Урок географии в 6 классе.
Учитель географии Колтыкова И.В.
Тема: Ветер.
Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут сформировать представление об образовании ветра и причинах его возникновения, силе, направлении, значении ветра в жизни нашей планеты и хозяйственной деятельности человека.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме. Умение уважать мнение других в ходе дискуссии, диалога.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные: Осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, решения географических задач.
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран, ноутбуки); рисунки учебника, электронное приложение к учебнику География, «Бортовые журналы».
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня на уроке я желаю вам хорошего настроения, успешной работы и новых открытий.
- Я предлагаю вам послушать стихотворение, из которого вы узнаете, то, что мы будем изучать сегодня на уроке.
Злым и добрым он бывает.
Злым, когда всерьез дичает
И о прежних днях скучает.
Страшный, словно гад ползучий,
В небесах гоняет тучи
И с надрывом в вихрях стона
Волны дыбит выше дома,
И ломает, почем зря
В море мачты корабля
Добрым он бывает чаще,
Добрый, значит настоящий
Движется как звук струны
Гостем южной стороны.
В темноте, при свете дня-
Солнца яркого огня-
То дыханием ласкает,
Подналяжет, отпускает,
То стеной стоит тугой.
Отгадайте, кто он такой? (ветер)
Итак, Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока («Ветер»).
2.Стадия «Вызов»
-Ребята, сегодня вы все свои исследования, результаты выполненных заданий, выводы будете записывать в «Бортовой журнал». Он есть у каждого на столе. Внесём первые данные. Запишите Ф.И., дату и тему урока «Ветер».
С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Можно работать в парах, посовещаться и заполнить первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения) и 2 графу таблицы «Что я хочу узнать»; а 3 графу заполните в конце урока.
Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(что я знаю) | (что хочу узнать) | (что узнал) |
Вопросы:
- Ребята, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось?
- Скажите, что вы уже знаете о ветре? (ответы уч-ся)
- А что вы хотите узнать нового? (ответы уч-ся)
3.Стадия «Осмысления»
Я предлагаю сейчас организовать «Научную Лабораторию» и, не выходя из кабинета, сделать открытие!
3.1. Откройте папку «Лаборатория», которая находится на рабочем столе ваших нетбуков, найдите файл « Видео», посмотрите иллюстрации.
Вопросы:
1.Что вы видите? (движение воздуха);
По каким признакам мы можем ощутить движение воздуха? (движение облаков. шелест листвы, волны и т.д.)
В каких направления воздух может перемещаться? (в вертикальном и горизонтальном).
3.2.Попытаемся сформулировать определение ветра. Выделим ключевое слово и признаки.
Что такое ветер?
Понятие Что? Какое?
Ветер = движение воздуха + в горизонтальном направлении
-Что же заставляет воздух перемещаться в горизонтальном направлении?
3.3. Предлагаю выяснить причины возникновения ветра.
Решив правильно задачу, вы получите ответ на вопрос « В чём причина образования ветра?»
Выполните задание №1 и запишите решение задачи в «Бортовом журнале».
Задача (на экране, на столах).
В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Определите атмосферное давление на высоте заводской трубы, если у основания трубы внизу атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.
3.3. Самостоятельно решают задачу
30. 10,5 =2,9 (3)
760-3= 757 мм рт. ст.
Ответ: 757 мм рт. ст. давление на верхнем конце трубы.
Вопросы:
1.Где воздух испытывает большее давление?
(у основания трубы, внизу)
2.Кто их распространял листовки по воздуху? (ветер)
3.Какое самое главное условие необходимо, чтобы образовался ветер? (разница в атмосферном давлении).
4. Как движется ветер?
( ветер движется из области ВД в область НД).
5. От чего зависит скорость и сила ветра? (от разницы в атмосферном давлении).
6. А почему происходит разница в атмосферном давлении над земной поверхностью? (из-за разницы температуры).
Вывод: Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
Главная причина образования ветра - разница в атмосферном давлении.
Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре.
1.А почему воздух различный по температуре? (по - разному нагревается земная поверхность);
2. Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей и высоты Солнца);
3.А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли).
3.4. В атмосфере существуют разные ветры. Многие из них дуют на небольших территориях, их называют местными. Но существуют очень мощные ветры. По размерам они столь же огромны, как материки и океаны, а по высоте охватывают всю тропосферу.
Продолжаем совершать открытия, предлагаю выполнить самостоятельную работу.
3.4. Самостоятельная работа.
Ребята, сидящие на 1 ряду выполняют задания о «Бризах»; на 2 ряду «Муссонах»; на 3 ряду « Показатели по которым характеризуют ветер».
Откройте учебник на стр.137-139, прочитайте внимательно текст, в папке «Лаборатория» найдите «Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42. Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды, дополнительный текст так же находится в этой папке, и выполните Задание №2.
Результаты своих открытий запишите в «Бортовой журнал».
1 группа: ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.137, рис.94 + дополнительный текст и схема образования Бризов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.
1.Что такое бриз?
2. Рассмотрите схему образования «Дневной Бриз и ночной Бриз» и объясните причины образования дневного и ночного бриза.
3.Территория, где встречаются данные ветры.
4. Когда меняют своё направление.
2 группа: ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.139, рис.96 +дополнительный текст и схема образования Муссонов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.
1.Что такое муссон?
2. Рассмотрите схему образования, и объясните причины образования муссона.
3. Территория, где встречаются данные ветры.
4.Когда меняют своё направление.
3 группа: ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.138 +дополнительный текст, рисунки приборов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.
Ответьте на 5 вопросов и составьте схему.
1.Прибор для определения направления ветра----------------------------------------------
2.Прибор для определения скорости ветра----------------------------------------------------
3.В чём измеряется скорость ветра --------------------------------------------------------------
4.В чём измеряется сила ветра --------------------------------------------------------------------
5.Как определить направление ветра -----------------------------------------------------------
Вывод: По каким показателям характеризуется ветер?
(Направление; скорость, сила).
Заполните схему
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА?
_________________________________
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА?
------------------------------------------------
ВЕТЕР
СКОРОСТЬ ВЕТРА СИЛА ВЕТРА
В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ? В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ?
_______________________ __________________________
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА?
__________________________________
Давайте проверим, что у вас получилось. ( Отчёт группы №1, №2, №3.)
3.6. ДИСКУССИЯ
- Ребята, давайте с вами поговорим на тему: «Значение ветра на Земле».
АУДИЗАПИСЬ «Ветер, ветер ты могуч…»
Ветер - это благо для человека? или
Ветер - это зло для человека? (ответы детей).
4.Закрепление
Сейчас я предлагаю, вновь обратится к папке «Лаборатория», ещё раз посмотрите
«Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42. Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды и выполните первое задание обязательно все;
а 2 или 3 задание на ваш выбор (тренажёры и контроль).
Выполненные задания занесите в таблицу, в оценочный лист «Бортового журнала»
5. Рефлексия
- Наш урок подходит к завершению. Но на этом изучение ветров не заканчивается.
На Земле существует большое количество разных ветров. Это пассаты, западные, стоковые, самум, бора, фен и многие другие, с которыми вы познакомитесь при изучении физической географии в 7-ом и 8-ом классе.
Запишите в таблицу в 3 графу, что вы узнали сегодня на уроке.
Предлагаю поделиться впечатлениями, закончив предложения:
Сегодня я узнал…
Мне представляется интересным то, что…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
6.Домашнее задание
Всем! Параграф 42,ответить на вопросы 2-6; выполнить задания 1,7,8.
На выбор:
1)Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
2) Объяснить , что означают выражения и как они называются: «держать нос по ветру», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер», «в голове ветер гуляет», «ехать с ветерком»;
3) Для людей творческих предлагаю найти песни, стихи, поговорки, пословицы о ветре.
Может быть, кто-то напишет стихи собственного сочинения о ветре.
Успехов вам!
«БОРТОВЫЙ ЖУРНАЛ»
Фамилия имя ------------------------------------------- Тема--------------------------------
Дата------------------------------------
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(что я знаю) | (что хочу узнать) | (что узнал) |
ЗАДАНИЕ№1
Решение задачи:
1.
2.
Ответ:
1.Где воздух испытывает большее давление?---------------------------------------------
2.Кто их распространял листовки по воздуху? --------------------------------------------
3.Какое самое главное условие необходимо, чтобы образовался ветер? --------------------
4. Как движется ветер?----------------------------------------------
5. От чего зависит скорость и сила ветра? ---------------------------------------------------
6. А почему происходит разница в атмосферном давлении над земной поверхностью?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Связи, которые я могу установить:--------------------------------------------------------------------Вывод:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ГРУППА№1. ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.137, рис.94 + дополнительный текст и схема образования Бризов в папке «Лаборатория» на рабочем столе.
1.Что такое бриз?--------------------------------------------------------------------------------------------
2. Рассмотрите схему образования «Дневной Бриз и ночной Бриз» и объяснить причины образования дневного и ночного бриза.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Территория, где встречаются данные ветры------------------------------------------------------
4. Когда меняют своё направление--------------------------------------------------------------------
ГРУППА№2. ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.139, рис.96 +дополнительный текст и схема образования Муссонов в папке «Лаборатория» на рабочем столе.
1.Что такое муссон?-----------------------------------------------------------------------------------------
2.Рассмотреть схему образования муссонов и объяснить причины образования муссонов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Территория, где встречаются данные ветры-----------------------------------------------------
4.Когда меняют своё направление----------------------------------------------------------------------
ГРУППА №3.ЗАДАНИЕ№2.
По тексту стр.138 +дополнительный текст, рисунки приборов в папке «Лаборатория» на рабочем столе. Ответьте на 5 вопросов и составьте схему.
1.Прибор для определения направления ветра----------------------------------------------
2.Прибор для определения скорости ветра----------------------------------------------------
3.В чём измеряется скорость ветра --------------------------------------------------------------
4.В чём измеряется сила ветра --------------------------------------------------------------------
5.Как определить направление ветра -----------------------------------------------------------
Заполните схему:
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА?
_________________________________
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА?
------------------------------------------------
ВЕТЕР
СКОРОСТЬ ВЕТРА СИЛА ВЕТРА
В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ? В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ?
_______________________ __________________________
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА?
_________________________________
Проверь себя!
Откройте папку на рабочем столе «Лаборатория» найдите «Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42 . Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды, и выполните первое задание обязательно все;
2 или 3 задание на ваш выбор (тренажёры и контроль)
Выполнив задания, запишите в оценочный лист, сколько баллов набрали!
Оценка деятельности на уроке |
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Критерий оценки: |
2 балла | 5 баллов (100%) | 5 баллов (100%) | «5» - 10-12 баллов «4» - 9-7 баллов «3» - 5-6 баллов |
Домашнее задание:
Всем! Параграф 42,ответить на вопросы 2-6; выполнить задания 1,7,8.
На выбор:
1)Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
2) Объяснить , что означают выражения и как они называются: «держать нос по ветру», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер», «в голове ветер гуляет», «ехать с ветерком»;
3) Для людей творческих предлагаю найти песни, стихи, поговорки, пословицы о ветре.
Может быть, кто-то напишет стихи собственного сочинения о ветре.
Успехов вам!
Дополнительный материал
Бриз - в переводе с французского языка — «легкий ветер». Бриз – морской ветер образуется на берегу морей и больших озер. В умеренных широтах бриз охватывает слой воздуха толщиной 200-300 метров. Они меняют направление на противоположное два раза в сутки. Днём бризы дуют со стороны водоёма в сторону нагретой суши. Ночной бриз дует со стороны быстро остывшей суши в сторону водоёма. Бризы возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и водоёмов. Бризы — не очень мощные ветры. Они распространяются всего от 10 до 50 км по обе стороны от береговой линии и на высоту 200—300 м.
В атмосфере существуют разные ветры. Многие из них дуют на небольших территориях, их называют местными (например, бризы).
Но существуют очень мощные ветры. По размерам они столь же огромны, как материки и океаны, а по высоте охватывают всю тропосферу.
К крупнейшим воздушным течениям относятся муссоны, образующиеся на границах материков и океанов.
Муссоны — это ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год.
Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в нагревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.
Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан, а летом — наоборот: с более холодного океана на теплый материк.
Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны — сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).
Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с). Она зависит от разницы в давлении между областями повышенного и пониженного давления. Когда эта разница небольшая, то ветер слабый, т. е. воздух перемещается с маленькой скоростью. Если разница в давлении увеличивается, то возрастает и скорость ветра. От скорости ветра зависит его сила: чем выше скорость ветра, тем больше сила, с которой он воздействует на наземные предметы. Силу ветра оценивают по специальной шкале в баллах: от 1 до 12.
На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера. Более точные измерения скорости производят с помощью анемометра.
Зачем нужен ветер? Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью. Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы. Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов. Сильный ветер может стать причиной больших бедствий. Во время штормов в морях погибают суда, ветры сносят верхний слой почвы, вызывают сильные бури.
Направление ветра – это то направление, откуда дует ветер (западный ветер дует с запада, юго-восточный - с юго-востока и т. д.)
Направления ветра называют румбами. Существуют главные направления ( С-Ю-З-В) и промежуточные (СЗ-СВ-ЮЗ-ЮВ).
Скорость ветра измеряется в м/с и км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 году. В 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная.
Сэр Фрэнсис Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований. Был избран членом Ирландской королевской академии. В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.
Познавательная страничка
- Самые сильные ветры на Земле 104 м/с зарегистрированы на горе Вашингтон (США) 12 апреля 1934 года.
- Самое ветреное место на Земле – мыс Денисона (Антарктида). 300 дней в году ветры достигают скорости 89 м/с.
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:
«женатый»- на оз. Селигер - стихает на ночь ;
«плакун»- западный ветер в Архангельском поморье –сопровождается дождем ;
«мужичий» - северный холодный ветер на Дону;
«бабий» - слабый камчатский ветер, сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятной для сушки белья;
«утиный»- весной дует в нашей местности с юга на север –на его «крыльях» без большой траты сил летят на родину птицы.
Материал для любознательных:
Шутки и проделки ветра
В 1608 г во Франции неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились её принять. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось. Подобные явления случались в прошлом веке в Европе 25 раз такие дожди выпадали во Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии в и других странах. Выпадали кровавые дожди и на территории нашей страны в юго-западной её части.
Случались и другие цветные дожди 31 марта 1847 г. во Франции и Киеве прошел белый дождь. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя то он имеет в своем составе частички мела и белой глины.
В истории человечества были отмечены и другие проделки ветра. Однажды в Дании на протяжении20 минут с неба падали живые раки. В разное время во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии не раз получало даровую «небесную» пищу в виде дождя из сельдей.
Бывает, что ветер приносит и другие предметы. Так в Марокко ветер разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив её, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами.