СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 5 класс. Соседи солнца

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крнспект урока

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 5 класс. Соседи солнца»

Тема урока: СОСЕДИ СОЛНЦА.

Цель урока:

  • обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы;

  • выявить особенности планет – соседей Солнца.

  • развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.

Задачи:

  • обучающие: углубить знания о Вселенной и её планетах;

  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию из разных источников, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок исследования

Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах.

Данный урок является первым в череде при изучении раздела географии «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.

Оборудование:

ГЛОБУС,КАРТА, УЧЕБНИК, АТЛАС, КАРТОЧКИ., РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.

Оформление доски. Планеты и солнце фотографии. Тема урока, план урока записан но доске и проблемный вопрос

1.Вводное слово учителя

Слайд1. Звёздное небо.

Здравствуйте, ребята!

Рад я с встрече с вами снова!!!!

Вы к открытиям готовы?

Чтобы приступить к поиску новых знаний предлагаю вам ответить на мои вопросы.

Как называется наше село?

В состав какого района оно входит?

А наш район это часть какой области?

А брянская область находиться на территории какой страны?

А Россия расположена на каком материке?

Материк Евразия и другие материки расположены где?

А наша планета это часть (чего)какой системы?

А в солнечной системе одна толька наша планета? (нет)

Вопросы и задания классу .

Сколько же планет в солнечной системе ?

И почему они относятся к солнечной системе? Вы узнаете если внимательно посмотрите небольшое видео

Слайд 2. видео (песенка о планетах)

Сколько планет в солнечной системе?(8)

Почему они относятся к солнечной системе? (вращаются вокруг солнца)

СЛАЙД 3. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМЫ

Обратимся к схеме Солнечной системы .

1.Какой объект в схеме самый большой? (Солнце)

2. Как Вы считаете какие планеты ближе всего расположены к солнцу?

3.Ребята, а у вас есть соседи, которые живут справа от вашего дома, слева.Соседи по парте?

4.Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс.



КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КАК БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?

(СОСЕДИ СОЛНЦА).

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДЬ И ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА.

Как выдумаете что мы будем сегодня изучать?( Ответы учащихся)

А что нам для этого будет нужно(учебник, тетрадь, рабочая тетрадь и атлас)

ОТКРЫВАЮ ДОСКУ НА ДОСКЕ ТЕМА И ПЛАН УРОКА.

Слайд 4

( оформление фото планет и солнца проблемный вопрос)

Возможна ли жизнь на планетах в солнечной системе?

План.

1.Понятие солнечная система.

2.Группы планет солнечной системы

3.Характеристика планет Земной группы

4.Наш ближайший « сосед» Луна.

Откройте атлас стр 12 обратите внимание

Слайд 5

Посмотрите внимательно на строение солнечной системы и попробуйте сформулировать …Что такое солнечная система?





Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Зад 1. Записывают в рабочую тетрадь

Солнечная система возникла предположительно 4-5млрд. лет назад из газово- пылевого облака.Все планеты солнечной системы делят на две группы.

Вопрос

Если бы Вы были учеными астрономами на какие группы вы бы их разделили ?

(ответы учащихся)

А теперь открой те учебник стр 52 и атлас стр 12 и посмотрите на какие же две группы делят все планеты солнечной системы?

Слайд 6

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ЗАПИСАН ДОСКЕ.

Сегодня нам на уроке предстоит разрешить одну загадку которая волнует всё человечество и учёных астрономов - возможна ли жизнь на других планетах?

А для этого мы должны познакомиться с характеристиками планет.

Сейчас мы будем работать по группам. Кто справиться быстро и правильно оказывает помощь своим одноклассникам.



Задания для группы№1

1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53) и атласу стр 12

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.

Поверхность Меркурия………………

Меркурий лишен…………………..

Спутников ……………………..

(смотрим в атлас)

Меркурий это самая……………по размерам из планет солнечной системы.

2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий







Венера







Земля







Марс















Задания для группы№2

1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа в честь ……..

Большую поверхность занимают ………

Обнаружены на планете и……..

Венера имеет………………………….., которая состоит



…………………….поэтому температура……………….

Спутников……………

(смотрим в атлас)

Венера вокруг своей оси вращается в ………… .. сторону по сравнению с другими планетами и ………..всех.



2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий







Венера







Земля







Марс















Задания для группы№3

1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)

Земля – самая ……..

Она имеет………………… образованную………………………………………

………………………………………………………………………………….

Более 70 %......................................чего не встретишь………………………

Главное отличие Земли от ………………

Земля имеет……………………..который называется……………

(смотрим в атлас)

Расстояние от Земли до Солнца ……..млн.км.



2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий







Венера







Земля







Марс











Задания для группы№4

1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..

Марс в 2 раза меньше……………………………………………….

Поверхность Марса..…………………………………………………

Вулкан Олимп достигает…………………………….

Грунт Марса богат…………………………этим объясняется …………….цвет

………….

У Марса тонкая……………………которая образована …………...

Средняя температура Марса…………………… у экватора………..

(Смотрим в атлас)

Марс имеет два ……………которые называются ………….



2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Удаленность от Солнца

Температура на планете

Продолжительность года

Спутники

Меркурий







Венера







Земля







Марс









После заполнения схемы по опорным словам и таблицы

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(«Весѐлая зарядка»)

Учащиеся делают упражнения

1.Потянулись солнечными лучиками к планетам (потянули руки по сторонам)

2.Дотянулись до ближайшей планеты к Солнцу Меркурий (потянули руки вправо)

3.А теперь дотянулись до самой дальней планеты в Солнечной системе (потянули руки влево)

4.Отправим тепло всем планетам

5.Представьте себя планетами которые вращаются вокруг своей оси , покрутились вокруг оси (покрутили талиями)

Отчет ребят по работе в группах.

Слайд 8. Меркурий

Слайд9.Венера.

Слайд10.Земля.

Слайд11.Марс.

Вопрос к классу.

Какие общие характеристики объединяют эти планеты в одну группу?

Слайд 12. Планеты Земной группы.

Слово учителя

В солнечную систему входят не только планеты но также и их спутники … у нашей планеты единственный спутник

и называется как он? (ЛУНА).

Это самое близкое к нам небесное тело и поэтому хорошо изученное. Среднее расстояние от Земли до Луны 384 000 тыс км.

Сейчас мы посмотрим небольшое познавательное видео о луне

Прежде чем мы будем смотреть видео я вам открою секрет «мультяшный» герой в самом начале своего рассказа о Луне допустил грубую ошибку.

Посмотрите видео ,

Будьте очень внимательны !!!!!!

Вопросы к ВИДЕО.

Какое влияние оказывает Луна на нашу планету.

Почему на луне много кратеров?

Слайд 13. ВИДЕО О ЛУНЕ

Какую ошибку допустил автор.

Какое влияние оказывает Луна на нашу планету.

Почему на луне много кратеров?

Возвращаюсь к проблеме урока .

Возможна ли жизнь на других планетах.

Слайд 14 тест



Тест.

1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?

А)4 Б)6 В)8

2.Сколько спутников имеет Марс?

А)1 Б)2 В)3

3.Планета, самая близкая к Солнцу?

А) Меркурий Б) Венера В) Земля Г) Марс

4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

А) Меркурий Б) Земля В) Марс Г) Венера

5.На какой планете средняя температура -70 С?

А) Меркурий Б) Земля В) Марс Г) Марс

6.На какой орбите по счёту распологаеться Земля?

А) 8 Б) 3 В)2

7.Какая планета не входит в земную группу?

А) Земля. Б) Меркурий. В) Юпитер. Г) Венера. Д) Марс.

8. Какая планета получила название в честь римской богини любви и красоты?

А) Земля. Б) Меркурий. В) Венера. Г) Марс.

Учащиеся письменно отвечают на вопросы теста и проверяют выполнение теста у соседа.

Слайд 15 с ответами (взаимопроверка)

Отгадывают загадки кто отгадал выходит к доске и прикрепляет табличку

В небе виден желтый круг И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный…(Солнце)


В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара…

Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты 
В Солнечной системе нету...(Венера)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален…

Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней...(Меркурий)

На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери

Планета голубая,

Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...(Земля)



Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете...

Это красная планета по соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри…(Марс)



Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...(Планеты)



Рефлексия

Наш урок подошѐл к концу, ребята.

Вам скучно было на уроке?

1.Интересно было на уроке?

2. Что узнали нового?

3.Вызвали ли у вас затруднения задания над которыми мы работали?

Ну а теперь оцените каждый сам сваю работу на уроке?

Слайд 17. и на доске дз

Домашнее задание. 1. §10,

2задания рабочей тетради 2.3.4

3. напишите мини- сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!