен быть такой: 1. Прочитай внимательно вопрос. 2. Найди источник информации, который может тебе помочь. 3. Внимательно изучи источник информации. 4. Сделай вывод. | Формулирование ответов на вопросы учителя, собственного мнения и аргументировать его.
|
Физкультминутка | | Выполняют упражнения |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе 5: учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы по очереди, проговаривая ответы друг другу, сверяясь с ответом в учебнике 1. Где появились первые люди современного типа и почему они расселялись по Земле? (Правильный ответ – учебник, с.58) 2.Возникновение земледелия и животноводства – важный этап в развитии человечества. Почему? (Правильный ответ – учебник, с.59) 3. Как люди приспосабливались к новым условиям жизни? (Правильный ответ – учебник, с.60) | Формулирование ответов на вопросы учителя |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель этапа: провести самостоятельную работу, провести самопроверку по готовому эталону для самопроверки, учащиеся зафиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки. Организация учебного процесса на этапе 7:
Выполняют работу. После выполнения работы проводится проверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 8: Какую цель мы поставили в начале урока? (Узнать, как и почему люди расселялись по Земле) С какими источниками информации мы работали? Что нового вы узнали на уроке? А теперь возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте знаком « + » те высказывания, с которыми вы согласны: У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1. Изучить §16 . 2. Ответить на вопросы , выучить понятия. 3. Творческое задание: «Жилища народов мира». Строительство жилищ с учётом природных особенностей территорий. Сообщения, рисунки, макеты. | Записывают задание |