География . 6 класс
Тема урока: « Вода на Земле»
Цели и задачи урока:
Сформировать представления о водной оболочке Земли – Гидросфере, её главной части – Мировом океане.
Начать формирование у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Продолжить формирование у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Оборудование: презентация к уроку, настенная карта, атласы, контурная карта.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ребята, давайте поприветствуем друг друга, поприветствуем наших гостей и пожелаем друг другу хорошего настроения.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, мы закончили четвертый раздел географии «Атмосфера».
У вас на столах лежат тесты, вам дается 5 минут для решения этой работы.
АТМОСФЕРА 6 КЛАСС
ВАРИАНТ I
1. Как называют состояние атмосферы в данном месте за определенный промежуток времени
А погода
Б климат
В тропосфера
Г воздушная масса
2. Какой тип облаков находится ниже всех
А кучевые
Б слоистые
В перистые
Г перламутровые
3. Какой прибор используют для измерения давления
А термометр
Б барометр
В гигрометр
Г осадкомер
4. Какой газ преобладает в атмосфере
А кислород
Б водород
В азот
Г углекислый газ
5. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветра
А в тропосфере
Б в стратосфере
В в мезосфере
6. Какова главная причина образования ветра
А атмосферное давление
Б температура воздуха
В разница в атмосферном давлении
Г угол падения солнечных лучей
7. Укажите верную характеристику бриза
А меняет направление 2 раза в сутки
Б меняет направление 2 раза в год
В летом дует с суши на океан
8. Укажите верную закономерность. Чем дальше от экватора, тем:
А меньше угол падения солнечных лучей
Б сильнее ветер
В больше нагревается поверхность Земли
Г больше нагревается воздух
АТМОСФЕРА 6 КЛАСС
ВАРИАНТ II
1. Чем вызвана смена времен года на Земле
А вращением Земли вокруг своей оси
Б вращением Луны вокруг Земли
В существованием на Земле атмосферы
2. В каком городе зима более холодная
А в Лондоне
Б в Москве
В в Красноярске
Г в Риге
3. Какой слой атмосферы находится дальше всего от Земли
А стратосфера
Б тропосфера
В мезосфера
4. Какова толщина атмосферы
А около 2 км
Б около 200 км
В около 3000 км
Г около 20 км
5. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха
А нивелира
Б компаса
В термометра
Г барометра
6. Какой вид атмосферных осадков не выпадает из облаков
А роса
Б снег
В морось
Г дождь
7. Как называется ветер, который дует зимой с суши на океан, а летом с океана на сушу
А муссон
Б бриз
В северный
Г западный
8. Как называется многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности
А воздушная масса
Б погода
В климат
3. Взаимопроверка теста.
Вариант №1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
а | б | б | авг | а | а | а | а |
Вариант №2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
а | в | в | в | в | а | а | в |
1 ошибка-4
2-3 ошибки -3
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: урок хочется начать с поэтических строк.
Вода - чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный.
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях:
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется,
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой,
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик – водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками.
Поет снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
И так, о чем же сегодня пойдет речь?
Ответ ученика: Сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле.
Учитель: Видели ли вы когда-нибудь иллюстрации Земли из космоса? Какой космонавты видят нашу планету из космоса?
Предполагаемый ответ: Космонавты видят необъятные водные пространства – это океаны и огромные участки суши – это материки.
Учитель: Кто мне может сказать, какую оболочку нашей планеты представляют материки?
Предполагаемый ответ: литосферу.
Учитель: Вы уже сказали, что на Земной поверхности ещё существуют водные пространства, которые по площади значительно больше чем материки. Может кто-нибудь знает, какую оболочку Земли образует это водное пространство, как она называется?
Предполагаемый ответ: гидросфера.
Учитель: Что же мы должны узнать с вами на уроке?
Ответ: Дать определение что такое гидросфера, познакомиться, что входит в ее состав.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (первая часть урока)
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь «ГИДРОСФЕРА»
Учитель: Давайте прочитаем определение гидросферы в учебнике (с.128) и запишем это определение в рабочую тетрадь.
Учитель: Гидросфера состоит из нескольких частей, так из каких?
Ответ: Это Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере
- Запишите пожалуйста составные части гидросферы в тетрадь и поэтапно будем с вами оформлять схему.
- Давайте проанализируем слайд (происходит фронтальный опрос).
- Самая большая часть гидросферы?
Записывают в тетрадь– Мировой океан.
Учитель: В каких водоёмах на суше содержится вода? – озёра, реки, ледники, подземные воды.
Записывают в тетрадь – воды суши.
- А вы знаете, ребята, что ещё вода находится в атмосфере, в виде осадков, вод пара.
Записывают в тетрадь – вода в атмосфере.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами изучим только одну, самую большую часть гидросферы.
- Напомните, как она называется? (Мировой океан)
Учитель: Мировой океан неоднороден, он делится на части (слайд).
- Запишите, пожалуйста, с помощью слайда составные части Мирового океана в тетрадь.
- Узнать и записать определение первой, самой грандиозной части М. океана, мы сможем с помощью учебника, прочитайте определение МИРОВОГО ОКЕАНА в учебнике на с.132 и запишем с вами в тетрадь.
Учитель: Для начала, посмотрим на слайде, как правильно проводить границы океанов (слайд).
Границы между океанами совпадают с берегами материков и островов, а там, где океаны свободно сообщаются, между ними нет чётких границ. Границы между тремя океанами в южном полушарии условно проводят по меридианам от крайних южных точек Африки, Южной Америки и Тасмании в Антарктиде.
Учитель: Сейчас мы вместе определим, сколько океанов выделяют учёные на земном шаре, для этого откройте атласы, а также назовём все океаны от самого большого по площади к самому маленькому. Вам будет помогать атлас, а мне настенная географическая карта, и нанесем их на контурную карту.
- Вы, наверное, слышали, что учёные сейчас предлагают выделять ещё Южный океан по особенностям его вод, омывающий Антарктиду. Северную границу океана они проводят по линии, соединяющие южные точки Африки, Южная Америка и Тасмания.
- А теперь, ребята, запишите в тетрадь океан, который самый большой по площади и нанесем его на к.карту, а один из вас покажет его на карте.
Учитель: Следующая часть Мирового океана – моря (слайд).
- Прочитайте в учебнике на с.133 определение МОРЯ.
Различают 2 вида морей – внутренние и окраинные, кто может догадаться, почему моря так называются?
- Для начала найдём в атласе Средиземное море, проследите какая у него береговая линия. ( нанести на к. карту и показ у доски)
- Так почему же моря называются внутренними?
Предполагаемый ответ: Потому что береговая линия моря очень извилистая и окружено сушей.
- Бывают окраинные моря.
- Найдите в атласе Берингово море, проследите его береговую линию, чем она отличается от береговой линии внутреннего моря и почему же моря называют окраинными?
Предполагаемый ответ: Береговая линия менее извилистая и оно открыто к океану своими водами. ( нанести на к. карту и показ у доски)
Учитель: -Перейдем к следующей части Мирового океана? Это – заливы (слайд).
- Прочитайте в учебнике на с.134 определение ЗАЛИВ, и ответьте на мой вопрос, как вы думаете, чем залив будет отличаться от моря?
Предполагаемый ответ: заливы меньше по площади, отличаются от морей свойствами своих вод.
- Сейчас найдите на карте самые крупные заливы на земной поверхности, это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы. ( нанести на к. карту и показ у доски)
Учитель: Какую часть Мирового океана мы изучим сейчас? А это пролив.
- Прочитайте в учебнике на с.134 определение ПРОЛИВ.
- Такая часть Мирового океана как пролив играют очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Части Мирового океана соединяются между собой проливами.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка. ( нанести на к. карту и показ у доски)
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, из как частей состоит Мировой океан? И заполним схему Фишбоун. Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета-проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть и нижние и верхнее косточки. На верхних косточках отмечаются утверждения, на нижних косточках эти утверждения подтверждаются фактами.
Учитель: На предыдущем уроке я давала задания, подготовить на урок сообщения по теме «Зачем нужно изучать океан». Пожайлуста, кто из вас подготовил сообщения.
5. физкультминутка.
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (вторая часть урока)
Учитель: Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша.
- Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей.
- С помощью слайда посмотрим из каких и запишем их в тетрадь. (Cлайд.)
Далее происходит аналогичная работа с частями суши в Мировом океане, учащиеся работают с учебником, атласом. ( нанести на к. карту и показ у доски)
- Сейчас мы вместе определим, сколько материков на земном шаре и перечислим их от самого крупного к мелкому.
- Запишем в тетрадь материк, который является рекордсменом по площади (Евразия).
Учитель: Следующие участки суши, которые располагаются в океане и со всех сторон омываются водой – ОСТРОВА.
- Сейчас мы вместе определим, самый большой остров на земном шаре – Гренландия. ( нанести на к. карту и показ у доски)
- Учитель: Теперь посмотрите следующий участок суши который расположен в океане– это АРХИПЕЛАГ. ( нанести на к. карту и показ у доски)
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Итак, давайте подведем итог, назовите, из как частей состоит суша в Мировом океане? И заполним схему Фишбоун, которую мы заполняли о частях Мирового океана.
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «части суши в Мировом океане», выходят к доске, называют части суши Мирового океана и показывают на настенной карте по одному-два примера материка, острова, архипелага).
Учитель: А теперь, когда мы с вами знаем составные части Мирового океана и сушу в океане, давайте попробуем совершить путешествие из Нью-Йорка в Токио. Для каждого это будет своё уникальное путешествие.
- Возьмите лист контурной карты – это будет вашей путевой картой путешественника.
- Ваша задача подписать эти города и проложить между ними свой особенный маршрут между двумя городами.
- Наносите свой маршрут аккуратно, карандашом.
Учитель задает вопросы классу.
- Через какие части Мирового океана вы совершали путешествие, мимо каких участков суши проплывали?
2-3 учащихся выходят по очереди к доске и показывают на настенной карте свой путь из Нью-Йорка (США) в Токио (Япония).
ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ВЫВОДА УРОКА
- Сформулируем вывод урока – какую оболочку Земли мы изучали на уроке?
- Как называется одна из её составных частей?
- Мы узнали, что кроме водной поверхности в океане ещё существует суша, на какие части делятся суша в Мировом океане?
Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, контурной картой, давали полные ответы на мои вопросы. И урок хочется закончить также на поэтической ноте:
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле.
И, в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
И. Якимов.
(Выставление оценок за урок.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - параграф в учебнике, до конца оформить личную карту путешественника.
Рефлексия: Каким прилагательным вы охарактеризуете урок?