СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии 10 класс "Рейтинг стран мира по одному из показателей"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 10 класса. Разработка урока дана с дополнительным материалом для работы на уроке. Урок проводится в групповой форме

Просмотр содержимого документа
«Урок географии 10 класс "Рейтинг стран мира по одному из показателей"»

Раздел:

6.2 Методы сравнения стран

ФИО педагога

Печенкина Л.А.

Дата:

16. 04. 24

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Рейтинг стран мира по одному из показателей

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

10.6.2.1 Определять показатели,применяемые в сопоставлениях стран мира

10.6.2.3 графически представлять рейтинг стран мира по одному из показателей (по выбору)

Цели урока

Все учащиеся смогут Знает определение терминов, связанных с предметом (ВВП, ВВП на душу населения


Большинство учащихся будут уметь: Графически иллюстрирует рейтинг экономической эффективности стран


Некоторые учащиеся смогут: Обобщает данные и объясняет причины

      Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организа­ционный момент

Приветствие учащихся и гостей семинара.

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!





Мозговой штурм

Вопрос:

Когда мы рассматривали материки, вспомните, по каким принакам мы давали харатеристику?

  • Площадь, высота над уровнм моря, климатические условия и.т.д.

-Давая харатеристики материков по площади или по другим признакам, мы делали сравнение.

отвечают на вопросы

ФО учителя

ФКМ

Проверка д\з

- Что бы выполнить сравнение, нужно изучить, высчитать, измерить т .д. т.е шкала измерений

-Рассматривают несколько видов шкал. Самая бедная шкала НОМИНАЛЬНАЯ. В ней рассматриваются объекты, принадлежащие к определённому классу: род войск, пол, профессии. Здесь можно только посчитать количество объектов, но арифметические действия не проводят.

- В ПОРЯДКОВОМ измерении можно разделить объекты на подгруппы: возрастная структура населения можно разделить на подгруппы:

- с рожд. до 17 детство

-молодой – 18-44

средний – 45-59

пожилой 60-75

старческий – 75-90

долгожители старше 90

С числами ИНТЕРВАЛЬНОЙ шкалы и шкалы ОТНОШЕНИЙ можно производить вычисления.

-так измерения ИНТЕРВАЛЬНОЙ шкалы имеют точку отсчета или условный ноль: температура, время, высота над уровнем моря.

- примеры переменных в шкале ОТНОШЕНИЙ – это затраты на образование, армию, это вес, расстояние, сила тока и т.д.


взаимооценивание: за правильный ответ получают фишку


Формулировка цели занятия учащимися, организация работы

Знакомит учащихся с темой и целью урока

-Сегдня мы вами будем также работать с показателями, но только демографическими и экономическими.

- Какие факторы влияют на демографические и экономические показатели.

Поастановка темы и цели урока.

Знакомятся с целью урока и записывают в тетрадь


тетрадь

слайд 1

Восприятие и осмысление новой информации

Организует беседу по изучению учебного материала

1. Объяснение новой темы учителем

- По различным измерениям проводят рейтинг: например какой материк самый высокий по высоте над уровнем моря или др.показатели.

- Сегодня мы рассмотрим Рейтинг стран.

Так что же такое рейтинг стран (слайд 2)

2. Факторы, влияющие на демографические процессы (слайд 3)

3. Основные демографические показатели стран (слайд 4)

4.Рейтин стран мира по продолжительности жизни (слайд 5)

- Одним из демографическим показателем мы называли численность население.

- А как росла численность населения и какие факторы влияли на этот показатель, посмотрим ролик и ответим на вопросы

Просмотр ролика

Вопросы к ролику

1.Как определяется плотность населения? Что влияет на плотность населения?

2.Что повлияло на рост численности населения?

3. Назовите первые 5 стран с наибольшей численностью населения? (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш)

4. Факторы, влияющие на экономику

Работа в парах (5 мин)

1 пара Выделите важнейшие экономические показатели развития мировой экономики и предоставьте работу в виде схемы.

Дискриптор:

1. Выделяют вашнейшие экономические показатели

2.Предоставляет работу в виде схемы.

2 параИспользуя рис. 38 с.133, дать анализ уровню жизни населения по ООН: Назвать страны с высоким и низким уровнем жизни. Дать оценку уровню жизни Казахстана.

Дискриптор:

1.Называют страны с высоким уровнем населения (не менее 3-х стран)

2.Называют страны с низким уровнем населения (не менее 3-х стран)

3.Дают оценку уровню жизни населения Казахстана

3 пара - Рассчитайте валовый внутренний продукт на душу населения Казахстана и сделаёте вывод. Что влияет на развитие ВВП?

2018 г - 9 362 2019 г - 9 800

2020 г - 8 633 2021 г - 9 808

Дискриптор:

1.Правильно рассчитывает показатель ВВП на душу населения

2.Делают вывод

3. Называют, что влияет на развитие ВВП

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Й ПАРЫ)

5. Основные экономические показатели.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Й ПАРЫ)

- Показать государства на карте.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Й ПАРЫ)

-От чего зависит ВВПстраны

6. Самые развитые страны. (слайд 8)

7. Ответ ребят ВВП на душу населения в Казахстане

8.Графическое изображение рейтинга ВВП стран мира

Принимают участие в беседе по новой теме



записывают в тетрадь понятие Рейтинг стан




Отвечают на вопросы





работа в парах
























Ответы ребят















самостоятельно уч-ся у доски

самостоятельная работа


























проверка по презентации




взаимооценивание








ФО учителя





















ФО учителя

самооценивание



на доске объяснение сопровождается схемой



слайд 4



слайд 5

ролик «демографичес-

кие процес-

сы»

карточки с вопросами





интернет данные

http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pokazateli-ekonomicheskoy-effektivnosti.html

карточки

ПКМ









Слайд.6



слайд.7





слайд 8

линйка,ккарандаш

слайд 9

Проверка понимания полученной информации

Организует деятельность учащихся по закреплению

учебного материала

- Выполняют столбчатую диаграмму ВВП стран мира из таблицы. (проверка слайд 10)

  • Назовите тему урока

  • Какие мы ставили цели урока?

  • Что мы делали на уроке?

  • Выполнили мы цели урока?

самостоятельно

отвечают на вопросы

проверка по шрезентации


ФО учителем

презентация

слайд 10

Домашнее задание к следующему уроку

Дает пояснение к домашнему заданию

с 131-133 задача карточка

Задание:

- Построить график ВВП на душу населения в Казахстане по данным

Записывают домашнее задание


Учебник


Подведение итогов. Рефлексия

Подводит итоги, отмечает активных участников урока

-Прикрепляют стикеры на острова:

- Остров УМЕНИЙ

- Остров ЗНАНИЙ

-Остроа ТУЧ


Выставляют оценки

.

самооценивание

острова

стикеры

Паритет покупательной способности (ППС) — это эквивалент покупательной силы валют, показывающий количество денежных единиц страны

Численность населеия Казахстана на декабрь 2021 - 19 млн 169 тыс 550 человек – 64 место в мире.

Численность населения Казахстана на 1 яваря 2023 года - 19 млн 788 тыс 254 человек – 62 место в мире.



















1 пара - Проанализируйте важнейшие экономические показатели развития мировой экономики и предоставьте работу в виде схемы.

К показателям экономической эффективности стран относят прежде всего производительность труда К показателям, характеризующим место отдельной страны в мировой экономике, можно отнести активность страны в мировой торговле товарами, услугами, капиталом.

Обобщающим показателем места страны в мировом хозяйстве является уровень ее конкурентоспособности, т. е. способности страны (ее товаров и предприятий) быть эффективным участником мирового рынка сейчас и в перспективе.

К основным показателя экономической эффективности мировой экономики относятся

  • Паритет покупательной способности

  • Индекс конкурентоспособности

Важнейшие экономические показатели развития мировой экономики

Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени, в ценах конечного покупателя.

Второй важнейший макроэкономический показатель - валовой национальный продукт (ВНП). Различие между ВВП и ВНП состоит в следующем. Валовой внутренний продукт подсчитываете» по территориальному принципу, т.е. учитывает совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. Валовой национальный продукт учитывает стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике, независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Национальный доход — это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт.

Валовый мировой продукт

Уровень жизни населения

Индекс конкурентоспособности

Дискриптор:

1. Выделяют вашнейшие экономические показатели

2.Предоставляет работу в виде схемы.

2 параИспользуя рис. 38 с.133, дать анализ уровню жизни населения по ООН: Назвать страны с высоким и низким уровнем жизни. Дать оценку уровню жизни Казахстана.

Дискриптор:

1.Называют страны с высоким уровнем населения (не менее 3-х стран)

2.Называют страны с низким уровнем населения (не менее 3-х стран)

3.Дают оценку уровню жизни населения Казахстана




2 параИспользуя рис. 38 с.133, дать анализ уровню жизни населения по ООН: Назвать страны с высоким и низким уровнем жизни. Дать оценку уровню жизни Казахстана.

Дискриптор:

1.Называют страны с высоким уровнем населения (не менее 3-х стран)

2.Называют страны с низким уровнем населения (не менее 3-х стран)

3.Дают оценку уровню жизни населения Казахстана

3 пара

Рассчитайте показатели валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения Казахстана.

Что влияет на развитие ВВП?

Чтобы рассчитать валовый внутренний продукт на душу населения, нужно валовый внутренний продукт разделить на численность населения страны.

ВВП Казахстана

ВВП Казахстана или валовой внутренний продукт – макроэкономический показатель уровня стоимости всех товаров и услуг, которые произведены страной. Показатель подсчитывается за год и выражается как в национальной валюте, так и в американских долларах. Это обеспечивает возможность сравнивать темпы экономического развития различных государств.

Таблица с динамикой изменения ВВП Казахстана

Год

ВВП в млрд долларов (USD)

численность населения

2021

188

19 млн 166 тыс 550

2020

163,23

18 млн 879 тыс 552

2019

180

18 млн 395 тыс 7

2018

170,54

18 млн 157тыс 1

Валовой внутренний продукт – это макроэкономический показатель, показывающий рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления. Уровень ВВП определяется ростом производства,
По данным Всемирного банка на возможности экономического роста, а следовательно и на уровень ВВП влияет ряд факторов, которые характеризуют как производственный сектор страны, положение в финансовом секторе, так и начальные условия развития экономик
Согласно экономической теории, одним из факторов, позволяющих быстро увеличивать ВВП, является наличие природных ресурсов, Например добыча и продажа нефти, при условии высоких цен, позволяет формировать бюджет. Однако такое положение не способствует развитию производственного сектора стран и в ситуациях снижения мировых цен на нефть приводит к экономической стагнации Поэтому в качестве субъектов исследования выбраны 13 стран экспортёров нефти: Азербайджан, Алжир, Боливия, Канада, Колумбия, Казахстан, Кувейт, Мексика, Норвегия, Нигерия, Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ.


Дискриптор:

1.Правильно рассчитывает показатель ВВП на душу населения

2.Делают вывод

3. Называют, что влияет на развитие ВВП



2 параИспользуя рис. 38 с.133, дать анализ уровню жизни населения по ООН: Назвать страны с высоким и низким уровнем жизни. Дать оценку уровню жизни Казахстана.

Дискриптор:

1.Называют страны с высоким уровнем населения (не менее 3-х стран)

2.Называют страны с низким уровнем населения (не менее 3-х стран)

3.Дают оценку уровню жизни населения Казахстана




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!