СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 6 классе Тема: "Ветер"

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе»



Урок географии в 6 классе.

Учитель географии Колтыкова И.В.

Тема: Ветер.

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут сформировать представление об образовании ветра и причинах его возникновения, силе, направлении, значении ветра в жизни нашей планеты и хозяйственной деятельности человека.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме. Умение уважать мнение других в ходе дискуссии, диалога.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: Осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, решения географических задач.

Оборудование:

комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран, ноутбуки); рисунки учебника, электронное приложение к учебнику География, «Бортовые журналы».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Сегодня на уроке я желаю вам хорошего настроения, успешной работы и новых открытий.

- Я предлагаю вам послушать стихотворение, из которого вы узнаете, то, что мы будем изучать сегодня на уроке.

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добрый, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадайте, кто он такой? (ветер)


Итак, Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока («Ветер»).

2.Стадия «Вызов»

-Ребята, сегодня вы все свои исследования, результаты выполненных заданий, выводы будете записывать в «Бортовой журнал». Он есть у каждого на столе. Внесём первые данные. Запишите Ф.И., дату и тему урока «Ветер».

С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Можно работать в парах, посовещаться и заполнить первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения) и 2 графу таблицы «Что я хочу узнать»; а 3 графу заполните в конце урока.

Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал»


Знаю Хочу узнать Узнал

(что я знаю)

(что хочу узнать)

(что узнал)



Вопросы:

- Ребята, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Скажите, что вы уже знаете о ветре? (ответы уч-ся)

- А что вы хотите узнать нового? (ответы уч-ся)

3.Стадия «Осмысления»

Я предлагаю сейчас организовать «Научную Лабораторию» и, не выходя из кабинета, сделать открытие!

3.1. Откройте папку «Лаборатория», которая находится на рабочем столе ваших нетбуков, найдите файл « Видео», посмотрите иллюстрации.

Вопросы:

1.Что вы видите? (движение воздуха);

  1. По каким признакам мы можем ощутить движение воздуха? (движение облаков. шелест листвы, волны и т.д.)

  2. В каких направления воздух может перемещаться? (в вертикальном и горизонтальном).

3.2.Попытаемся сформулировать определение ветра. Выделим ключевое слово и признаки.

Что такое ветер?

Понятие Что? Какое?

Ветер = движение воздуха + в горизонтальном направлении

-Что же заставляет воздух перемещаться в горизонтальном направлении?

3.3. Предлагаю выяснить причины возникновения ветра.

Решив правильно задачу, вы получите ответ на вопрос « В чём причина образования ветра?»

Выполните задание №1 и запишите решение задачи в «Бортовом журнале».

Задача (на экране, на столах).

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Определите атмосферное давление на высоте заводской трубы, если у основания трубы внизу атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.

3.3. Самостоятельно решают задачу

  1. 30. 10,5 =2,9 (3)

  2. 760-3= 757 мм рт. ст.

Ответ: 757 мм рт. ст. давление на верхнем конце трубы.

Вопросы:

1.Где воздух испытывает большее давление?

(у основания трубы, внизу)

2.Кто их распространял листовки по воздуху? (ветер)

3.Какое самое главное условие необходимо, чтобы образовался ветер? (разница в атмосферном давлении).

4. Как движется ветер?

( ветер движется из области ВД в область НД).

5. От чего зависит скорость и сила ветра? (от разницы в атмосферном давлении).

6. А почему происходит разница в атмосферном давлении над земной поверхностью? (из-за разницы температуры).

Вывод: Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

Главная причина образования ветра - разница в атмосферном давлении.


Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре.

1.А почему воздух различный по температуре? (по - разному нагревается земная поверхность);

2. Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей и высоты Солнца);

3.А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли).


3.4. В атмосфере существуют разные вет­ры. Многие из них дуют на небольших территориях, их называ­ют местными. Но существуют очень мощ­ные ветры. По размерам они столь же огромны, как материки и океаны, а по высоте охватывают всю тропосферу.


Продолжаем совершать открытия, предлагаю выполнить самостоятельную работу.

3.4. Самостоятельная работа.


Ребята, сидящие на 1 ряду выполняют задания о «Бризах»; на 2 ряду «Муссонах»; на 3 ряду « Показатели по которым характеризуют ветер».

Откройте учебник на стр.137-139, прочитайте внимательно текст, в папке «Лаборатория» найдите «Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42. Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды, дополнительный текст так же находится в этой папке, и выполните Задание №2.


Результаты своих открытий запишите в «Бортовой журнал».


1 группа: ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.137, рис.94 + дополнительный текст и схема образования Бризов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.

1.Что такое бриз?

2. Рассмотрите схему образования «Дневной Бриз и ночной Бриз» и объясните причины образования дневного и ночного бриза.

3.Территория, где встречаются данные ветры.

4. Когда меняют своё направление.


2 группа: ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.139, рис.96 +дополнительный текст и схема образования Муссонов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.


1.Что такое муссон?

2. Рассмотрите схему образования, и объясните причины образования муссона.

3. Территория, где встречаются данные ветры.

4.Когда меняют своё направление.


3 группа: ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.138 +дополнительный текст, рисунки приборов в папке «Лаборатория» на рабочем столе нетбуков.

Ответьте на 5 вопросов и составьте схему.

1.Прибор для определения направления ветра----------------------------------------------

2.Прибор для определения скорости ветра----------------------------------------------------

3.В чём измеряется скорость ветра --------------------------------------------------------------

4.В чём измеряется сила ветра --------------------------------------------------------------------

5.Как определить направление ветра -----------------------------------------------------------


Вывод: По каким показателям характеризуется ветер?

(Направление; скорость, сила).


Заполните схему




ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА?


_________________________________

ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА?

------------------------------------------------

ВЕТЕР

СКОРОСТЬ ВЕТРА СИЛА ВЕТРА
В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ? В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ?


_______________________ __________________________


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА?


__________________________________


Давайте проверим, что у вас получилось. ( Отчёт группы №1, №2, №3.)


3.6. ДИСКУССИЯ


- Ребята, давайте с вами поговорим на тему: «Значение ветра на Земле».


АУДИЗАПИСЬ «Ветер, ветер ты могуч…»


Ветер - это благо для человека? или


Ветер - это зло для человека? (ответы детей).


4.Закрепление


Сейчас я предлагаю, вновь обратится к папке «Лаборатория», ещё раз посмотрите

«Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42. Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды и выполните первое задание обязательно все;

а 2 или 3 задание на ваш выбор (тренажёры и контроль).



Выполненные задания занесите в таблицу, в оценочный лист «Бортового журнала»

5. Рефлексия

- Наш урок подходит к завершению. Но на этом изучение ветров не заканчивается.

На Земле существует большое количество разных ветров. Это пассаты, западные, стоковые, самум, бора, фен и многие другие, с которыми вы познакомитесь при изучении физической географии в 7-ом и 8-ом классе.



Запишите в таблицу в 3 графу, что вы узнали сегодня на уроке.



Предлагаю поделиться впечатлениями, закончив предложения:

Сегодня я узнал…

Мне представляется интересным то, что…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

6.Домашнее задание

Всем! Параграф 42,ответить на вопросы 2-6; выполнить задания 1,7,8.

На выбор:

1)Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

2) Объяснить , что означают выражения и как они называются: «держать нос по ветру», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер», «в голове ветер гуляет», «ехать с ветерком»;


3) Для людей творческих предлагаю найти песни, стихи, поговорки, пословицы о ветре.

Может быть, кто-то напишет стихи собственного сочинения о ветре.

Успехов вам!

































«БОРТОВЫЙ ЖУРНАЛ»


Фамилия имя ------------------------------------------- Тема--------------------------------


Дата------------------------------------



Знаю Хочу узнать Узнал

(что я знаю)






(что хочу узнать)

(что узнал)

ЗАДАНИЕ№1

Решение задачи:

1.

2.

Ответ:

1.Где воздух испытывает большее давление?---------------------------------------------

2.Кто их распространял листовки по воздуху? --------------------------------------------

3.Какое самое главное условие необходимо, чтобы образовался ветер? --------------------

4. Как движется ветер?----------------------------------------------

5. От чего зависит скорость и сила ветра? ---------------------------------------------------

6. А почему происходит разница в атмосферном давлении над земной поверхностью?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Связи, которые я могу установить:--------------------------------------------------------------------Вывод:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------



ГРУППА№1. ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.137, рис.94 + дополнительный текст и схема образования Бризов в папке «Лаборатория» на рабочем столе.


1.Что такое бриз?--------------------------------------------------------------------------------------------

2. Рассмотрите схему образования «Дневной Бриз и ночной Бриз» и объяснить причины образования дневного и ночного бриза.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Территория, где встречаются данные ветры------------------------------------------------------


4. Когда меняют своё направление--------------------------------------------------------------------


ГРУППА№2. ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.139, рис.96 +дополнительный текст и схема образования Муссонов в папке «Лаборатория» на рабочем столе.





1.Что такое муссон?-----------------------------------------------------------------------------------------

2.Рассмотреть схему образования муссонов и объяснить причины образования муссонов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Территория, где встречаются данные ветры-----------------------------------------------------

4.Когда меняют своё направление----------------------------------------------------------------------

ГРУППА №3.ЗАДАНИЕ№2.

По тексту стр.138 +дополнительный текст, рисунки приборов в папке «Лаборатория» на рабочем столе. Ответьте на 5 вопросов и составьте схему.


1.Прибор для определения направления ветра----------------------------------------------

2.Прибор для определения скорости ветра----------------------------------------------------

3.В чём измеряется скорость ветра --------------------------------------------------------------

4.В чём измеряется сила ветра --------------------------------------------------------------------

5.Как определить направление ветра -----------------------------------------------------------

Заполните схему:


ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА?


_________________________________

ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ВЕТРА?

------------------------------------------------

ВЕТЕР

СКОРОСТЬ ВЕТРА СИЛА ВЕТРА
В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ? В ЧЁМ ИЗМЕРЯЕТСЯ?


_______________________ __________________________


КАК ОПРЕДЕЛИТЬ
НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА?






_________________________________

Проверь себя!

Откройте папку на рабочем столе «Лаборатория» найдите «Электронное приложение к учебнику «География», параграф 42 . Посмотрите материалы к уроку, карты и их легенды, и выполните первое задание обязательно все;

2 или 3 задание на ваш выбор (тренажёры и контроль)

Выполнив задания, запишите в оценочный лист, сколько баллов набрали!



Оценка деятельности на уроке

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Критерий оценки:


2 балла

5 баллов (100%)

5 баллов (100%)

«5» - 10-12 баллов

«4» - 9-7 баллов

«3» - 5-6 баллов


Домашнее задание:

Всем! Параграф 42,ответить на вопросы 2-6; выполнить задания 1,7,8.

На выбор:

1)Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

2) Объяснить , что означают выражения и как они называются: «держать нос по ветру», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер», «в голове ветер гуляет», «ехать с ветерком»;


3) Для людей творческих предлагаю найти песни, стихи, поговорки, пословицы о ветре.

Может быть, кто-то напишет стихи собственного сочинения о ветре.

Успехов вам!













Дополнительный материал

Бриз - в переводе с французского языка — «легкий ветер». Бриз – морской ветер образуется на берегу морей и больших озер. В умерен­ных широтах бриз охватывает слой воздуха толщиной 200-300 метров. Они меняют направление на противоположное два раза в сутки. Днём бризы дуют со стороны водоёма в сторону нагретой суши. Ночной бриз дует со стороны быстро остывшей суши в сторону водоёма. Бризы возникают из-за различий в на­гревании и охлаждении суши и водоёмов. Бризы — не очень мощные ветры. Они распро­страняются всего от 10 до 50 км по обе стороны от береговой ли­нии и на высоту 200—300 м.

В атмосфере существуют разные вет­ры. Многие из них дуют на небольших территориях, их называ­ют местными (например, бризы).

Но существуют очень мощ­ные ветры. По размерам они столь же огромны, как материки и океаны, а по высоте охватывают всю тропосферу.

К крупнейшим воздушным течениям относятся муссоны, об­разующиеся на границах материков и океанов.

Муссоны — это ветры, меняющие направление на противопо­ложное два раза в год.

Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в на­гревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.

Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан, а летом — на­оборот: с более холодного океана на теплый материк.

Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны — сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).

Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с). Она зависит от разницы в давлении между областями повышенного и пониженного давления. Когда эта разница небольшая, то ветер слабый, т. е. воздух перемещается с маленькой скоростью. Если разница в давлении увеличивается, то возрастает и скорость вет­ра. От скорости ветра зависит его сила: чем выше скорость ветра, тем больше сила, с которой он воздействует на наземные пред­меты. Силу ветра оценивают по специальной шкале в баллах: от 1 до 12.

На метеорологических станциях за направлением и скоро­стью ветра наблюдают с помощью флюгера. Более точные измерения скорости производят с помощью анемомет­ра.

Зачем нужен ветер? Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью. Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

Вырабатывает электроэнергию. Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы. Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов. Сильный ветер может стать причиной больших бедствий. Во время штормов в морях погибают суда, ветры сносят верхний слой почвы, вызывают сильные бури.

Направление ветра – это то направление, откуда дует ветер (западный ветер дует с запада, юго-восточный - с юго-востока и т. д.)

Направления ветра называют румбами. Существуют главные направления ( С-Ю-З-В) и промежуточные (СЗ-СВ-ЮЗ-ЮВ).

Скорость ветра измеряется в м/с и км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 году. В 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная.


Сэр Фрэнсис Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований. Был избран членом Ирландской королевской академии. В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.





Познавательная страничка

- Самые сильные ветры на Земле 104 м/с зарегистрированы на горе Вашингтон (США) 12 апреля 1934 года.

- Самое ветреное место на Земле – мыс Денисона (Антарктида). 300 дней в году ветры достигают скорости 89 м/с.

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам:

«женатый»- на оз. Селигер - стихает на ночь ;

«плакун»- западный ветер в Архангельском поморье –сопровождается дождем ;

«мужичий» - северный холодный ветер на Дону;

«бабий» - слабый камчатский ветер, сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятной для сушки белья;

«утиный»- весной дует в нашей местности с юга на север –на его «крыльях» без большой траты сил летят на родину птицы.







Материал для любознательных:

  1. Шутки и проделки ветра


  2. В 1608 г во Франции неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились её принять. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось. Подобные явления случались в прошлом веке в Европе 25 раз такие дожди выпадали во Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии в и других странах. Выпадали кровавые дожди и на территории нашей страны в юго-западной её части.
    Случались и другие цветные дожди 31 марта 1847 г. во Франции и Киеве прошел
    белый дождь. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя то он имеет в своем составе частички мела и белой глины.
    В истории человечества были отмечены и другие проделки ветра. Однажды в Дании на протяжении20 минут с неба падали
    живые раки. В разное время во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии не раз получало даровую «небесную» пищу в виде дождя из сельдей.
    Бывает, что ветер приносит и другие предметы. Так в Марокко ветер разрушил большие склады с
    пшеницей и, подхватив её, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!