МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) г. Таганрога
Учитель географии высшей категории
Сычев Николай Васильевич
Урок географии 9 класс.
Тема: «Волга – главная река России.»
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе, интереса к путешествиям;
- метапредметные: развитие воображения, памяти, речи и наблюдательности;
- предметные: рассмотрение географического положения реки Волги, особенностей населения Поволжья, экологических проблем, совершенствование навыков работы с картой.
Оборудование:
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.
В мире очень много красивых и замечательных мест, которые привлекают своей красотой. Но что может быть приятней и лучше родных и близких сердцу мест? Россия очень богата природными ресурсами, пожалуй, как не одна страна в мире. И одно из наших природных чудес – великая русская река Волга.
2. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
Эпиграф к уроку: Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Н.Палкин.
Без воды нет жизни. А разве вода это только бесцветная жидкость, что налита в стакан? Вода – великий художник. Она повсюду. Но человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет лишь 2% гидросферы – это внутренние воды.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по теме «Реки» на примере реки Волги.
3. Постановка учебной задачи.
Почему тема урока звучит так «Волга – главная река России» (Для жителей России – это символ страны. «Мать русских рек» воспета в литературе, живописи, песнях, фольклоре. Ни о какой другой реке не говорилось столько ласковых слов, как о реке Волге).
Ответы учеников…
Учитель. Волга в древности называлась Ра, в средние века – Итиль. Берёт начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море, образуя обширную дельту.
4. Изучение нового материала.
Ученик.
Отрывок о Волге из поэмы А. Твардовского «За далью даль».
Вот почему нельзя не верить,
Любуясь этою волной,
Что сводит Волга - берег в берег -
Восток и запад над собой;
Что оба края воедино
Над нею сблизились навек;
Что Волга - это середина
Земли родной.
Семь тысяч рек!
В степи к назначенному сроку,
Извечный свой нарушив ход,
Она пришла донской дорогой
В бескрайний плёс всемирных вод.
Её стремленью уступила
Водораздельная гора.
И стало явью то, что было
Мечтой ещё царя Петра;
Намёткой смутной поколений,
Нуждой, что меж несчётных дел
И нужд иных великий Ленин
Уже тогда в виду имел…
Пусть в океанском том смешенье
Её волна растворена,
Земли родимой отраженье
Уже и там несёт она…
Пусть реки есть, каким дорога
Сама собой туда дана
И в мире слава суждена, -
Пусть реки есть мощней намного -
Но Волга-матушка одна!
И званье матушки носила
В пути своём не век, не два -
На то особые права -
Она, да, матушка Россия,
Да, с ними матушка Москва…
Учитель. Свою любовь к Волге выразили многие музыканты, художники, поэты.
Показ слайдов о художниках и композиторах.
5. Географические особенности реки Волги.
Учитель:
Что же такое Волга с точки зрения географии?
Найдите исток и устье Волги.
На какой равнине она расположена?
Почему Волгу называют великой рекой, важнейшей водной артерией страны?
6. Значение Волги в хозяйстве страны.
- Почему на берегах Волги расположены многие крупные города?
(Потому что, Волга является источником питьевой воды, поставщиком электроэнергии. На Волге построено много ГЭС.)
- Волга-важнейшая транспортная артерия Европейской России. Как же используется река в хозяйстве страны?
Демонстрация заранее подготовленной презентации «Экологические проблемы Волги» (опережающее задание).
Выскажите своё отношение к данной проблеме. Касается ли она и нас?
7. Население Поволжья.
Учитель. С помощью карт атласа, определите народы населяющие бассейн реки Волги. Какие крупные города, расположены на ее берегах.
(русские, татары, казахи, калмыки и др. Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Сызрань, Саратов, Волгоград, Астрахань.)
Виртуальное путешествие по некоторым крупным городам расположенных на берегах Волги. (опережающее задание).
8. Закрепление изученного материала.
- Почему Волгу называют великой русской рекой?
- Волга важнейшая водная артерия. Почему?
- Какова роль Волги В жизни России?
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
4. Практическая деятельность учащихся.
Выступление поисково – творческих групп:
гидрологические особенности Волги (водохранилища, каналы);
произведения искусства, посвящённые Волге;
исторические события на Волге;
проблемы загрязнения реки Волги;
программа «Возрождение Волги».
Работа в тетрадях. Запись основного содержания выступлений творческих групп.
Водохранилища на реке Волге:
(Рыбинское, Иваньковское, Угличское, Горьковское, Куйбышевское, Чебоксарское, Саратовское)
ГЭС на Волге:
(Иваньковская, Рыбинская, Угличская, Нижегородская, Жигулёвская, Чебоксарская, Саратовская, Волжская)
Важные исторические события на реке Волге:
(Восстание Степана Разина, монголо-татарское нашествие, Сталинградская битва).
Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели, поэты, художники, композиторы.
Картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Шторм на Волге»
И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
И. Шишкин «Первый мост через Волгу»
Поэты: А. С. Пушкин «Невольно к этим грустным берегам
Меня влечёт неведомая сила»
Н. А. Некрасов «О, Волга!....колыбель моя!»
Песни на стихи известных российских поэтов:
Л. Ошанин «Издалека долго течёт река Волга»
А. Навроцкий «Есть на Волге утёс»
Проблемы загрязнения реки Волги:
Сточные воды (20 куб. км. в год) – это в 3,5 раза больше, чем в реках России;
Органические вещества и нефтепродукты. Основные виновники – коммунальные хозяйства и АПК;
Создание каскада водохранилищ привело к значительному снижению интенсивности самоочищения, к деградации экосистемы.
По бассейну реки Волги экологически чистой воды составляет 3 % от общих ресурсов поверхностных вод.
Программа «Возрождение Волги»
Обеспечение населения высококачественной питьевой водой
Охрана и рациональное природопользование малых рек
Совершенствование системы контроля и эксплуатации;
Очистка хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод.
Учитель: Повторим понятия по теме: «Реки»
Цель: проверить знания учащихся основных терминов, понятий и определений по теме.
В тесте-матрице рядом с понятиями вписать номера подходящих их характеристик и определений, используя таблицу.
Тест – матрица
Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих их характеристик (из таблицы)
Ответы ученика (цы)…….класса Ф.И……… |
№ понятия | ответы | № понятия | ответы | № понятия | ответы |
| | | | | |
река | 7, 12 | половодье | 8, 9 | межень | 5, 6 |
| | | | | |
падение реки | 4,15 | бассейн реки | 11 | паводок | 10 |
| | | | | |
водораздел | 13, 14 | режим реки | 1 | речная система | 3 |
| | | | | |
| | | | уклон реки | 2 |
Тесты-матрицы оценивает учитель
Таблица понятий и определений. Реки.
1.Изменение состояния реки во времени | 2. Отношение падения реки к её длине | 3. Главная река со всеми притоками | 4.Превышение истока реки над устьем | 5. Время низкой воды в реке |
6. Явление обусловлено жаркой или морозной погодой, когда поверхностный сток в реке невелик или вообще отсутствует, а питание реки только грунтовое | 7.Постоянные потоки воды, текущие в выработанными ими углублениями рельефа | 8. Ежегодно повторяющиеся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное увеличение воды в реке | 9.Ежегодное поднятие уровня в реке Волге, вызванное весенним таянием снега | 10.Кратковременные поднятия уровня воды в реке в результате сильных дождей |
11.Местность, с которой река с притоками собирает воду | 12.Естественный водоток, имеющий исток, устье, долину | 13. Горы, горные хребты, возвышенности | 14. Граница между двумя речными бассейнами | 15. Разность отметок высот воды в реке между её истоком и устьем |
Заключительное слово учителя.
Мы живём с вами на берегу маленькой реки Очёр, которая несёт свои воды в могучую реку Волгу, поэтому мы тоже несём ответственность за чистоту этой реки.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений?
Строить очистные сооружения, а некоторые реконструировать;
Совершенствовать технологию производства на предприятиях;
Вести оборотную систему водоснабжения;
Экономия потребления воды.
Вывод: «Берегите воду!»
«Пусть на Земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в ней навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою,
Все люди, взрослые и дети,
Храните речку светлую мою!»
5. Рефлексия.
Что я изучил на уроке …………..
Полученные знания мне……………..
6. Домашнее задание: нанести на контурную карту водохранилища и каналы, соединяющие реку Волгу с другими реками.
Литература
Иванова В.Н. География. 7-10классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград: Учитель, 2009.
Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет – викторины. Волгоград: Учитель, 2011.
Моргунова А.Б. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства. Волгоград: Учитель, 2009.