Разработка урока географии
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса.
Тема урока: Связь. Сфера обслуживания
Место урока в планировании: 21 урок в теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география» (всего 22 часа).
Цель урока: сформировать представление о видах связи и уровне ее развития, выявить особенности сферы обслуживания.
Задачи:
-дать понятия «сфера услуг», «услуга», «связь», «радиорелейная связь»;
-совершенствовать умение учащихся работать с разнообразными источниками информации: географическими картами, текстами, картосхемами, таблицами, собранными самими учащимися материалами, составлять диаграммы по статистическим данным;
- установить состав сферы услуг и географию сферы услуг, выявить особенности рекреационного хозяйства;
-стимулировать развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
- воспитывать организованность, стремление рационально использовать время;
- формировать коммуникативные умения и навыки, культуру общения,
- расширять географический кругозор,
-способствовать формированию целостной географической картины мира на основе жизненного опыта обучающихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (использование презентации), практические (самостоятельная работа с раздаточными материалами, составление диаграмм), работа в малых группах и в парах, работа с текстом.
Технологии обучения: Технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология коммуникативно-диалоговой деятельности.
Формы организации творческой деятельности обучающихся: составление картосхем, диаграмм.
Программно-методическое обеспечение:
1.Авторская программа «География. 5-9 классы», авт.-сост. И.В. Душина, М. «Дрофа», 2017г.
2.Рабочая программа «География. 9кл». Составитель – Баркова Е.Н.
3.Учебник: В.П.Дронов, В.Я.Ром «География 9 . География России. Население и хозяйство.», - М.: «Просвещение», 2014 г.
4.Учебник: А.И. Алексеев, Ю.Н. Гладкий «География 8», - М.: «Просвещение», 2013 г.
5. Географический атлас школьника. - М.; Дрофа; Издательство ДИК. Редактор Н.А.Курбский, 2008.
6. ЭОР: мультимедиа презентация.
Оборудование:
- мультимедиа оборудование (проектор, экран);
- раздаточный материал (карточки с тестами, схема «Сфера обслуживания», анкеты учащихся);
- записи на доске;
- карта "Административная карта РФ", «Физическая карта России».
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Формирование познавательных интересов, способностей обучающихся;
2. Развитие способности к самостоятельному применению знаний и практических умений, в частности умения работать с разнообразными источниками информации;
3.Привитие любви к родному краю, понимание возможности влияния человека на улучшение сферы обслуживания района своего проживания.
Предметные:
1. Формирование представления о сфере услуг, услуге, связи, рекреационном хозяйстве.
2.Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;
3.Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.
Метапредметные:
1. Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
3 .Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Сценарный план урока
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности). 1мин
2. Актуализация знаний. 10мин.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2мин
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. 18мин
5. Первичное закрепление 10мин
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2мин
Сценарный план урока
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).
- Как называется раздел, который мы изучаем?
-С какими межотраслевыми комплексами уже познакомились?
-Что из названного можно отнести к производственной сфере, а что к непроизводственной?
- В чем отличие этих сфер?
(Производственная сфера производит товары (материальные блага) или предоставляет услуги, которые обеспечивают процесс производства.)
- Одна из частей непроизводственной сферы - сфера обслуживания, которая предоставляет услуги населению.
2. Актуализация знаний.
-Вспомним состав инфраструктурного комплекса)? (с. 131 рис. 57 Состав инфраструктурного комплекса). Восстановите схему на доске.
Инфраструктурный комплекс (сфера услуг)
Коммуникационная система Сфера обслуживания
Транспорт и связь ……………………….
……… …….
Транспорт
-…(железнодорожный) -…(авиационный)
-…(автомобильный) -…(трубопроводный)
-…(морской) -…(канатно-подвесной)
-…(речной)
Обсудить вопрос рубрики «Моя точка зрения». Какой вид транспорта и прочему вы выберете, добираясь из вашего населенного пункта в Курск, в Астрахань, во Владивосток?
Географический тест (индивидуальная работа):
1.Первое место в России по грузообороту занимает ... транспорт.
а) железнодорожный;
б) трубопроводный;
в) автомобильный.
2. Самый дорогой вид транспорта?
а) автомобильный;
б) авиационный;
в) морской.
3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России ...
а) на западе;
б) на севере;
в) на востоке.
4. Главное преимущество автомобильного транспорта?
а) это сезонный вид транспорта;
б) он берет много груза;
в) он мобильный;
г) он перевозит основную массу пассажиров.
5. Главная железнодорожная магистраль России ...
а) Транссибирская;
б) Байкало-Амурская;
в) Печорская.
6. Самые дешевые перевозки ...
а) железнодорожные;
б) автомобильные;
в) морские.
7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу ...
а) авиационного транспорта;
б) автомобильного;
в)трубопроводного.
8. Большую долю флота России составляет ... флот.
а)ледокольный; б) рыболовный;
в) пассажирский; г) наливной.
9. Самый крупный порт на Балтике ...
а)Калининград; б)Выборг;
в)Санкт-Петербург; г)Мурманск.
10. Первое место в грузообороте принадлежит портам ...
а)Тихоокеанского бассейна; б) Балтийского бассейна;
в) Северного бассейна; г)Черноморского бассейна.
11. Северный морской путь начинается от порта ...
а) Архангельск;
б) Мурманск;
в) Санкт-Петербург.
12. Судоходство между портами своей страны называется ... (каботаж).
13. Установите соответствие:
Порты Грузы
1. Новороссийск; а) химическое сырье;
2. Дудинка; б) руды, металл;
3. Игарка; в) лес;
4. Мурманск. г) нефть.
14. Самый большой объем перевозок грузов имеет порт ...
а) Мурманск; б) Санкт-Петербург;
в) Находка; г) Новороссийск.
15. Основной судоходный речной бассейн России ...
а) Волго-Камский;
б) Ангаро-Енисейский;
в) Амурский.
16.Перевозка пассажиров на дальние расстояния - главная специализация ...
а) автомобильного транспорта;
б) авиационного транспорта;
в) железнодорожного транспорта.
Ответы: 1 - б; 2 - б; 3 - а; 4 -в; 5 - а; 6-в; 7 - а; 8 - б; 9 - в; 10 -б; 11 - б; 12 - каботаж; 13 - 1-г, 2-б, 3-в, 4-а; 14 - б; 15-а; 16-б.
Оцените свои ответы.
«5»- 18-19 баллов;
«4»- 13-17 баллов;
«3»- 9-12 баллов;
8 и менее баллов – Вам необходимо еще раз тщательно повторить материал.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Рассмотрите схему еще раз и определите тему урока. «Связь. Сфера обслуживания». Что узнаем на уроке.
-Что такое услуга? Сравните с определением в учебнике (с.131).
Услуга - это труд, который призван удовлетворить потребности заказчика, клиента .(Запись в тетради).
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. -1)Определите, какие виды деятельности выполняют разные отрасли сферы услуг.
Работу будете выполнять в парах. Виды деятельности прикрепите клеем к соответствующей отрасли сферы услуг.
обслуживание жилых домов, благоустройство домов и дворов, ремонт жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удаление мусора; магазины, столовые, кафе, рынки; ателье, парикмахерские, бани, часовые мастерские, ателье фотографии; почта, телефон, телеграф; театры, цирки, дома культуры, библиотеки; детские сады, школы; банки, страховые компании; санатории, дома отдыха, пансионаты; больницы, аптеки, поликлиники; метрополитен (метро), трамвай, троллейбус, автобус, такси; содержание домов престарелых и инвалидов, детских домов, социальное страхование.
Из каких отраслей состоит сфера услуг?
1. Жилищно-коммунальное хозяйство
- Задача ЖКХ состоит в обслуживание жилых домов, благоустройство домов и дворов, ремонт жилья, водо- и электроснабжении, лифтов, удаление мусора.
2. Услуги по социальному обеспечению населения
- Это содержание домов престарелых и инвалидов, детских домов, социальное страхование.
3. Торговля и общественное питание
- Объекты, составляющие эту отрасль, - это магазины, столовые, кафе, рынки и пр. Задание: Назовите объекты вашего города или села, которые составляют эту отрасль.
4. Бытовое обслуживание
К предприятиям бытового обслуживания относятся ателье, парикмахерские, бани, часовые мастерские, ателье фотографии и т. п.
5. Услуги связи
Почта, телефон, телеграф и др.
6. Культурное обслуживание
Театры, цирки, дома культуры, библиотеки и др.
Задание: Назовите культурные учреждения вашего района (города)?
7. Общественное обслуживание воспитания и обучения детей Детские сады, школы.
8. Кредитно-финансовое обслуживание Банки, страховые компании.
9. Рекреационное обслуживание
Рекреация - это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. К рекреационным ресурсам относятся санатории, дома отдыха, пансионаты и т. д.
Пансиона́т (от фр. pensionnat) — разновидность гостиницы с полным обслуживанием жильцов, дом отдыха.
10. Медицинское обслуживание
Больницы, аптеки, поликлиники и т. д.
11. Пассажирский транспорт
Задание: Назовите виды пассажирского транспорта. (Метрополитен (метро), трамвай, троллейбус, автобус, такси). Какой транспорт развит в нашей местности.
2) УСЛУГИ
повседневные эпизодические
ГЛАВНОЕ– ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО
БЛИЗОСТЬ К МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ
ТРАССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ЛЮДЕЙ
- Сегодня мы подробнее познакомимся с услугами связи, жилищно-коммунальным хозяйством и рекреационным хозяйством.
3) Связь и ее виды. Закончите предложение:
Связь — это отрасль, которая обеспечивает … (прием и передачу информации.)
Используя схему на слайде, расскажите о видах связи.
Связь делится на 2 вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, бандеролей, переводов и т. д.). Уровень развития почтовой связи высок, он не уступает развитым странам Европы: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической связи, электронной почты, телевизионного и радиовещания.
СВЯЗЬ
почтовая электрическая
прием, перевозка, доставка телефонная
писем, бандеролей, телеграфная
посылок, переводов космическая
электронная почта
телевизионное и радиовещание
Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными радиорелейными и спутниковыми каналами связи.
Антенны радиорелейной связи на телекоммуникационной башне
Радиореле́йная свя́зь — один из видов наземной радиосвязи, основанный на многократной ретрансляции радиосигналов[1]. Радиорелейная связь осуществляется, как правило, между стационарными объектами.
Исторически радиорелейная связь между станциями осуществлялась с использованием цепочки ретрансляционных станций, которые могли быть как активными, так и пассивными.
Отличительной особенностью радиорелейной связи от всех других видов наземной радиосвязи является использование узконаправленных антенн, а также дециметровых, сантиметровых или миллиметровых радиоволн.
Сотовая связь, сеть подвижной связи — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот).
Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.
4)Рассмотрите рисунок 66 с.151 учебника. (см. рис. 66 с.151 учебника), есть слайд
Что здесь изображено. В чем особенность размещения. Сравните с карой плотности населения в атласе.
-Каково значение имеет прокладка цифрового волокно-оптического кабеля. (Соединил Россию с системами связи Европы и Японии).
Работа в парах: Прочитай текст на карточке №1 и в учебнике с. 150. Ответьте на вопрос. -В чем особенности обеспечения россиян домашними и сотовыми телефонами?
К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн человек. По уровню телефонизации Россия уступает развитым странам. На 100 жителей в России приходится 18 телефонных аппаратов, в Швеции — 68, в ( СШA - 63, в Японии - 49. Во многих российских деревнях (более 50% деревень) нет телефонов.
Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи - сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие. По числу абонентов сотовой связи на каждые 100 человек Россия опережает все страны мира.
Интернет - это телекоммуникационная сеть. К началу 1997 г. в Интернете работало 40 млн пользователей, в 2000 году их стало около 100 млн человек. В России около 63 млн пользователей компьютерной сети Интернет. Лидер в этой сети - Москва.
-В чем особенности обеспечения россиян домашними и сотовыми телефонами? (Домашними телефонами обеспечены в меньшей степени, чем сотовыми. Почему?)
-Сотовый телефон – это услуга??? Обоснуй свой ответ.
Индивидуальная работа. Заполни таблицу.
Вид связи | Пользуюсь ежедневно | Пользуюсь ежемесячно | Пользуюсь редко | Не пользуюсь |
Почта | | | | |
Телевизор | | | | |
Телефон | | | | |
Факс | | | | |
Интернет | | | | |
Каким видом связи пользуетесь ежедневно? Поднимите руки/ Встаньте. Учитель перечисляет виды связи. Каким видом связи не пользуетесь? Поднимите руки.
5) Работа в группах: Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает карточку с текстом и заданием к нему. Обсудив вместе, один учащийся должен озвучить ответ.
Карточка №2
а) Жилищно-коммунальное хозяйство. Выпишите проблемы.
Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль сферы обслуживания, которая занимается обслуживанием жилого фонда. Население России обеспечено жильем хуже, чем в развитых странах. Намного ниже и качество жилья. 40 млн человек (1/3 часть населения России) нуждается в жилье.
В 90-е годы в стране были очень низкие темпы жилищного строительства, это привело к тому, что изношенность жилья возросла и равна 60%. Жилье, имеющее такую степень износа, относится к категории ветхого.
На 1 человека в среднем приходится около 18 м2 общей площади. Это в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах.
По медицинским нормам комнат на семью должно приходиться на одну больше чем членов семьи (это определяется по формуле п + 1). То есть семья из 3-х человек должна жить в 4-х комнатной квартире.
В России высокая доля неблагоустроенного жилья. В 52 городах и 845 поселках нет канализации, а в сельской местности более половины домов не имеют водопровода, канализации, системы отопления. Традиционная русская печь обогревает жилье.
Вопрос к классу:
- Какие еще проблемы ЖКХ вы видите в этой отрасли? (Проблемы: I. Изношенность
жилья; 2. Низкая обеспеченность жильем; 3. Неблагоустроенность жилья.)
Карточка №3
б) Рекреационное хозяйство - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.
Вопрос к классу:
- Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пятигорск и др.)
Требования, предъявляемые к рекреационному району:
1. Рельеф (плоский, холмистый, горный);
2. Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15° С до +25° С;
3. Наличие водных объектов (рек и озер);
4. Исторические и культурные памятники;
5. Минеральные воды и лечебные грязи;
6. Теплое море;
7. Безопасность жизни (низкий уровень преступности).
Факторы образования рекреационных районов: приведите примеры
Используйте рисунок 67 с.154. учебника и карты атласа ответьте на вопросы.
1) На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);
2) Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);
3) Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт-Петербурга - Петродворец, Павлов, Пушкин).
- В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.
Вопрос к классу:
- Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны.)
5.Первичное закрепление.
Анкеты. Как развита сфера услуг в нашем селе.
Вы отвечали на вопросы анкеты. Работая в группах, составьте диаграмму удовлетворенность населения нашего села работой предприятий обслуживания.
Анкета ______________________________________________
1. Удовлетворяет ли вас развитие предприятий обслуживания в вашем районе (нужное подчеркнуть):
а) удовлетворяет; б) не удовлетворяет; в) мне все равно. Диаграмма.
Что не удовлетворяет в работе предприятий обслуживания? Перечислите.
2. Если вас не удовлетворяет работа предприятий обслуживания, то укажи те, что именно.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выскажите ваши предложения по совершенствованию работы предприятий обслуживания.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Сделайте вывод, сколько времени вы затрачиваете, пользуясь услугами сферы обслуживания (в день, в неделю, в месяц); сколько времени вы проводите в пути — от одного учреждения обслуживания до другого. Индивидуально.
Для выполнения задания проведите хронометраж времени, которое вы затратите, пользуясь услугами (например, покупка товаров в магазине, лекарств в аптеке, оплата счета в Сбербанке и т. д.). Результаты занесите в таблицу.
Учреждение обслуживания | Услуга | Время, затраченное на получение услуги | Время в пути от одного учреждения обслуживания до другого |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 5. Выясните, какие проблемы мешают улучшению работы предприятий сферы услуг в вашем районе. Заполните таблицу. Выписывайте проблемы по степени первоочередности их решения для вашего района. Коллективно.
В чем проявляется проблема | Что может быть ее причиной | Что может быть сделано для улучшения ситуации | Какие могут быть препятствия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Параграф 33, печатная тетрадь №1 с. , по желанию вопрос 2 с. 154 учебника.
Подготовиться к проверочному тесту
Повторить принципы размещения предприятий, входящих в межотраслевые комплексы:
Топливно-энергетический:
1. ТЭС - у топлива;
2. ТЭЦ - у потребителя;
3. ГЭС - с учетом природных условий;
4. АЭС - у потребителя с учетом мер безопасности;
5. Угольная - у сырья;
6. Нефтяная (нефтедобыча, нефтепереработка) - у месторождения (НПЗ - у потребителя);
7. Газовая-у месторождений.
Металлургический комплекс:
I Заводы полного цикла - у сырья, у топлива, или между ними;
2. Заводы малой металлургии (в крупных городах, центрах машиностроения);
3. Заводы легких цветных металлов (алюминиевые) - у ГЭС - источников дешевой энергии;
4. Заводы тяжелых цветных металлов - (медеплавильные) - ГОК и плавка чернового металла - у сырья, плавка рафинированного металла - у потребителя.
А. Машиностроительный комплекс:
1. Заводы точного (трудоемкого) машиностроения (в крупных городах, ориентация на квалифицированные кадры);
2. Заводы тяжелого (металлоемкого машиностроения) - у сырья,- в районах металлургических баз.
Химико-лесной комплекс:
1. Завод калийных удобрений - у сырья;
2. Завод фосфатных удобрений - у потребителя;
3. Завод азотных удобрений - к газопроводам (к сырью);
4. Завод автопокрышек (шинный) - у сырья;
5. Завод синтетических волокон - у воды, и ГЭС;
6. Целлюлозно-бумажные комбинаты - у воды.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Я узнал(а) ….
Я научился (лась) ….
Мне надо повторить….