План-конспект урока по географии в 10 классе разработан
учителем высшей категории
филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
КГКОУ Вечерняя школа №2
Ненашевой Светланой Васильевной.
Дата проведения: 24.11.2020.
Конспект урока по теме: «Этническая и языковая мозаика»
с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий.
Цели урока:
образовательные: выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;
развивающие: совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом;
воспитательные: продолжить формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: учебник, географический атлас 10 кл., компьютер, проектор, экран, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Вводное слово учителя, постановка учебных задач, актуализация темы.
II. Изучение нового материала:
Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.
Понятие этнос (от греч. ethnos) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.
Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация.
Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам, насчитывается от 4 до 5 тыс. их численность может составлять о десятков человек до сотен миллионов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.
Характер национального состава.
Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.
Используя текст учебника и карты атласа, приведите примеры однонациональных, двунациональных и многонациональных государств.
Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщенности народов, а часто и к приграничным конфликтам.
По численности народы мира различны.
Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.
Проанализировав таблицу (слайд 6), выпишите десять первых народов по численности населения, сделайте вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.
Физкультминутка. Упражнения на расслабление глаз.
Классификация народов по языку
Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация: а) по численности; б) по языку.
Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:
Индоевропейская (более 2,5 млрд.чел.)
Сино-тибетская (свыше 1 млрд.чел.)
Афразийская (более 250 млн.чел.)
Численность большинства остальных семей значительно меньше.
Групповая работа:
Каждая группа получает задания, по изучению этнического состава населения мира. (слайд 8-10). Время на подготовку 10 минут.
Выступление групп.
III. Закрепление:
По карте “Народы мира” определите к каким языковым семьям относятся народы Монголии, Финляндии, Мали, Туниса, Израиля, Таджикистана.
(Тестовые задания на экране, слайд 11-14)
Самопроверка. (слайд 16-18)
IV. Рефлексия:
На какие вопросы вы не получили ответа? Что нового узнали? Постарайтесь за 2 минуты вспомнить и перечислить все важные сведения об этническом и языковом составе народов мира. Обведите одно из утверждений:
узнал много; интересно; я был очень активен.
в целом было интересно, но я редко высказывал свое мнение.
было скучно на уроке, так как эта тема мне не интересна.
И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.
V. Домашнее задание:
Параграф 12, стр.53-55.
Учебно- методическое обеспечение
Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 класс Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.
Географический атлас: Современный мир.10 - 11 класс. – М.,Просвещение,2011 г.
Е.В.Баранчиков. Тесты по географии. 10 класс. – М., Просвещение, 2011.
Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2009 г.
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс. Москва «ВАКО» 2006.
Оборудование
Компьютер
Мультимедийный проектор
Электронные пособия:
Электронные диски «Кирилл и Мифодий»
http://festival.1september.ru
Приложение «география», сайт www.prosv.ru (рубрика «география»).
Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Современная география»