СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме "Общая циркуляция атмосферы" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Общая циркуляция атмосферы" 7 класс»

Тема: «Общая циркуляция атмосферы»

Цели урока

• сформировать знания о типах воздушных масс;

• раскрыть роль господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы;

продолжить формирование умения работать с географическими картами и схемами.

Основное содержание: воздушные массы и их свойства, пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей, муссоны, общая циркуляция

атмосферы.

Деятельность обучающихся: анализировать схему «Общая циркуляция атмосферы»; выявлять влияние постоянных ветров на климат; систематизировать знания о господствующих ветрах в таблице.

Ценностный компонент урока: формирование основных типов воздушных масс связано с широтными зонами; закономерная повторяемость воздушных масс определяет черты климата территории.

Оборудование: схема «Общая циркуляция атмосферы».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Оргмомент

II. Проверка знаний

1. Что такое атмосферное давление?
      2.  Чем можно объяснить неравномерное распределение осадков на поверхности Земли?
3.  Каковы причины образования различных поясов атмосферного давления на Земле?
      4. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков на земном шаре?


III. Изучение нового материала

Вспомним, что воздух в тропосфере всегда перемещается из области высокого давления в область низкого давления. Циркуляция атмосферы(вращение, круговорот) происходит как в виде горизонтальных, так и в виде вертикальных течений. Воздушные течения переносят тепло и влагу из одних широт в другие.

Запись в тетрадях:

Воздушные массы — это большие объемы воздуха, которые формируются на определенной территории и имеющих относительно однородные свойства

Холодные и сухие – над ледяной пустыней; влажные – над океаном; жаркие и пустые – над песчаной пустыней.

Типы воздушных масс:

экваториальные, тропические, умеренные, арктические и антарктические.

 то такое ветер и воздушные массы, какие факторы определяют свойства воздушных масс (географическая широта и характер подстилающей поверхности), и называют зональные типы воздушных масс.

Работа с учебником. Рис. 32«Схема распределения основных типов воздушных масс и поясов атмосферного давления в нижних слоях тропосферы» они определяют, какие и где формируются воздушные массы, объясняют их главные свойства: температуру, давление, влажность

Перемещающаяся воздушная масса под влиянием подстилающей поверхности (сильно нагретой, переохлажденной, сухой, водной, горной и др.) постепенно изменяет свои первоначальные свойства.

Работа с учебником. Чтение текста § 13 на с. 46 и 47 учебника. Учащиеся выясняют, почему воздушные массы трансформируются (изменяют свои свойства).

Трансформация- изменение свойства воздушной массы.





-Знакомство с видами ветров. Учитель предлагает найти на с. 48 учебника, что означает слово «пассат».

Пассаты — это устойчивые ветры, дующие от тропиков к экватору в течение всего года (из области повышенного давления в область пониженного давления). Рис.33

Анализ врезки рисунка, подчёркивает, что эти ветры отклоняются от направления своего движения под действием вращения Земли (эффект Кориолиса) в Северном полушарии — вправо, в Южном — влево. В Северном полушарии пассаты имеют преимущественно северо-восточное направление, в Южном — юго-восточное.

В океане пассаты порождают пассатные течения, а на суше способствуют образованию и сохранению тропических пустынь.

- А какие другие господствующие ветры определяют общую циркуляцию атмосферы? Обучающиеся выясняют это, изучая текст «Как возникают другие господствующие ветры?» на с. 48—49 учебника и обращаясь к рисунку 33на с. 47 учебника.

Правило : за направление ветра принимают то направление, откуда он дует.

Используя текст параграфа, выясняют, какие ветры образуют общую циркуляцию атмосферы

Ветры, образующие общую циркуляцию атмосферы:

Пассаты; Муссоны; Западные ветры умеренных широт;

Восточные(стоковые) ветры полярных областей.

Задача. По климатической картой и текстом учебника составьте характеристику воздушных масс. Результаты занесите в таблицу.

Название воздушной массы

Район распространения

Свойства

Экваториальные

 

 

Тропические

 

 

Умеренные

 

 

Полярные

арктические

антарктические

 

 


III. Закрепление материала В завершение урока обучающиеся выясняют:

1.Как происходит движение основных типов воздушных масс на Земле?   

2.Составляем логическую цепочку:

Различный угол падения солнечных лучей;

Неравномерное распределение тепла в атмосфере;

Неравномерное распределение атмосферного давления;

 Движение воздуха из областей повышенного давления в области пониженного давления -

 Общая циркуляция атмосферы.

3.Даём определение общей циркуляции атмосферы.

4.Показывают на карте направления ветров

5.Делают выводы о влиянии господствующих ветров на климат и о значении полученных на уроке знаний для жизни и деятельности людей.


 Географический диктант:

Постоянные ветры, дующие из полярных областей (ВД) в сторону умеренных широт (НД)

Восточные (стоковые)

Постоянные ветры, дующие из Северного И Южного тропиков в сторону экватора пассаты

Преобладающие устойчивые ветры в умеренных широтах западные

Основные свойства воздушных масс температура, влажность

Из какой в какую область давления перемещаются воздушные массы ВД – НД

От сего зависит скорость ветра? Атмосферное давление

Устойчивые сезонные ветры Муссоны

Горизонтальное движение воздуха, возникающее из-за разности атмосферного давления ветер

Тип воздушных масс, преобладающий на Северном полюсе Арктический

Ветры в тропических широтах пассаты, муссоны

Восточные (стоковые) преобладают в каких широтах? Полярных


Домашнее задание: §13, вопросы 1-7 , задание 8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!