СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе на тему: "Как люди открывали Землю. Контрольная работа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №3.  Как люди открывали Землю. Контрольная работа.

Цель:

 - закрепить знания, как открывались материки Австралия, Антарктида;

-проверить знания о значении открытий русских путешественников и землепроходцев;

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки.

Когнитивный компонент урока: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.

Деятельностный компонент урока: изучить текст §3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных - землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Эмоционально - целостный компонент урока: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепрходцев в освоении новых земель. 

Личностные УУД: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Предметные УУД: Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (В Интернете и в тексте учебника географическую) о накоплении географических знаниях. 

Регулятивные УУД

Работа с картой.

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Познавательные УУД:

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе на тему: "Как люди открывали Землю. Контрольная работа"»

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Тема

Как люди заселяли Землю

Цели урока

Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли;   
Выяснить, как возникло земледелие и животноводство; 
Выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.  
Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
Воспитание экологически грамотной личности

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

  • Предметныеопределять по карте гипотетические места происхождения человека, пути его расселения,систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

  • Метапредметные:

  • Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

  • Коммуникативные: работа с текстом, картами и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

  • Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  • Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира

Основные понятия

Расселение людей на Земле. Присваивающее хозяйство. Земледелие. Животноводство. Приспособление к окружающей среде. 

Решаемые проблемы

Как и почему люди расселялись по Земле. Как возникли земледелие и животноводство. Как люди приспосабливались к новым условиям жизни

Деятельностный компонент урока

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле; анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды. 

Эмоционально-ценностный компонент урока

Выявить целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; раскрыть значимость приспособления людей к жизни в различных условиях. 

Работа с учебником

комментированное чтение; работа с рисунками учебника, терминами, картой


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный Моментмотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса на этапе 1: 
– Ребята! Мы с вами изучали материки, которые есть на Земле.
–Вспомните, сколько материков на Земле? (6)
–Назовите самый большой материк, самый жаркий материк, самый холодный материк? (Евразия, Африка, Антарктида).

Формулирование ответов на вопросы учителя

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о местах появления первых людей современного типа, условиях, которые влияли на расселение, зафиксировать затруднение в пробном действии . Организация учебного процесса на этапе 2:
Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить какие материки есть на Земле, поэтому, начнем урок с географической разминки по карте. Работа будет в паре. Возьмитесь за руки, покажите, что вы команда.
Обучающимся предлагается провести географическую разминку в паре, кто-то у карты. Откройте атлас в приложении учебника на с.176-177. Я буду называть материки, а вы показывайте друг другу по карте. Один человек у карты. Найдите и покажите на карте материк - Африку, Евразию, Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду.
А теперь, ребята, подумайте над вопросами и попробуйте дать на них ответы:
На каком материке мы живем? На других материках живут люди? Знаете ли вы, на каком материке появились первые люди современного типа? Почему люди расселялись по Земле? Почему население Земли росло? Что вы знаете о способах, с помощью которых люди приспособились к природным условиям? 

Формулирование ответов на вопросы учителя. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений
На какой вы затрудняетесь ответить?
Итак, вы наверное уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Что мы с вами будем изучать? Как люди заселяли Землю.  Откройте учебник на с.58 и давайте уточним тему урока. 
Как вы думаете, почему люди расселялись по Земле? Что заставляло их заселять новые территории? С какими трудностями людям пришлось бороться? Что помогало людям устроиться на новом месте? 


Запись темы урока на доске, в тетрадях

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе для достижения целей Организация учебного процесса на этапе 4:
Чтобы найти ответы на эти вопросы, вам необходимо выработать план действий 
Работу предложить обсудить в парах. Ребята выстраивают свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов при выполнении заданий, выводится единый вариант. Он должен быть такой:
1. Прочитай внимательно вопрос.
2. Найди источник информации, который может тебе помочь.
3. Внимательно изучи источник информации.
4. Сделай вывод. 

Формулирование ответов на вопросы учителя, собственного мнения и аргументировать его.

Физкультминутка


Выполняют упражнения

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5: учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы по очереди, проговаривая ответы друг другу, сверяясь с ответом в учебнике 1. Где появились первые люди современного типа и почему они расселялись по Земле? (Правильный ответ – учебник, с.58) 2.Возникновение земледелия и животноводства – важный этап в развитии человечества. Почему? (Правильный ответ – учебник, с.59) 3. Как люди приспосабливались к новым условиям жизни? (Правильный ответ – учебник, с.60) 

Формулирование ответов на вопросы учителя

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: провести самостоятельную работу, провести самопроверку по готовому эталону для самопроверки, учащиеся зафиксируют затруднения, определяют причины ошибок и исправляют ошибки.
Организация учебного процесса на этапе 7:

Выполняют работу. После выполнения работы проводится проверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления



8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 8: Какую цель мы поставили в начале урока? (Узнать, как и почему люди расселялись по Земле) С какими источниками информации мы работали? Что нового вы узнали на уроке? А теперь возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте знаком « + » те высказывания, с которыми вы согласны:
У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Изучить §16 . 
2. Ответить на вопросы , выучить понятия.
3. Творческое задание: «Жилища народов мира». Строительство жилищ с учётом природных особенностей территорий. Сообщения, рисунки, макеты.


Записывают задание













Раздаточный материал:
Самостоятельная работа:
1.Ученые считают, что первые люди современного типа появились:
А.В Южной Европе Б.В Юго-Западной Азии В.В Восточной Африке и Юго-Восточной Азии
2. Исключите неверный ответ. В первую очередь древние люди заселяли территории: А.С плодородными почвами Б. С большими запасами съедобных растений В. С отсутствием хищников Г. С мягким климатом 
3. Человек расселился по всем материкам, кроме . . .
4. Хозяйство, которое люди вели вначале (охота, рыболовство, собирательство) называется . . .
5.Возникновение земледелия и животноводства привело к тому, что . . .


Эталон для самопроверки самостоятельной работы:
1.Ученые считают, что первые люди современного типа появились:
А.В Южной Европе Б.В Юго-Западной Азии В.В Восточной Африке и Юго-Восточной Азии
2. Исключите неверный ответ. В первую очередь древние люди заселяли территории: А.С плодородными почвами Б. С большими запасами съедобных растений В. С отсутствием хищников Г. С мягким климатом 
3. Человек расселился по всем материкам, кроме . . . Антарктиды
4. Хозяйство, которое люди вели вначале (охота, рыболовство, собирательство) называется . . . присваивающим
5.Возникновение земледелия и животноводства привело к тому, что . . . произошел рост численности населения
Критерии для оценки: без ошибок – оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки – оценка3.


Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему 
Я понял то, как и почему люди заселяли Землю
Я умею приводить примеры приспособления людей к условиям жизни
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе
Я доволен своей работой на уроке
Я считаю, сегодня лучше всех поработал (а) . . .


Карточки с заданиями для групп:

Вопрос№1 (карточка для 1 группы)
Где появились первые люди современного типа и почему они расселялись по Земле?
Источники информации: текст учебника на с.58 «Как и почему люди расселялись по Земле», карта на стр. 183 «Вероятные пути расселения человека по Земле».
Задание. Заполните пропуски в предложениях.
Ученые считают, что первые люди современного типа появились в . . . То хозяйство, которое вели люди вначале называется . . .
 
К настоящему времени люди расселились по всем материкам, кроме . . . Поиск новых земель для заселения связан с . . .
 
Сначала люди заселяли территории с _____________________ климатом, а позже территории с более_____________________ климатом.
 

Вопрос№2 (карточка для 2 группы)
Возникновение земледелия и животноводства – важный этап в развитии человечества. Почему?
Источники информации: текст учебника на с. 58-59 «Как возникло земледелие и животноводство?», Слайд из ЭП «Древний земледелец» 
Задание. Выясните: 
1.Что такое земледелие? . . .
2.Что такое животноводство? . . .
3.Переход от присваивающего хозяйства к земледелию и животноводству был важен для развития человечества. Земледелие и животноводство оказались надежнее: можно регулярно собирать урожай, делать запасы. Это привело к тому, что . . . 

Вопрос №3. (карточка для 3 группы)
Как люди приспосабливались к новым условиям жизни? 
Источники информации: текст учебника на с.59-60 «Как люди приспосабливались к новым условиям жизни?», рисунки в учебнике 39, 40 на с.59
Задание: Найдите в тексте параграфа выражения, которые помогают понять, как люди приспособились к условиям жизни? Какова жизнь людей на побережье Северного Ледовитого океана? в пустынях? Как в нашей местности люди приспособились к природным условиям?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей