СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе по теме " Вода на Земле"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  На данном уроке дети познакомятся  с понятием " гидросфера" и её частями

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме " Вода на Земле"»


География . 6 класс


Тема урока: « Вода на Земле»


Цели и задачи урока:

  • Сформировать представления о водной оболочке Земли – Гидросфере, её главной части – Мировом океане.

  • Начать формирование у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

  • Продолжить формирование у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

  • Воспитания чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.


Оборудование: презентация к уроку, настенная карта, атласы, контурная карта.

Ход урока


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ребята, давайте поприветствуем друг друга, поприветствуем наших гостей и пожелаем друг другу хорошего настроения.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, мы закончили четвертый раздел географии «Атмосфера».

У вас на столах лежат тесты, вам дается 5 минут для решения этой работы.

АТМОСФЕРА 6 КЛАСС

ВАРИАНТ I

1. Как называют состояние атмосферы в данном месте за определенный промежуток времени

А погода

Б климат

В тропосфера

Г воздушная масса

2. Какой тип облаков находится ниже всех

А кучевые

Б слоистые

В перистые

Г перламутровые

3. Какой прибор используют для измерения давления

А термометр

Б барометр

В гигрометр

Г осадкомер

4. Какой газ преобладает в атмосфере

А кислород

Б водород

В азот

Г углекислый газ

5. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветра

А в тропосфере

Б в стратосфере

В в мезосфере

6. Какова главная причина образования ветра

А атмосферное давление

Б температура воздуха

В разница в атмосферном давлении

Г угол падения солнечных лучей

7. Укажите верную характеристику бриза

А меняет направление 2 раза в сутки

Б меняет направление 2 раза в год

В летом дует с суши на океан

8. Укажите верную закономерность. Чем дальше от экватора, тем:

А меньше угол падения солнечных лучей

Б сильнее ветер

В больше нагревается поверхность Земли

Г больше нагревается воздух


АТМОСФЕРА 6 КЛАСС

ВАРИАНТ II

1. Чем вызвана смена времен года на Земле

А вращением Земли вокруг своей оси

Б вращением Луны вокруг Земли

В существованием на Земле атмосферы

2. В каком городе зима более холодная

А в Лондоне

Б в Москве

В в Красноярске

Г в Риге

3. Какой слой атмосферы находится дальше всего от Земли

А стратосфера

Б тропосфера

В мезосфера

4. Какова толщина атмосферы

А около 2 км

Б около 200 км

В около 3000 км

Г около 20 км

5. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха

А нивелира

Б компаса

В термометра

Г барометра

6. Какой вид атмосферных осадков не выпадает из облаков

А роса

Б снег

В морось

Г дождь

7. Как называется ветер, который дует зимой с суши на океан, а летом с океана на сушу

А муссон

Б бриз

В северный

Г западный

8. Как называется многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности

А воздушная масса

Б погода

В климат


3. Взаимопроверка теста.

Вариант №1

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

б

авг

а

а

а

а






Вариант №2


1

2

3

4

5

6

7

8

а

в

в

в

в

а

а

в




1 ошибка-4

2-3 ошибки -3



ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: урок хочется начать с поэтических строк.

Вода - чудесный дар природный,

Живой, текучий и свободный.

Картины нашей жизни красит

В своих трех важных ипостасях:

То ручейком, то речкой вьется,

То из стакана наземь льется,

То застывает тонкой льдинкой,

Красиво названной снежинкой,

То обретает легкость пара:

Была – и вдруг ее не стало.

Великий труженик – водица,

Ну, как же ей не восхититься!

Она плывет к нам облаками.

Поет снегами и дождями,

И разрушает, и наносит,

И так заботы нашей просит.

И так, о чем же сегодня пойдет речь?

Ответ ученика: Сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле.


Учитель: Видели ли вы когда-нибудь иллюстрации Земли из космоса? Какой космонавты видят нашу планету из космоса?


Предполагаемый ответ: Космонавты видят необъятные водные пространства – это океаны и огромные участки суши – это материки.


Учитель: Кто мне может сказать, какую оболочку нашей планеты представляют материки?


Предполагаемый ответ: литосферу.


Учитель: Вы уже сказали, что на Земной поверхности ещё существуют водные пространства, которые по площади значительно больше чем материки. Может кто-нибудь знает, какую оболочку Земли образует это водное пространство, как она называется?


Предполагаемый ответ: гидросфера.

Учитель: Что же мы должны узнать с вами на уроке?

Ответ: Дать определение что такое гидросфера, познакомиться, что входит в ее состав.


УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (первая часть урока)


Учащиеся записывают тему урока в тетрадь «ГИДРОСФЕРА»


Учитель: Давайте прочитаем определение гидросферы в учебнике (с.128) и запишем это определение в рабочую тетрадь.


Учитель: Гидросфера состоит из нескольких частей, так из каких?

Ответ: Это Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере


- Запишите пожалуйста составные части гидросферы в тетрадь и поэтапно будем с вами оформлять схему.


- Давайте проанализируем слайд (происходит фронтальный опрос).


- Самая большая часть гидросферы?


Записывают в тетрадь– Мировой океан.


Учитель: В каких водоёмах на суше содержится вода? – озёра, реки, ледники, подземные воды.


Записывают в тетрадь – воды суши.


- А вы знаете, ребята, что ещё вода находится в атмосфере, в виде осадков, вод пара.


Записывают в тетрадь – вода в атмосфере.


Учитель: Итак, сегодня мы с вами изучим только одну, самую большую часть гидросферы.


- Напомните, как она называется? (Мировой океан)


Учитель: Мировой океан неоднороден, он делится на части (слайд).


- Запишите, пожалуйста, с помощью слайда составные части Мирового океана в тетрадь.


- Узнать и записать определение первой, самой грандиозной части М. океана, мы сможем с помощью учебника, прочитайте определение МИРОВОГО ОКЕАНА в учебнике на с.132 и запишем с вами в тетрадь.


Учитель: Для начала, посмотрим на слайде, как правильно проводить границы океанов (слайд).


Границы между океанами совпадают с берегами материков и островов, а там, где океаны свободно сообщаются, между ними нет чётких границ. Границы между тремя океанами в южном полушарии условно проводят по меридианам от крайних южных точек Африки, Южной Америки и Тасмании в Антарктиде.


Учитель: Сейчас мы вместе определим, сколько океанов выделяют учёные на земном шаре, для этого откройте атласы, а также назовём все океаны от самого большого по площади к самому маленькому. Вам будет помогать атлас, а мне настенная географическая карта, и нанесем их на контурную карту.


- Вы, наверное, слышали, что учёные сейчас предлагают выделять ещё Южный океан по особенностям его вод, омывающий Антарктиду. Северную границу океана они проводят по линии, соединяющие южные точки Африки, Южная Америка и Тасмания.


- А теперь, ребята, запишите в тетрадь океан, который самый большой по площади и нанесем его на к.карту, а один из вас покажет его на карте.


Учитель: Следующая часть Мирового океана – моря (слайд).


- Прочитайте в учебнике на с.133 определение МОРЯ.


Различают 2 вида морей – внутренние и окраинные, кто может догадаться, почему моря так называются?


- Для начала найдём в атласе Средиземное море, проследите какая у него береговая линия. ( нанести на к. карту и показ у доски)


- Так почему же моря называются внутренними?


Предполагаемый ответ: Потому что береговая линия моря очень извилистая и окружено сушей.


- Бывают окраинные моря.


- Найдите в атласе Берингово море, проследите его береговую линию, чем она отличается от береговой линии внутреннего моря и почему же моря называют окраинными?


Предполагаемый ответ: Береговая линия менее извилистая и оно открыто к океану своими водами. ( нанести на к. карту и показ у доски)


Учитель: -Перейдем к следующей части Мирового океана? Это – заливы (слайд).


- Прочитайте в учебнике на с.134 определение ЗАЛИВ, и ответьте на мой вопрос, как вы думаете, чем залив будет отличаться от моря?


Предполагаемый ответ: заливы меньше по площади, отличаются от морей свойствами своих вод.


- Сейчас найдите на карте самые крупные заливы на земной поверхности, это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы. ( нанести на к. карту и показ у доски)



Учитель: Какую часть Мирового океана мы изучим сейчас? А это пролив.


- Прочитайте в учебнике на с.134 определение ПРОЛИВ.


- Такая часть Мирового океана как пролив играют очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Части Мирового океана соединяются между собой проливами.


- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка. ( нанести на к. карту и показ у доски)


ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


- Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, из как частей состоит Мировой океан? И заполним схему Фишбоун. Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета-проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть и нижние и верхнее косточки. На верхних косточках отмечаются утверждения, на нижних косточках эти утверждения подтверждаются фактами.

Учитель: На предыдущем уроке я давала задания, подготовить на урок сообщения по теме «Зачем нужно изучать океан». Пожайлуста, кто из вас подготовил сообщения.


5. физкультминутка.


УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (вторая часть урока)


Учитель: Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша.


- Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей.


- С помощью слайда посмотрим из каких и запишем их в тетрадь. (Cлайд.)


Далее происходит аналогичная работа с частями суши в Мировом океане, учащиеся работают с учебником, атласом. ( нанести на к. карту и показ у доски)



- Сейчас мы вместе определим, сколько материков на земном шаре и перечислим их от самого крупного к мелкому.


- Запишем в тетрадь материк, который является рекордсменом по площади (Евразия).


Учитель: Следующие участки суши, которые располагаются в океане и со всех сторон омываются водой – ОСТРОВА.


- Сейчас мы вместе определим, самый большой остров на земном шаре – Гренландия. ( нанести на к. карту и показ у доски)



- Учитель: Теперь посмотрите следующий участок суши который расположен в океане– это АРХИПЕЛАГ. ( нанести на к. карту и показ у доски)


ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


- Итак, давайте подведем итог, назовите, из как частей состоит суша в Мировом океане? И заполним схему Фишбоун, которую мы заполняли о частях Мирового океана.


8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ


Учащиеся закрепляют полученные знания второй части урока «части суши в Мировом океане», выходят к доске, называют части суши Мирового океана и показывают на настенной карте по одному-два примера материка, острова, архипелага).


Учитель: А теперь, когда мы с вами знаем составные части Мирового океана и сушу в океане, давайте попробуем совершить путешествие из Нью-Йорка в Токио. Для каждого это будет своё уникальное путешествие.


- Возьмите лист контурной карты – это будет вашей путевой картой путешественника.


- Ваша задача подписать эти города и проложить между ними свой особенный маршрут между двумя городами.


- Наносите свой маршрут аккуратно, карандашом.


Учитель задает вопросы классу.


- Через какие части Мирового океана вы совершали путешествие, мимо каких участков суши проплывали?


2-3 учащихся выходят по очереди к доске и показывают на настенной карте свой путь из Нью-Йорка (США) в Токио (Япония).


ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ВЫВОДА УРОКА


- Сформулируем вывод урока – какую оболочку Земли мы изучали на уроке?


- Как называется одна из её составных частей?


- Мы узнали, что кроме водной поверхности в океане ещё существует суша, на какие части делятся суша в Мировом океане?


Учитель: Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, контурной картой, давали полные ответы на мои вопросы. И урок хочется закончить также на поэтической ноте:

Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды  из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле.
И, в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит,  должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.

И. Якимов.

(Выставление оценок за урок.)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - параграф в учебнике, до конца оформить личную карту путешественника.

Рефлексия: Каким прилагательным вы охарактеризуете урок?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!