27.01.2019 год
Учитель-дефектолог: Новик Г.В.
География, 6-И класс
Тема: Океаны и моря.
Место проведения: кабинет № 9.
Продолжительность урока: 45 мин.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: формировать у учащихся представление о море и океане.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятиями «океан», «море».
Познакомить учащихся с видами морей.
Познакомить учащихся с явлениями природы, встречающимися в морях и океанах.
Актуализировать и закрепить знания учащихся о водоемах и их возникновении.
Коррекционно-развивающие:
Развивать, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать умение отвечать полным ответом.
Развивать внимание, мышление, память.
Развивать эмоционально-волевую сферу.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Оборудование: рабочие тетради, учебник «География» для 6 класса, контурные карты, телевизор, презентация «Моря и океаны», раздаточный материал, ребусы.
Словарь: океан, море, окраинные моря, внутренние моря, цунами, штиль.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Эмоциональный настрой учащихся на работу
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно
- Проверьте свою готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, начнем наш урок мы с повторения материала, изученного на прошлых уроках.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран (демонстрация физической карты мира).
- Какого цвета на карте больше? (Синего)
- А что на карте обозначают синим цветом? (Воду)
- Какие виды водоемов мы уже изучили? (Родник, река, озеро, пруд, болото)
- Напомните мне, какой водоем может превратиться в болото? (Маленькое озеро)
- Как маленькое озеро превращается в болото? (Озеро начинает мелеть и зарастать влаголюбивыми растениями)
- Несмотря на то, что болота – это очень опасные водоемы и для людей и для животных, можно ли бездумно осушать их? Почему? (Из-за осушения болот уменьшается количество подземных вод)
Сообщение темы и цели урока
- А теперь, пожалуйста, посмотрите на экран. Что это за картинки?(Ребусы).
- Разгадав эти ребусы, мы узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Какие слова зашифрованы в ребусах? (Океан и море)
- О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить об океанах и морях)
Работа по теме урока
- Для начала давайте узнаем, что такое океан? Для этого откройте учебники на странице 60.
- Найдите на стр.60 определение слова «Океан». (Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками.)
- Давайте запишем это определение в наш рабочий лист.
- Всего существует четыре океана – Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Индийский океан и Атлантический океан. (Демонстрация на экране) Все вместе они составляют Мировой океан.
- Теперь давайте найдем определение слова «Море». Найдите его в первом абзаце на стр.61 (Море – это часть океана, вдающаяся в сушу.)
- Давайте запишем это определение в наш рабочий лист.
- Что больше, море или океан? (Океан)
- Как вы это поняли? (Море – это часть океана).
- Ребята, а какие моря вы знаете? (Черное море)
- Что это за море? (Оно омывает Крымский полуостров)
- Все верно, Черное море омывает Крымский полуостров. Также как и Азовское море. (Демонстрация морей на фрагменте карты).
- А теперь давайте поговорим о том, какие бывают моря? Моря бывают окраинные и внутренние.
Найдите определение окраинных морей на стр. 61 (Окраинные моря – это моря, расположенные по окраинам материков и неглубоко вдающиеся в сушу). (Демонстрация на экране)
- А теперь найдите определение внутреннего моря на стр. 61 (Моря, далеко вдающиеся в сушу, называют внутренними.
- Черное море – это внутреннее море. (Демонстрация на экране)
- Все вы купались в море, скажите, какая на вкус морская вода? (Горько-соленая). Какой вкус у бутилированной воды, воды из крана? (У нее нет вкуса)
- Правильно, это значит, что бутилированная вода и вода из крана пресная. Можем ли мы пить морскую воду?(Нет.)
- Все верно, морскую воду пить нельзя. Из-за большого содержания в соли морская вода может вызвать обезвоживание и нанести сильный вред организму человека. Ну а мы с вами, чтобы принести нашему организму только пользу сейчас выполним физминутку. Встаем со своих мест.
Физминутка (Капитан Краб. Подводная зарядка)
Работа по теме урока
- Так же как и мы с вами, моря и океаны редко бывают абсолютно спокойными. Как вы думаете, почему? (Из-за ветра)
- Все верно, ветры гонят морские волны к берегу. В зависимости от ветра, волны могут быть разных форм и размеров: от ряби (мелких волн) до волн высотой с 3-5 этажный дом (до 20 метров).
- Полное отсутствие волн на море моряки называют штилем. А сильные волны, возникающие во время извержения подводных вулканов – это цунами.(Демонстрация на экране)
- Но несмотря на то, что океан и море порой довольно опасны люди научились использовать их себе на пользу. По морям и океанам проходят морские транспортные пути. Морские судна перевозят людей, грузы и полезные ископаемые.
- Так же в морях и океанах люди ловят рыбу и морских животных и добывают водоросли, которые употребляют в пищу. Такая пища полезна и богата йодом, необходимым для организма человека.
Закрепление материала.
- Мы уже сказали, что в морях и океанах разные рыбы и морские животные. Давайте с ними познакомимся. Посмотрите на рабочие листы. Кто изображен на первой картинке? (Киты) На второй ?( Осьминог) На третьей? (Акула) На четвертой? (Морские коньки) На пятой? (Тюлень) А на шестой? (Морж)
- Подпишите картинки.
- Скажите, прекрасны ли эти животные? (Да) Кто вам больше всего нравится? (Ответы детей)
- Но с каждым годом жизнь морских обитателей становится тяжелее и тяжелее. Как вы думаете, почему? Давайте рассмотрим эти изображения. Что на них не так? (Демонстрация на экране) (Ответы детей)
- Как вы думаете из-за чего это произошло? (Ответы детей)
- А как нужно поступать, чтобы морским рыбам и морским животным в морях и океанах жилось хорошо? (Ответы детей)
- Все верно, нужно всегда выбрасывать после себя мусор в специально отведенных для этого местах. Оставлять после себя пляжи чистыми и безопасными, такими, какими они были до нас.
Подведение итогов урока
- Что вам понравилось сегодня на занятии? Что запомнилось?
- Что интересного о морях и океанах вы сегодня узнали?
- Молодцы, ребята, наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Спасибо.
Домашнее задание Решить кроссворд.