СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 6 класс по теме "Погода"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с переходом всех образовательных учреждений на новые государственные стандарты общего образования разработан урок по географии для учащихся 6 класса на основе авторской программы под редакцией Е. М. Домогацких издательства "Русское слово".Данный урок разработан в русле ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 6 класс по теме "Погода"»

Учитель МКОУ «Верхнесолоновская СОШ» Суровикинского района

Бородко Вера Ильинична


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

География

Класс

6

Тема урока

Погода

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Давать определение понятиям: погода, воздушные массы; определять свойства воздушных масс; оперировать полученными знаниями

Ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют деятельность в учебной ситуации; выявляют причинно-следственные связи; оценивают уровень усвоения материала; корректируют свои ответы.

Проявляют Эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; выявление причин изменения погоды

Решаемые учебные проблемы

Формирование представления о погоде, причинах ее изменения, о предсказании погоды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Погода, Воздушная масса, Синоптическая карта.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедиа презентации PowerPoint

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний по теме «Атмосфера».

Деятельность учителя

Подводящий диалог

  • Что такое амплитуда температуры, как она находится?

  • От каких причин зависит атмосферное давление?

  • Что такое влажность воздуха, отчего она зависит?

  • Из каких облаков выпадает дождь, а из каких снег?

Деятельность учащихся

Вспоминают изученный ранее материал по теме: «Атмосфера», который связан с формулировкой данных вопросов; отвечают на поставленные вопросы.

2. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

. - Качу, качу яблочко по тарелочке,

Слушайте мальчики,

Слушайте девочки.

Ответь мне, хороший, пригожий дружок,

С чего же сегодня начать мне урок?

Быть может, с ответом пойдешь ты к доске,

Быть может, у парты застынешь в тоске,

А может, контрольную нам написать,

Иль новую тему начать изучать?


- А для того, чтобы узнать какую тему мы будем изучать на уроке , вам необходимо отгадать загадку.


Сегодня дождь, как из ведра.
Он льётся с самого утра.
А вчера гуляли вволю:
В роще, на лугу, по полю.
Так расщедрилась природа!
Эх, хороша была … (ПОГОДА)



«Ребята, вы наверное не раз слышали от своих родителей, бабушек, дедушек, что погода в последние годы очень быстро меняется? Давайте задумаемся, а почему же так происходит?»


Деятельность учащихся

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняя задания, выявляют противоречия, проговаривают и осознают их.

3.этап целеполагания

Деятельность учителя

И так, вперед за маленькими открытиями. А помощниками нашими будут знания, которые мы получили на предыдущих уроках. Сегодня у нас непростой урок, а урок - практикум. Это значит, что мы будем применять свои знания на практике. Следовательно, вашими задачами на сегодняшний урок будут:

  • научиться обрабатывать данные наблюдений за состоянием погоды;

  • анализировать эти данные, делать выводы;

  • научиться составлять кратковременный прогноз погоды.

  • Дать определение понятию воздушная масса.

  • Познакомить с синоптической картой.

Деятельность учащихся

Учащиеся выделяют и формулируют познавательные цели.

4.

Деятельность учителя

Вы будете работать в группах, групп у нас 3, у каждой группы есть руководитель, который в конце урока подаст мне сведения и табель с оценками за работу.


  • Метеорология;

  • Погода;

  • Воздушные массы;

Наблюдения за погодой.

Деятельность учащихся

Учащиеся работают в группах, осуществляют обобщение результатов деятельность. Учащиеся составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

5 "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя Как вы думаете, что такое погода? Давайте попробуем вместе найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос. Я дам вам несколько подсказок, с помощью которых вы сумеете сказать, что же такое погода. На доске скрыто определение погоды. Отвечая на мои вопросы, вы постепенно откроете все предложение.


Итак, подсказка № 1. Многие поэты описывали

в своих произведениях явления атмосферы. Послушайте отрывки из некоторых.


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

А. С. Пушкин


Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом,

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады над нашим домом…

Н. М. Рубцов


Ребята, какой слой атмосферы описан в стихотворениях поэтов? (Тропосфера) Достаточно ли знать только это?


-Как вы считаете можно ли сказать, что сегодня в России пасмурная холодная погода?

-Почему? (Погода в России разная: где-то пасмурно и холодно ,где-то теплая и ясная погода)



Просмотрите прогноз погоды в нашем регионе на текущую дату и заполните таблицу проекта. (используя интернет)

Исходя из данных, полученных на уроке и самостоятельной работы, попробуйте сформулировать определение погоды.

Погода – это состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.

Подсказка №2 .Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? Выберите из перечисленного главную причину этих изменений:

1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3. Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.

– Это перемещение воздушных масс.

Из текста параграфа запишите в тетрадь: «Что такое воздушная масса? Каковы свойства воздушной массы? Как изменяется погода с приходом воздушной массы? Как проводятся наблюдения за погодой? Почему нельзя точно предсказать погоду»

Деятельность учащихся

Учащиеся в группах обсуждают варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку полученных результатов, обнаруживают закономерности. Учащиеся обобщают результаты наблюдений, составляют план действий (алгоритм) и представляют его от группы.



6 Учебные действия по реализации плана.

Деятельность учителя– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда? Представим себя синоптиками и попробуем предсказать погоду по местным признакам.

Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды:

1. Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью. 
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
11.Сильная роса или иней ночью.
12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.

Задание: Запишите цифры устойчивой и неустойчивой погоды. (Выданы карточки-задания). Объясните пункты 4, 8, 13.

Учитель говорит ответы, взаимопроверка.

– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.

В настоящее время за каждый срок наблюдений составляют “карты погоды” – синоптические – это основа для предсказания погоды. Для их составления используют космические снимки. (Показать некоторые).

Деятельность учителя

Создаются условия для сотрудничества – работа в парах, группах. Создается ситуация успеха каждого. Учащиеся вступают в диалог, предлагают свои варианты ответов на вопросы по данному материалу.



7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Вспомним тему урока. Используя новые знания, ответьте на вопросы:

  • Зачем нужна метеорология?

  • Что такое прогноз погоды?

  • Кто разрабатывает прогноз погоды?

  • Почему изменчивость погоды – одно из главных ее свойство?

  • Какие параметры погоды отображаются на синоптических картах?

  • Почему нельзя точно предсказать погоду?

  • Назовите народные приметы, связанные с предсказанием погоды?

Какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

Деятельность учащихся

Учащиеся называют тему урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока. Отмечают услышанные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

8 Домашнее задание

То, что успели пройти, задается на дом § 20






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!