СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Особенности климата и погоды на Байкале"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Особенности погоды и климата на Байкале" разработан по УМК Е.Н.Кузевановой "Байкаловедение и УМК "Полярная звезда "А.И.Алексеева для обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Особенности климата и погоды на Байкале"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №42












Разработка урока географии

по теме «Особенности климата и погоды на Байкале»









Автор: Смирнова Лариса Алексеевна,

учитель географии











Иркутск 2023


Пояснительная записка

Учитель

Смирнова Лариса Алексеевна

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №42

Предмет

География, байкаловедение

Класс

6

Автор УМК

Данная разработка урока по теме «Особенности климата и погоды» составлена для УМК Е.Н.Кузевановой и УМК « Полярная звезда» А.И. Алексеева.

Тема урока

Особенности климата и погоды на Байкале

Цель

Углубление представлений обучающихся о погоде и климате на примере изучения особенностей погоды и климата на Байкале

Задачи


Изучить основные понятия по теме. Раскрыть особенности микроклимата на Байкале.

Развивать интерес к изучаемой теме через практические занятия с различными видами карт.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- знать и различать понятия «погода» и «климат», важнейшие показатели и факторы, влияющие на них;

- изучить основные особенности климата и погоды территории.

- уметь объяснять морской тип климата на побережье Байкала.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников.

Личностные: осознавать ценности географических знаний и умений, навыков, их применения в различных жизненных ситуациях; проявлять интерес к новым знаниям, трудолюбие; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия

Климат, погода, атмосфера, микроклимат, сезоны года

Оборудование

Учебники: «Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней», «География» - 5-6 класс; географический атлас для 6-8 класса, мультимедийное оборудование

Междисциплинарные связи

география, литература, изобразительное искусство, экология

Форма организации

фронтальная, групповая, индивидуальная.





Технологическая карта

Этап урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Организационный этап


Цель: актуализация требований к учебной деятельности.


Регулятивные:

- организовать свое рабочее место;

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные:

- формировать нормы и правила поведения в социуме.

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Все готовы? Приступаем к работе! Для вас я приготовила Листы успешности (Приложение 1) – это ваш путь к успеху на уроке. Ознакомьтесь с ним, подпишите. Если вы будете работать в команде, слаженно, то и цели своей – успеха - добьетесь. Итак, мы отправляемся в путь!

Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу.

Этап постановки цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности обучающихся


Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Стадия «Вызов»

Регулятивные:

-формулировать цели учебного занятия.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Ребята, рассмотрите на доске фото Байкала [1]















И послушайте стихотворение нашего поэта И. Молчанова-Сибирского.

Наше озеро Байкал

Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин.
Волны бьются в берега,
А кругом гудит тайга.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан.
Дальше — белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки.
А в средине — между скал -
Блещет озеро Байкал.

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Да, вы совершенно правы.

Но чтобы определить точную тему нашего урока, давайте выполним первое задание в нашем листе успешности и сразу повторим основные понятия по этой теме из курса географии. Работаем по вариантам. Вам нужно выбрать правильное высказывание. Если вы согласны с ним, то обведите букву во втором столбике. Затем выпишите все выделенные буквы и прочитайте тему нашего урока. Что у нас получилось?

Значит, какая тема нашего урока? Тема - «Особенности климата и погоды на Байкале». О чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока. Молодцы. Критерии для выставления оценок посмотрите в листе успешности и поставьте свою первую отметку.











Слушают учителя.




Рассматривают фотографии и тем самым определяют возможную тему урока.


























Ответы обучающихся.



Вспоминают изученный ранее материал.

Ученики работают в листах успешности. Самопроверка


Записывают тему.

Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока

Этап актуализации знаний


Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.









Личностные:

- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку.

Познавательные:

- структурировать знания,

-создавать самостоятельно алгоритм деятельности при решении проблем;

- умение логически мыслить.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.


Отвечая на первое задание, вы уже вспомнили основные понятия, которые мы проходили на уроках географии по теме «Атмосфера». Таким образом,

  1. Атмосфера это…. (газовая оболочка Земли).

  2. Погода это…(состояние тропосферы воздуха в данное время в данном месте).

  3. Климат это…(многолетний режим погоды в данной местности).

  4. Воздушные массы это… (большие объемы воздуха с определенными свойствами).

Хорошо. А как вы думаете, климат в России, в Сибири, в Иркутской области и на Байкале одинаковый? А погода? А почему?

И выясним мы эти вопросы, внимательно изучив карту и различные источники информации.

А сейчас проблемный вопрос: древние греки считали, что главное, от чего зависит климат, это наклон солнечных лучей к поверхности Земли (klima – наклон). С точки зрения географии и полученных вами знаний почему?

Прежде чем приступить к изучению особенностей погоды и климата на Байкале, давайте подумаем, что в себя включают факторы, влияющие на климат? А чем характеризуется погода? Выполним второе задание в листах успешности.

Напишите, что относится к элементам погоды, а что к факторам климата. Если ответы совпадают, то ваш «сосед» по парте дает высокую оценку, а если нет, вы вместе разбираете, почему эти понятия у вас отличаются.

Поставьте в лист успешности свою вторую отметку по критериям.



Ответы обучающихся


Вспоминают изученный ранее материал.










Выражают свои мысли, которые связаны с формулировкой проблемного вопроса.




Работа с учебником географии 5-6 класс (с.140, стр.142) –ответы на вопросы.

Проявляют познавательную инициативу.

Взаимопроверка.

Этап «открытия» нового знания


Цель: формирование представления о микроклимате Байкала

Этап «Осмысление»

Познавательные:

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников;

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество;

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Личностные:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.



Каковы же особенности климата и погоды на Байкале? Давайте с помощью географической карты определим, в каком климатическом поясе находится наша территория? К какому типу климата относится озеро Байкал? Правильно.

Байкал находится на юге Сибири в пределах Иркутской области и республики Бурятия в умеренном климатическом поясе. Тип климата – резко континентальный, что выражено в больших сезонных и суточных колебаниях температуры воздуха и неравномерным распределением осадков. Но зима, однако, здесь мягче, теплее, а лето прохладнее. Почему?

Это связано с тем, что вода нагревается и остывает гораздо медленнее, чем суша.

А теперь давайте посмотрим на физическую карту России. Что окружает Байкал? Правильно, горы. Приморский и Байкальский хребты, которые протянулись вдоль западного побережья озера, препятствуют движению осадков и холодных ветров с северо-запада, смягчая климат побережья. Но так как береговая линия Байкала изрезана по-разному, то в одних местах теплый воздух задерживается, как в бухте Песчаная (окружена с трех сторон высокими скалами), а в других нет. Например, в бухте Кадильной постоянно дуют холодные ветры, т.к. это открытая территория.

Таким образом, на климат, а значит, и на погоду Байкала влияют огромные массы воды и особенности рельефа.

Ребята! А сейчас перед нами выступят ваши одноклассники с сообщениями, которые они приготовили заранее, про особенности погоды и климата на Байкале (Приложение 2)

  1. Температура воздуха и воды

  2. Атмосферные осадки

  3. Туманы и облачность

  4. Смена сезонов и продолжительность солнечного сияния

Слушайте внимательно, задавайте вопросы. После обсуждения сообщений мы выполним еще одно задание.

Работа с климатической картой России.

Ответы обучающихся.

Проявляют познавательную инициативу.





Ответы обучающихся.



Работа с физической картой России.

Ответы обучающихся.

Проявляют познавательную инициативу.




Найти на карте данные бухты








Заслушивание сообщений, вопросы к выступающим, краткие самостоятельные выводы

Физкультминутка


Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

Вы устали, давайте отдохнем!

Дружно на Байкал идём,

Мы взбираемся на холм (шагать),                  

На Байкале дует ветер (раскачиваться влево – вправо)

Он деревья крутит, вертит (поднять руки вверх, покачать ими)

Суслик по дороге скачет (попрыгать на двух ногах)

Чайки над водой летят (выполнить махи прямыми руками)

Мы к Байкалу подойдём,

И рассмотрим все кругом.                 


Выполняют упражнения.


Садятся за парты



Этап первичного закрепления

Цель: проверка усвоения материала по теме урока.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

А сейчас мы возвращаемся к листам успешности и посмотрим, как вы были внимательны, слушая новую тему.

Вам нужно заполнить карту Байкала, отмечая на ней важные показатели климата и погоды.

Давайте обобщим наши знания. Какой климат на Байкале? (мягче, чем в Сибири, близкий к морскому)

Что влияет больше всего на климат и погоду Байкала? (огромные массы воды и рельеф)

Что происходит с сезонами года на Байкале?(они запаздывают)

А наклон солнечных лучей к поверхности Земли, географическая широта имеют значение? Значит. Мы ответили на наш проблемный вопрос. Молодцы! Спасибо.

Влияют ли такие особенности климата Байкала на хозяйственную деятельность человека? Например, развивается ли на нашем озере туризм? Какие базы отдыха пользуются большой популярностью благодаря климату? Ответы на эти вопросы будут вашим домашним заданием.

Выполняют задание.

Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки за полученные результаты.



Ответы обучающихся.



Делают самостоятельно выводы по теме

Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

- организовывать и регулировать свою деятельность.


Домашнее задание

1.Подготовить сообщение «Климатические ресурсы для развития туризма на Байкале»

2.По желанию:

Найти и прочитать легенды, сказки, рассказы о ветрах Байкала


Слушают учителя, записывают задания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Этап «Рефлексия»

Познавательные:

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- определять уровень усвоения материала;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Регулятивные:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ребята, достигли мы с вами цели нашего урока? Озвучиваю фамилии самых активных ребят, комментирую оценки. Закончите работу в своих листах успешности.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/не доволен

Урок показался мне коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Материал урока мне интересен/не интересен

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

Домашнее задание лёгким/трудным

мне кажется интересным/не интересным

Закончить урок я хочу словами писателя Роберта Хайнлайна: «Климат - это то, чего вы ожидаете, а погода – то, что вы получаете». Всем хорошей погоды и благоприятного климата. На этом наш урок окончен, спасибо за работу!

Ответы детей.

В листе успешности учащиеся выбирают и подчеркивают свои ответы из предложенных для рефлексии.







Сдают листы и график успешности.


























Нормальное атмосферное давление – 740 мм. рт. ст.

И

Температура воздуха не влияет на жизнь человека и её хозяйственную деятельность

Л

Климат – многолетний режим погоды

К

Флюгер – прибор для измерения температуры

О

Перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении называют ветром

Л

Температура, давление, влажность, осадки, облачность – элементы погоды

И

Чем больше разница в давлении, тем ветер слабее

Б

Туман – это скопление у поверхности воды или земли мельчайших капель воды, которые образуются при охлаждении водяного пара

М

Освещенность земной поверхности прямыми лучами Солнца называют солнечным сиянием

А

Ветры на земле дуют с одинаковой скоростью

Ы

Из облаков и насыщенного водяным паром воздуха выпадают на земную поверхность разнообразные атмосферные осадки

Т

Лист успешности Приложение 1

Фамилия и имя _______________________________

Задание №1. Выберите правильное высказывание.

Если вы согласны с высказыванием, то обведите букву во втором столбике. Выпишите все выделенные буквы и прочитайте тему нашего урока.

1 вариант 2 вариант

Газообразную оболочку, окружающую Землю учёные называют атмосферой

П

Главным источником тепла для нашей планеты является Луна

В

Самый нижний слой атмосферы называют стратосферой

А

Воздух – это смесь газов

О

Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте называют погодой

Г

Чем выше мы поднимаемся над поверхностью, тем воздух становится теплее

Е

Главным источником тепла для нашей планеты является Солнце

О

Атмосферное давление измеряют при помощи термометра

И

Рельеф – это форма земной поверхности

Д

Ветер бывает юго-восточным

А

Ветер перемещается из области низкого давления в область высокого давления

Т






















Ответ______________________ Ответ__________________________

Самопроверка

Критерии оценки: 6 правильных ответов – «5»

4-5 правильных ответов – «4»

2-3 правильных ответа – «3»

1 правильный ответ – «2»


ТЕМА УРОКА____________________________________________


Задание №2. Расставьте с помощью цифр в два столбика показатели (элементы) погоды и

факторы климата из предложенных слов





показатели (элементы) погоды

факторы климата

1.температура воздуха

2.атмосферные осадки

3.рельеф и высота над уровнем моря

4.географическая широта

5.туман

6.близость морей и океанов 7.облачность

8.атмосферное давление и ветер

9.циркуляция (направление) господствующих ветров

10. Морские течения

Например, 1, 4, 5….

Например, 3, 4, 6…

Взаимопроверка


Критерии оценки: 10-9 правильных ответов –«5»

8- 7 правильных ответов – «4»

6-3 правильных ответов – «3»

2-1 правильных ответа – «2»











Задание 3. Отметить на карте с помощью чисел:

  1. Приморский хребет

  2. Байкальский хребет

  3. Хребет Хамар-Дабан

  4. Остров Ольхон

  5. Самое теплое место на Байкале (среднегодовая t возд.=0,4градуса)

  6. Заливы, где t воды прогревается до +24 градусов

  7. Место с максимальным количеством осадков (1200-1400 мм в год)

  8. Место, где выпадает меньше всего осадков (160-260 мм в год)

  9. У какого побережья Байкала больше всего образуется облаков

Отметить на карте с помощью стрелки:

  1. Северо-западный ветер

Написать словами:

  1. Число часов солнечного сияния на Байкале -___________

  2. Месяц, когда озеро покрывается льдом -_______________.


Взаимопроверка

Критерии оценки:

12-11 правильных ответов –«5»

10-8 правильных ответов – «4»

7-4 правильных ответа – «3»

1-3 правильных ответа – «2»



















Погода и климат на Байкале

север


юг



График успешности

В таблицу напротив каждого задания поставьте точку в середину той строчки, где стоит оценка, полученная вами за выполненное задание. Соедините точки. Чем выше и прямее будет линия на вашем графике, тем успешнее вы справились с заданиями.

отметка


«5»




«4»




«3»




«2»





1 задание

2 задание

3 задание

Рефлексия (заключение)

Выберите и подчеркните свои ответы из предложенных:

На уроке я работал активно/пассивно


Своей работой я доволен/не доволен


Урок показался мне коротким/длинным


За урок я устал/не устал


Материал урока мне интересен/не интересен

понятен/не понятен

полезен/бесполезен


Домашнее задание лёгким/трудным

мне кажется интересным/не интересным

СПАСИБО ЗА УРОК!

Приложение 2.

Температура воздуха и воды на Байкале

Самая высокая температура воздуха на Байкале в июле. Но из-за охлаждающего влияния водных масс озера летом воздух на его берегах прогревается, в среднем, на 5 градусов слабее, чем, например, в Иркутске. А осенью и в начале зимы вода долго отдает накопленное за лето тепло, и воздух на берегу на 5-10 градусов теплее.

В некоторых бухтах и заливах складывается свой микроклимат. Есть такое особенное место - бухта Песчаная. Среднегодовая температура воздуха здесь +0,4 градуса. Это самое теплое место во всей Восточной Сибири.

Максимальный прогрев поверхностных вод Байкала происходит в июле и августе. В открытом озере над большими глубинами верхний слой воды успевает прогреться до +10+12 градусов, а при безветрии – до +16. В открытом Байкале поверхность воды редко прогревается до +20 градусов. А вот в заливах Малого моря, Чивыркуйском заливе может прогреться до +24 градусов.

Атмосферные осадки

Н а западном побережье озера осадков выпадает меньше, чем на восточном, так как препятствуют хребты Байкала. Особенно мало осадков в районе Малого моря и на острове Ольхон – всего 160-260 мм в год. На Ольхоне преобладает солнечная и ясная погода.

Больше всего осадков выпадает в горах Хамар-Дабана – до 1200-1400 мм в год, больше всего летом.

Снежный покров на озере неравномерен. Из-за северо-западных ветров зимой западная часть Байкала менее заснежена, чем восточная. Самая заснеженные участки находятся на Южном Байкале на участке Танхой- Байкальск. Толщина снега здесь – около 40 см на побережье. Северный Байкал, как правило, полностью покрыт снегом.




Рис. 1 Влияние рельефа на осадки[2]

Туманы и облачность

Д

Рис 2.Образование туманов

овольно часто на Байкале образуются туманы. Туман – это мельчайшие капли воды, взвешенные в воздухе. По происхождению туманы сходны с облаками. Только туманы образуются в низких слоях атмосферы, а облака – высоко над землей.

Летом туманы формируются в слое натекающего с суши теплового влажного воздуха на более холодную водную поверхность. А поздней осенью и зимой туманы формируются из капель воды, испаряющихся с более теплой по сравнению с окружающим воздухом поверхности воздуха. Наиболее часты туманы при максимальных контрастах воздуха и поверхности воды – в июле, и в декабре—январе – перед замерзанием озера.

Облачность над Байкалом имеет сезонный характер. Больше всего облаков у северо-восточного побережья, меньше – у западного- из-за северо-западных ветров. С октября по декабрь развивается нижняя облачность. Сначала возникают сильные туманы. Они поднимаются вверх и формируют облака. В феврале на Байкале почти безоблачная погода до конца зимы.



Смена сезонов и продолжительность солнечного сияния


Продолжительность солнечного сияния – важный показатель климата. Солнце на Байкале сияет 2200 часов в год. Солнца на Байкале на 200 часов больше, чем на юге Европейской части России (на Кавказе).

Весной огромные массы воды охлаждают воздух побережья, а в конце лета и осенью – согревают. Поэтому весеннее цветение растений на Байкале запаздывает, а теплая осенняя погода длится дольше.

Максимальное влияние водных масс озера на климат побережья наблюдается в узкой прибрежной зоне шириной до 500 метров. Однако, в долинах, выходящих к озеру, его влияние распространяется до 5 км. Таким образом, наступление сезонов на Байкале запаздывает из-за влияния огромной водной массы озера.


Список литературы


  1. https://kartinkin.net/pics/12167-poselok-huzhir-na-bajkale.html

  2. https://dogcatdog.ru/osnovnye-klimatoobrazuusie-faktory-cto-vliaet-na-klimat/














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!