ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.
| ФИО (полностью) | Яжук Галина Леонидовна |
| Место работы | г. Петрозаводск МВСОУ « Центр образования» |
| Должность | учитель |
| Предмет | география |
| Класс | 9 |
| Тема и номер урока в теме | Тема урока: Численность населения России. Урок №1 |
| Базовый учебник | Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство России. М. : Дрофа, 2011г |
Цель урока: Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «естественный прирост населения»; выявить источники получения сведений о численности населения страны.
Задачи:
- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;
- формировать навыки использования информационных технологий;
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;
- формировать навыки использования икт;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.
- формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Демография», «Демографический кризис», «Демографический взрыв», « Воспроизводство населения».
Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.
Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.
Метапредметные:
Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:
собственных действий.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.
Необходимое техническое оборудование: политико-административная, физическая карта России, карта плотности населения, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный | | Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке. | Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок. | 1 мин |
2. | Целеполагание и мотивация | | ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ. Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. Цель - повышение познавательного интереса,подготовка к восприятию материала. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют цели урока. | 4 мин |
3. | Изучение нового материала | | | | 30 мин |
1.Понятие «демография» | ЭОР №1 | Дает задание: сформулировать самостоятельно, или используя текст учебника найти понятие «демография». Работа с терминологическим словарем. Выяснить, что такое демография? Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны? | Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «демография» в тетрадь. |
2. Источники сведений о численности населения страны | ЭОР № 1 | Дает задание учащимся: заполнить предложенную схему (распечатана) Используя текст слайда 3, назвать года переписи первой и последней. | Работают с ЭОР№1 (слайд 3), картами атласа и контурными картами отвечают на вопрос. |
3.Численность населения | ЭОР № 2. | Используя ЭОР №2, работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. Задает проблемный вопрос: Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России? | Работают со ЭОР №2, заполняют контурную карту, отвечают на вопрос. |
4. Динамика численности населения | ЭОР №3 ЭОР №4 | Работа с терминологическим словарем и учебником. Выяснить, что такое естественное и механическое движение населения, типы воспроизводства населения. Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны? | Смотрят ЭОР №3, делают выводы о естественном движении населения и типе воспроизводства? Работа с картами ЭОР. Работают с ЭОР №4 продолжают заполнять схему, отвечают на вопрос |
5.Половозрастная структура населения | ЭОР №4 | Обсуждает с учащимися причины разной продолжительности жизни у женщин и мужчин. | Работают с ЭОР №4 , читают и записывают в тетрадь характеристику половозрастной пирамиды. |
6.Территориальные различия. | ЭОР № 4. | Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: где самая высокая и самая низкая рождаемость и почему? | Изучают схему , рассказывают о районах с максимальным и минимальным ЕП. |
4. | Проверка уровня усвоения материала | ЭОР №5 | Задание учащимся: тест | Выполняют практическое задание ЭОР №5. | 5 мин |
5. | Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок. | | Предлагает оценить свою работу на уроке,определить уровень своих достижений, ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке. | Учащиеся высказывают свое мнение. | 2 мин |
6. | Домашнее задание | | -Предлагает выполнить работу: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке, в виде эссе, мини-сочинения, рисунка. -Составить прогноз изменения численности населения России, Р.Карелия. | Записывают д/з .Выбирают любое из предложенных. | 3 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Численность и естественный прирост населения России.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Численность и естественное движение населения. И1 | информационный | текст, таблицы, схемы, карты | http://fcior.edu.ru/card/10530/chislennost-i-estestvennoe-dvizhenie-naseleniya-i1.html |
2. | Основные демографические тенденции. Демография РФ. И. | информационный | текст, иллюстрации, схемы | http://fcior.edu.ru/card/23274/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-i.html |
3. | Естественное движение населения. И2 | информационный | текст, схема, иллюстрации, карты | http://fcior.edu.ru/card/14350/estestvennoe-dvizhenie-naseleniya-i2.html |
4. | Гипертекст с иллюстрациями «Население России». | информационный | текст, иллюстрации, схемы, карты | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf |
5. | Основные демографические тенденции | практический | схема, текст, иллюстрация | http://fcior.edu.ru/card/23043/osnovnye-demograficheskie-tendencii-demografiya-rf-kontrol-k.html |