СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Откуда берется ветер?"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится при изучении темы «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». На уроке учащиеся находят и объясняют причины образования ветра.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Откуда берется ветер?"»

Конспект урока

Тип урока: усвоение новых знаний.

Тема урока: Откуда берется ветер!

Класс: 6

Урок проводится при изучении темы «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Учебная литература:

Базовый учебник Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Изд. Дрофа, Москва 2007


Цель урока: сформулировать и объяснить причины образования ветра.

Задачи: 1.Стимулировать творческую и познавательную деятельность

учащихся;

2.Разнообразить приемы работы с книгой и другими источниками.

3.Способствовать формированию представлений об образовании
ветра.

УУД

Познавательные:

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные:

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

Личностные:

Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.


Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения:

по источнику знания:
а) словесные 
б) наглядные 
в) практические

по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый.


Педагогические технологии:

проблемно-поисковая, проектная, ИКТ

Оборудование:

комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.

           

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

-эпиграфом к нашему уроку я взяла следующее выражение «Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник» и чтобы слово не расходилось с делом, вы на уроке должны активно поработать

 

2.Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление).

Фронтальный опрос:

1.Что же такое атмосферное давление?

2.От чего зависит величина атмосферного давления?

3.Как температура воздуха влияет на атмосферное давление?

4.Когда впервые и с помощью какого прибора было измерено атмосферное давление?

5.Какие вы знаете виды барометра?

6.Поясните принцип действия барометра. Справедлив ли он для разных барометров?

7.На сколько понижается давление с высотой (на каждые 10,5 м – на 1 мм)

Решить 2-3 задачи, составленные учениками дома. ( Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм. рт.ст.? 1) 2000:10,5=194 2) 750-194=556 мм рт. ст.

Ответ:556 мм рт.ст.)

Географический диктант:

На доске ответы под номерами, ученики должны писать только цифру, под которой обозначено данное понятие.

1.Воздушная оболочка нашей планеты.

2.Разность между самой высокой и самой низкой температурой.

3.Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней.

4.Давление воздуха, при условии, что температура воздуха-0 на уровне моря на 45 параллели.

5.Самый нижний слой атмосферы, на дне которой мы живем.

6.Главный газ, из которого состоит атмосфера.

На доске выписаны ответы: А) Азот; Б) Атмосферное давление; В) Тропосфера; Г) Нормальное давление; Д) Амплитуда; Е) Атмосфера.

Ответ: Е); Д); Б); Г); В); А).

 

3. Изучение нового материала.  



Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете, разгадав загадку:



Завывает, подвывает,

Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добры, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадай, кто он такой?

(ветер)

Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре?


ЗНАЮ: УЗНАЛ:

(записать ответы ребят доске) (записать в конце урока)


Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров


Вопросы для активизации знаний:

- А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха вдоль земной поверхности (записали в словариках)

Ветер, причины образования ветра.

-А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, решив задачу:

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить в нем самолет, но безуспешно, самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик, по имени Саша, очень хотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что придумал, как можно распространить листовки. И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы, которая имела высоту 30 метров. Листовки кружились в воздухе и медленно опускались на землю, их них люди узнавали правду о военных действиях Советской Армии.

 -Объясните, какую закономерность использовал мальчик?


На экране рисунок с изображением заводской трубы.

-Давайте еще раз вспомним, как изменяется давление с высотой, определите атмосферное давление на вершине трубы.

1) 30:10,5=2,9

2) 760-3=757,1 мм рт. ст.

-Какую закономерность использовал Саша? (движение воздуха)

-Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого - показать стрелкой на схеме)

-Аналогично воздух движется и в горизонтальном направлении. Так в чем же причина ветра (разница в атмосферном давлении)

-А почему возникает разница в давлении над земной поверхностью (из-за разницы в температуре) (давайте вспомним теплый воздух какой (легкий), что с ним происходит (поднимается в верх), область какого давления образуется (НД), наоборот холодный воздух, какой (тяжелый), что с ним происходит (скапливается в низу), что он делает (давит на земную поверхность), область с каким давлением образуется (ВД)

Разница в давлении возникает из-за разницы в температуре

 -А почему воздух различный по температуре? Почему поверхность нагревается по-разному? (из-за угла падения солнечных лучей ил высоты солнца)

 - А почему различная высота Солнца? (из-за шарообразности Земли)

- Мы выяснили причины возникновения ветра, а теперь необходимо систематизировать  эти причины, давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

Шарообразность Земли---Различная высота Солнца---Различный угол падения солнечных лучей---Различное нагревание поверхности---Различная температура воздуха---Различное атмосферное давление---Ветер (запись в тетради).

 Виды ветров.

Сейчас вы разобьетесь на 4 группы, каждая группа получает схему. Опираясь на полученные знания, вы определите,  как изменяется направление ветра 1 и 2 - группа в течение суток, 3 и 4 группа - по сезонам года.

Работа в группах, объяснение схем

Под схемами соответственно учитель вешает таблички «бриз», «муссон». Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям

Словарная работа:

Бриз - прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки


Муссон - ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока)


Сообщение о ветрах, их видах (опережающее, приложение).

Есть две разновидности горных ветров - фен и бора, отличаются они тем, что фен - теплый воздух, дующий с гор, а бора - холодный, сильный порывистый ветер, так же дующий с гор в долины

Песчаная буря в пустыне называется самум. (приложение)


Скорость, направление и сила ветра

Работа в группах по 3 человека:

Раздать карточки: две с числами, одну со стрелкой. Каждая тройка выходит к доске и составляет схему, в которой стрелкой указывает направление ветра

-В каком случае ветер будет сильнее?

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее будет дуть ветер.

-посчитайте в каждой паре разницу в давлении, встаньте все в направлении от сильного ветра к слабому.

-А кто знает, как называется прибор для определения направления ветра

Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра.


На метеорологических станциях флюгер устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)

- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)

-Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила

-Направление ветра - это направление, откуда дует ветер.

-Давайте вспомним направления горизонта: основные и промежуточные. (Основные: север, юг, восток, запад. Промежуточные: С-в, ю-в, с-з,ю-з)

-Точно также существуют и главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад), (показать по схеме)

-Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1805 г.(приложение)

-Рассмотреть форзац учебника.


Работа в парах.

Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

А.С. Пушкин.

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны, свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

А.Н. Плещеев.

 Физкультминутка.

Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).


 Практическая работа «Построение розы ветров»

- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и

направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой

ветров. Работа с учебником стр. 118 рис 75

- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления

ветров?

- А теперь постройте розу ветров по следующим данным за февраль 2017 г для рп.Красногородск

-какой можно сделать вывод?


Сообщение (опережающее)

Для Красногородского района характерны частые ветры. Среднегодовая скорость ветра составляет 2-3 м/с. Преобладают на территории района юго-восточные и южные ветры. В зимнее время ветры сдувают снег в понижения местности, в овраги и к лесным насаждениям. Летом ветры являются причиной образования бризов на берегах реки Синей и местных озер.

 Значение ветра.

Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

- Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

-Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

-Вырабатывает электроэнергию.

-Полярники используют ветряные двигатели для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

-Ветер разрушает горы, сглаживает их, создавая причудливые формы в

-Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

-Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.


Рефлексия.

-возвращаемся к началу урока, дополните схему «ЗНАЮ и УЗНАЛ»

-подведем итог сегодняшнему уроку

Оценки.

Домашнее задание.

п. 39, № 4 стр. 120 учебника в раб. тетрадях, подготовить стихи, сказки в которых говорится о ветре

































Приложение

Шкала силы ветра.

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила- до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов.

Бризы и их виды.

Бриз-это ветер, который образуется у моря и меняет свое направление два раза в сутки. Днем суша прогревается быстрее, чем вода. Воздух от прогреваемой поверхности суши поднимается вверх, над сушей его становится меньше и сила, с которой он давит на сушу – уменьшается. Следовательно, давление тоже уменьшается. Теплый воздух уносится к морю, там он охлаждается, опускается к поверхности моря и давление повышается. Ветер дует с моря на сушу. (стр.139)

Муссоны.

Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне – июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей, и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон». Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свой направление по сезонам. Впоследствии французы это слово стали произносить на свой лад - муссон.

Самум.

В переводе с арабского «самум» означает знойный ветер. Это ветер пустынь Северной Африки и Аравийского полуострова. Температура плюс 50 и выше за счет подъема раскаленного песка в воздух, а относительная влажность резко падает. Длится 15-20 минут, реже2-3 часа, перебрасывает массы песка и приносит гибель и разрушения.

Цветные дожди.

«В 1608 году во Франции неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду, что они с отвращением сбрасывали её с себя. Почти никто не сомневался, что с неба льётся настоящая кровь. Утверждали, что такой дождь предвещает смерть. 31 марта 1847 года во Франции прошёл «белый» дождь. Аналогичный дождь выпал в июне 1956г. на окраине Киева. Суеверные люди такие дожди часто принимают за целебное средство, посланное богом. Однажды в Дании на протяжении нескольких минут с неба падали живые раки. В разное время, в разных местах отмечены случаи «дождей» из пауков, лягушек, жуков и других насекомых. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании и других приморских стран получало «небесную» пищу в виде «дождя» из сельдей. В других странах выпадал «дождь» из пшеницы и апельсинов».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!