СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 10 классе «Этническая и языковая мозаика»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «Этническая и языковая мозаика»

 

с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 10 классе «Этническая и языковая мозаика»»

План-конспект урока по географии в 10 классе разработан

учителем высшей категории

филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КГКОУ Вечерняя школа №2

Ненашевой Светланой Васильевной.

Дата проведения: 24.11.2020.


Конспект урока по теме: «Этническая и языковая мозаика»

с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий.

Цели урока:

образовательные: выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;

развивающие: совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом;

воспитательные: продолжить формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: учебник, географический атлас 10 кл., компьютер, проектор, экран, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Вводное слово учителя, постановка учебных задач, актуализация темы.

II. Изучение нового материала:

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Понятие этнос (от греч. ethnos) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация.

Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам, насчитывается от 4 до 5 тыс. их численность может составлять о десятков человек до сотен миллионов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Характер национального состава.

Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.

Используя текст учебника и карты атласа, приведите примеры однонациональных, двунациональных и многонациональных государств.

Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщенности народов, а часто и к приграничным конфликтам.

По численности народы мира различны.

Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

Проанализировав таблицу (слайд 6), выпишите десять первых народов по численности населения, сделайте вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.

Физкультминутка. Упражнения на расслабление глаз.

Классификация народов по языку

Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация: а) по численности; б) по языку.

Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

  • Индоевропейская (более 2,5 млрд.чел.)

  • Сино-тибетская (свыше 1 млрд.чел.)

  • Афразийская (более 250 млн.чел.)

Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Групповая работа:

Каждая группа получает задания, по изучению этнического состава населения мира. (слайд 8-10). Время на подготовку 10 минут.

Выступление групп.

III. Закрепление:

По карте “Народы мира” определите к каким языковым семьям относятся народы Монголии, Финляндии, Мали, Туниса, Израиля, Таджикистана.

(Тестовые задания на экране, слайд 11-14)

Самопроверка. (слайд 16-18)

IV. Рефлексия:

На какие вопросы вы не получили ответа? Что нового узнали? Постарайтесь за 2 минуты вспомнить и перечислить все важные сведения об этническом и языковом составе народов мира. Обведите одно из утверждений:

  • узнал много; интересно; я был очень активен.

  • в целом было интересно, но я редко высказывал свое мнение.

  • было скучно на уроке, так как эта тема мне не интересна.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.

V. Домашнее задание:

Параграф 12, стр.53-55.

Учебно- методическое обеспечение

  1. Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 класс Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Географический атлас: Современный мир.10 - 11 класс. – М.,Просвещение,2011 г.

  3. Е.В.Баранчиков. Тесты по географии. 10 класс. – М., Просвещение, 2011.

  4. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2009 г.

  5. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс. Москва «ВАКО» 2006.



Оборудование

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»

    1. http://festival.1september.ru

    2. Приложение «география», сайт www.prosv.ru (рубрика «география»).

    3. Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Современная география»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!