СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Внутренние воды Южной Америки" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок географии о внутренних водах материка с использованием презентации

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Внутренние воды Южной Америки" 7 класс»

Пояснительная записка


География – единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Она формирует общую культуру, в том числе и экологическую, необходимую для принятия глобальных решений на мировом уровне. Школьный курс географии вооружает подрастающее поколение знанием и пониманием географических процессов, взаимодействие общества и природы в различных регионах и странах мира.

Урок «Внутренние воды Ю. Америки» является важным необходимым элементом при изучении темы «Южная Америка» в 7 классе. После рассмотрения географического положения материка, климата и рельефа детям предлагается изучить внутренние воды материка, их особенности и взаимодействие.

Целеполагание:

  1. Образовательная цель:

Сформировать и классифицировать знания об особенностях рек и озер Ю. Америки.

  1. Воспитательная цель:

Продолжить формирование:

- навыков коллективной деятельности;

- экологической культуры;

- знаний о многообразии красоте и взаимосвязях в природе

  1. Развивающая цель:

Продолжить формирование навыков:

- творческой деятельности;

- работы с печатными источниками информации (атлас, дополнительная литература);

- составления опорного конспекта – таблицы.

Задачи

  1. Познакомиться с внутренними водами Ю.Америки.

  2. Дать характеристику рек и озер материка.


Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Форма урока: заочная экскурсия.

Оборудование:

Учителя: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, аудиосистема

Ученика: Заготовка таблицы – опорного конспекта, справочники по географии, домашние заготовки: сообщения по водопадам, по рекам, атлас.

Используемые методы: эвристический

Основная форма работы: индивидуальная

Структура урока:

  1. Определение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности.

  2. Подготовка к изучению нового материала и актуализации опорных знаний.

  3. Подразделение учебного материала на подтемы и организация групповой исследовательской работы.

  4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

  5. Постановка задания на дом

  6. Подведение итогов урока.



Тема: Внутренние воды Южной Америки

Семь тысяч рек

Ни в чем не равных

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих в даль семь тысяч рек

Она со всех концов собрала…

А. Твардовский



Цели урока:

1. Личностно-ориентированная:

- помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала в изучении материка Южной Америки

2. Развитие познавательных процессов личности.

Создать условия для:

- применения ранее полученных знаний и умений при изучении внутренних вод других континентов;

- развитие логического мышления;

- развитие смысловой памяти;

- развитие умений работать с атласом, текстом учебника, дополнительной литературой, настенными картами;

- развитие любознательности, стремление к познанию нового.

3. Предметные задачи - (ЗУН) знания, умения, навыки:

- знать разнообразие внутренних вод Южной Америки, своеобразие природы, особенности;

- уметь создать географический облик внутренних водматерика, используя информационные технологии;

- находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы.

Оборудование:

Карта физическая, проектор, компьютер

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.





1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе:

- Здравствуйте! Меня зовут Ирина Алексеевна.

- проверка подготовки учащихся к уроку (учебники, принадлежности), листы самоконтроля, справочный материал

  • - Я вижу, вы сегодня выглядите нарядно, у вас хорошее настроение и я надеюсь на нашу плодотворную работу и чтобы какие-нибудь неприятности нас не застали врасплох, давайте повторим, проверим знания географической номенклатуры.

Слайд1. На контурную карту нанести цифрами следующие объекты:

  • 1.Панамский канал

  • 2.Карибское море.

  • 3. Атлантический океан

  • 4.Остров Огненная Земля.

  • 5.Магеланов пролив

  • 6. Тихий океан

Слайд 2. Проверка: 1 балл равен сумме правильно поставленных объектов на контурную карту, максимальный -6.

2. Актуализация знаний

Слайд 3. А знаете ли вы, что самая полноводная река в мире-Амазонка, не перекрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной. Она трижды чемпион среди рек.

Знаете ли вы, что в Южной Америке находится самый большой водопад?

Знаете ли вы, что здесь протекает «серебряная река, хотя ее вода мутно-желтая? Знаете ли вы, что на этом материке находится самое большое из высокогорных озер Земли? А на языке инков оно называется «свинцовая скала».

“Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность”, – так говорил Бернард Шоу.

Слайд 4. Как вы уже догадались , сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внутренних вод Южной Америки, зависимость их от рельефа и климата.

Запишите тему урока в тетрадь «Внутренние воды Южной Америки»

А что называется внутренними водами материка?

Ответы: реки, озера, подземные воды, ледники

На доске внутренние воды, дети прикрепляют реки, озера, подземные воды, ледники, болота.

Ю.Америка – не только самый влажный, но и самый водообильный материк Земли. (запись в тетрадь- самый, самый…)

Среди вод суши много рекордсменов, с которыми мы сегодня на уроке и познакомимся.

-а что способствует формированию крупных речных систем?

Рельеф и климат материка способствуют формированию крупных речных систем.

Слайд 5. Обращаемся к физической карте Ю.Америки:

- Приведите примеры рек.

- В какие океаны впадают реки Ю.Америки?

Слайд 6. Анды – главный межокеанический водораздел. Анды разделяют реки на:

а) бассейн Тихого океана;

б) бассейн Атлантического океана. Запись в тетрадь

Бассейн Атлантического океана – значительно больше, какие к нему относятся реки?

Ученики: р. Амазонка;

Р. Ориноко;

Р. Парана. (прикрепляют на доску название рек)

А теперь давайте узнаем об этих реках подробнее.

Сообщения учеников.

а) Амазонка (Амассона) по-индейски – Крушитель лодок.

Слайд 7-8(о животном и растит мире)

Слайд 9 видиофрагмент

Слайд10. Проблемный вопрос Слайд 11 обозначить в контурной карте реку

Слайд12. (запись в тетрадь- самый, самый…)

Сообщение Б) Парана Слайд 13

Слайд14-15 водопад Игуасу Слайд 16 видеофрагмент о водопаде

Слайд 17 обозначить в контурной карте реку и водопад

в) Ориноко слайд 18

слайд 19 водопад Анхель

слайд 20 обозначить в контурной карте реку и водопад


Поставьте оценку за подготовленные сообщения в листах самоконтроля

Реки Тихого океана – короткие, они многочисленны лишь на севере и юге, где более влажный климат.

Ю.Америка имеет самые полноводные реки Земли. (запись в тетрадь- самый, самый…)

Питание рек – преимущественно дождевое.

Подведем итог: речная сеть Южной Америки сформировалась под влиянием рельефа и климатических условий. – С помощью учебника, статистического материала, который лежит у вас на столе, заполните таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу слайд 21-22

Название реки.

Крупные притоки.

Площадь бассейна.

Длина реки.

Основной тип питания

Срок половодья

Амазонка






Парана






Ориноко






В листах самоконтроля выставить оценку за работу в таблице

Внутренние воды – это не только реки, но и озера

На доске кластер

- Много ли в Ю.Америке озер?

Больших озер на материке немного. Самое большое – Маракайбо. Слайд 23

Слайд24-25Самое крупное высокогорное озеро мира – Титикака.

Слайд 26 обозначить озера


Обращения внимания учащихся к кластеру

Ледники образуются только в горных районах Анд.

Подземные воды – размещены в Центральной и Южной части материка.


слайд 27. Итак, мы познакомились с реками и озерами материка. Ваши впечатления?


слайд 28. И в заключении, чтобы проверить, действительно ли у вас сложилось верное представление о внутренних водах Южной Америки, вставьте в текст пропущенные слова.


Слайд 29. На реках Южной Америки много водопадов.

Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2……..

(приток Параны). Игуасу» на языке индейцев игуарани означает 3……… Высота водопада 4……..метров.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5…….

В бассейне реки 6…….. на 7………..

плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад

Анхель. Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.


слайд 30. 1. Бразильском

2. Игуасу

3. «Большая вода»

4. 72 м.

5. 275

6. Ориноко

7. Гвианском

8. Высокий

9. 1054 м.

Слайд31 Внимательно прочитайте утверждения.

Слайд 32. Утверждения

1. На материке много крупных озер.

2. Маракайбо — самое крупное озеро на севере Южной Америки.

3. Большинство крупных рек Южной Америки принадлежат бассейну Тихого океана

4. Озеро Титикака — самое высокогорное озеро в мире.

5. Здесь протекают самые полноводные реки Земли

Слайд33. Ответы 1.-; 2.+; 3. - ; 4.+; 5.+



6. Подведения итогов занятия.

Учитель: Молодцы! Все правильно определили. Значит, все внимательно слушали и добросовестно работали.


Слайд 34. Домашнее задание

1. Текст учебника «Внутренние воды Южной Америки»

2.Творческое задание (на выбор) – составить кроссворд или синквейн по теме: «Внутренние воды Южной Америки».

3.Дополнительно: установить черты сходства и различия рек Амазонки и Конго (Заир).


Учитель: В оценочном листе выведите среднеарифметическую оценку за урок.

Сдайте лист самоконтроля, я поставлю вам оценки за работу на уроке.


Итак, общая оценка за урок



1.Было ли вам интересно на уроке? ______________

2.Сумели ли вы приобрести новые умения? ___________

3. были ли вы активны на уроке? _____________

4.Вы сумели показать и применить свои знания?


Спасибо вам за сотрудничество, сотворчество, соучастие!!!









Крупнейшие реки Южной Америки



Название

Длина, км

Площадь бассейна, тыс. км2

Притоки

Амазонка

6437

7180

Мадейра, Журуа, Пурус, Риу-Негру, Токантинс-Арагуал, Какета

Парана

4380

2663

Парагвай, Игуасу

Мадейра

4100

1360

Арипуанан, Маморе

Журуа

3280

224

Тарауака

Пурус

3200

365

Пауни, Акри

Токантинс

2850

770

Арагуая

Ориноко

2730

1086

Апуре

Сан-Франсиску

2800

600

Риу-Гранди

Крупнейшие водопады Южной Америки



Название

Высота, м

Местонахождение

Анхель

1054

Венесуэла

Кукенан

610

Венесуэла

Рорайма

457

Гайана

Игуасу

72

Бразилия-Аргентина

Крупнейшие озёра Южной Америки



Название

Площадь, км2

Глубина, м

Маракайбо

16300

250

Патус

10145

-------------

Титикака

8300

304

Лагоа-Мирим

2965

-------------

Поопо

2530

3












Амазонка – удивительная река


Амазонка — река в Южной Америке, образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от истока Мараньон 6400 км. По длине Амазонка уступает лишь Нилу(6671 км), а по мнению некоторых исследователей является самой длинной рекой мира. Амазонка - величайшая река в мире по размерам бассейна и водоносности. Ей нет равных по полноводности: Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы + Обь, или равна 25 Волгам. Площадь бассейна 7180 тыс. км², почти равна всей Австралии. Русло Амазонки в среднем течении достигает ширины 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье до 320 км,а глубина более 90 метров.

Протекая большей частью по Амазонской низменности в субширотном направлении близ экватора, Амазонка впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (свыше 100 тыс. км²).

Среднегодовой расход воды в нижнем течении около 220 тысяч м³/с. Этого количества воды, составляющего 1/7 речного стока планеты, достаточно, чтобы за 12 дней наполнить водой Азовское море.

Амазонку питают многочисленные притоки; около 20 из них длиной более 1500 км. Наиболее значительные притоки: правый —Мадейра; левый —Риу-Негру.

Тип питания Амазонки – преимущественно дождевой. Полноводна в течение всего года.

  • В 1542г. отряд испанских завоевателей двинулся от западных берегов Южной Америки на восток, вглубь материка и, перевалив через высокие горы, вышел к берегам большой реки. Там испанцы увидели индейское селение, жители которого имели длинные волосы и были одеты в короткие юбки. Ограбить селение не удалось, так как захватчики получили должный отпор. Из-за необычного вида и воинственности испанцы приняли местных жителей за амазонок из древнегреческого мифа. Отсюда и возникло название большой и полноводной реки – Амазонка.



Удивительное явление на Амазонке – поророка( по-индейски «грохочущая вода»). Это одиночная приливная волна поднимается вверх по течению во время полнолуния, новолуния или в дни равноденствия в виде вала высотой от 3 до 6 метров со скоростью курьерского поезда до 6 м/ч.

Воды Амазонки богаты жизнью. Некоторых представителей мы сегодня уже называли. Вспомните (пиранья, пирарука, анаконда).

Самая знаменитая рыба Амазонки – гигантская красная рыба, или пираруку. Это один из самых крупных видов пресноводных рыб, отдельные экземпляры которых имеют около 5 м и весят до 90 кг. Средняя пираруку, которую продают на рынке, весит 25–30 кг. Ее тяжелое и массивное тело у головы окрашено в зеленоватый, а ближе к хвосту – в ярко-красный цвет. Охотятся на нее со стрелами и острогами”.

Самые опасные рыбы Южной Америки – пираньи (или пирайи) один из видов которых достигает 30 см. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им; как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонии использовали челюсти пираньий задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти опасны, очень агрессивны и молниеносно двигаются. Пираньи всегда нападают стаей и, привлеченные любым всплеском воды или почуяв кровь, тотчас бросаются на любое существо, осмелившееся войти в воду.

А также в Амазонке обитают: кайманы, пресноводные дельфины, электрические угри, акулы…















Ориноко.

Она берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров, а впадает в Атлантический океан многочисленными рукавами, образуя дельту.. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2730 км! А это немало! Река судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф. В переводе с языка индейцев - Кольчатая змея. Одна из крупнейших рек Южной Америки. Площадь бассейна 850тыс. Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. Воды Ориноко поднимаются с апреля по октябрь, достигая наибольшей высоты в июле и августе, и заливают луга на большие расстояния.

Самый высокий водопад на планете – Анхель
(высота падения 1054 м) носит имя своего первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.Он расположен в верховьях р. Чурун (приток Ориноко). Индейцы называют его Сальто – Анхель. А горный массив,с которого он срывается вниз, Ауян-Тепуи – в переводе «гора дьявола».Если соединить все вместе, получится «прыжок ангела с горы дьявола».
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.











Парана.

Река на юге материка. Длина 4380 км. Образует с р. Уругвай устье-эстуарий Ла-Плата по испански означает «серебряная река». Главные притоки: Уругвай, Парагвай.Ла-Плата и Парана крупнейшая речная система Южной Америки после Амазонки. Характеризуется ярко выраженной сезонностью режима. Много порогов и водопадов.

В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

Водопад на реке Игуасу, в 26 км от места впадения ее в реку Парана. На первого европейца, который обнаружил водопад Игуасу, он не произвел особо сильного впечатления. Конкистадор Альваро Нуньес Кавеса де Вака, продиравшийся через густые заросли с небольшим отрядом к новому городу Асунсьон, наткнулся на него совершенно случайно. При этом никакого восхищения этим чудом природы суровый воин не выказал. Испанец лишь зафиксировал в своем журнале, что нашел большой водопад и потому каноэ пришлось перенести по берегу в его обход.

Существует старое индейское предание, по которому отважный воин Кароба похитил Найпур - возлюбленную страшного лесного бога. В результате разгневанный бог расколол землю ниже по течению реки, чтобы беглецы не смогли уплыть на каноэ. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота 72 м, ширина 2700 м.

Надо сказать, что само слово Игуасу также индейского происхождения. На языке гуарани оно означает большие или великие воды. И как видите, такое название как нельзя лучше подходит к такому могучему и величественному водопаду. Каждую секунду река сбрасывает вниз от трех до десяти миллионов литров воды, в зависимости от сезона. Этого хватило бы, чтобы за одно мгновенье наполнить три олимпийских бассейна или большую спортивную арену в Лужниках.











На реках Южной Америки много водопадов.

Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2……..

(приток Параны). Игуасу» на языке индейцев игуарани означает 3……… Высота водопада 4……..метров.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5…….

В бассейне реки 6…….. на 7………..

плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад

Анхель. Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.



На реках Южной Америки много водопадов.

Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2……..

(приток Параны). Игуасу» на языке индейцев игуарани означает 3……… Высота водопада 4……..метров.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5…….

В бассейне реки 6…….. на 7………..

плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад

Анхель. Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.



На реках Южной Америки много водопадов.

Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2……..

(приток Параны). Игуасу» на языке индейцев игуарани означает 3……… Высота водопада 4……..метров.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5…….

В бассейне реки 6…….. на 7………..

плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад

Анхель. Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.


На реках Южной Америки много водопадов.

Водопад Игуасу находится на 1…….. плоскогорье, на реке 2……..

(приток Параны). Игуасу» на языке индейцев игуарани означает 3……… Высота водопада 4……..метров.

Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 5…….

В бассейне реки 6…….. на 7………..

плоскогорье находится самый 8…………на земле водопад

Анхель. Его высота 9…….м. Подступы к водопаду перекрыты

труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Открыт он в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем.





Приложение 3.

Лист самоконтроля.

Внутренние воды Южной Америки.

“Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность” Бернард Шоу.

Фамилия, имя.______________________________________ .

Задание 1. «Проверка усвоения географической номенклатуры»

Оценка за выполненное задание ______________________ (максимальный балл – 6).

Задание 2.(индивидуальное)

Оценка за сообщение о реках ___________________ (максимальный балл – 5)

Задание 3.

Используя статистические материалы, атласы, учебники заполните таблицу.

Название реки.

Крупные притоки

Площадь бассейна

Длина реки.

Основной тип питания.

Срок половодья.

1

Амазонка.






2.

Парана.






3.

Ориноко.






Оценка за выполненное задание ____________________________(максимальный балл -15 баллов)

Задание 4. Вставьте в текст пропущенные слова..

Ответы. 1- 2- 3 - , 4- 5- 6- 7- 8- 9

Оценка за выполненное задание _________________________(максимальный балл -9)

Задание 5. Утверждения

Ответы. 1- 2- 3- 4- 5-

Оценка за выполненное задание _________________________(максимальный балл -5)



Задание 6. Самооценка ____________ (максимальный балл -5)



Оценка за урок ________________ «5»- более 40 баллов, «4»- от 40 до 30 баллов, «3» – от 29 до 15 баллов, «2»- ниже 15 баллов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!