СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 8 классе по теме: Плавление и отвердевание кристаллических тел

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе по теме: Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Урок физики в 8 классе

Тема урока: «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Сегодня урок начнем строками из стихотворения Е. Баратынского

“Весна”.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода?

Вопрос: Как бы вы назвали тепловой процесс, происходящий со льдом?

А теперь вспомним поэму А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

В окне увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Курины, кровли и забор,

На стеклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре...

Вопрос:Что представляют с точки зрения физики,“на стёклах лёгкие узоры” ?

Вопрос: Как вы думаете , о каких тепловых процессах пойдет речь на уроке ?

Тема нашего урока: Плавление и отвердевание.


Цели урока:

  • Повторить свойства веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях

  • Научиться объяснять процессы плавления и отвердевания

  • Выяснить при каких температурах плавятся и отвердевают вещества

  • Применять полученные знания для решения задач

  • Научиться читать и строить графики

Для того чтобы достичь целей нашего урока нам надо повторить тему агрегатные состояния вещества.

В каких трех различных состояниях может находится вещество.

Чем же тогда отличаются агрегатные состояния? Ответ: расположением, характером движения, характером взаимодействия молекул.

Давайте вспомним различия в молекулярном строении веществ в различных агрегатных состояниях.

1)Что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях? (По слайду)

3)какое расстояние между молекулами?

2)какова скорость молекул вещества?

4)как взаимодействуют молекулы между собой?

В газах они свободно летают с большими скоростями. Все молекулы движутся беспорядочно. Поскольку расстояние между молекулами большое, то они и очень слабо притягиваются друг к другу. 2) В жидкостях молекулы совершают колебательное движение возле положения равновесия и довольно часто перескакивают из одного положения в другое (жидкость течет). Есть взаимодействие между молекулами. 3) В твердых телах сильное взаимодействие между молекулами. Они колеблются возле положения равновесия, и очень редко какой-нибудь молекуле удается преодолеть силы молекулярного притяжения и перескочить в новое положение.

- Ребята, в своей жизни вы постоянно встречаетесь с различными веществами, находящимися в каком-либо агрегатном состоянии. Возможны различные переходы из одного состояния в другое.

Назовите возможные переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.

плавление, отвердевание, испарение, конденсация.

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с переходами вещества из твердого состояния в жидкое, а из жидкого состояния в твердое, т. е. с процессом плавления кристаллических тел и обратным ему процессом – процессом кристаллизации.

Как вы думаете какой процесс называется плавлением?

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением.

Когда происходит плавление тело принимает энергию. (слайд)

1. Как изменяется внутренняя энергия вещества?

2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?

3. Как изменяется характер движения молекул?

4. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?

1. При нагревании увеличивается температура тела.

2. Скорость колебания частиц возрастает.

3. Увеличивается внутренняя энергия тела.

4. Когда тело нагревается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает разрушаться.

5. Энергия нагревателя идет на разрушение решетки кристалла.

Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.

Рассмотрим температуру плавления некоторых веществ по таблице.

В процессе плавления температура тела не меняется.

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое называется отвердеванием.

Отвердевание расплава кристаллического вещества называется кристаллизацией.

  1. Как изменяется внутренняя энергия вещества?

2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?

3. Как изменяется характер движения молекул?

4. Изменяются ли молекулы вещества при кристаллизации?

1. При охлаждении уменьшается температура жидкости.

2. Скорость движения частиц уменьшается.

3. Уменьшается внутренняя энергия жидкости.

4. Когда тело охлаждается до температуры плавления, кристаллическая решетка начинает восстанавливаться.

Температуру, при которой вещество отвердевает, называют температурой отвердевания.

Выполним эксперимент по плавлению льда по указаниям к работе.

Заполнили таблицу и построили график плавления льда. Работаем с графиком.

Выполнение эксперимента «График плавления льда»:

  1. Начертить таблицу

    t(мин)















    t0 C















  2. Измеряя t0 C через равные промежутки времени, заполнить ее

  3. По данным таблицы построить график.

  4. Сделать вывод. Пока тело плавится температура не меняется.

Так как, плавление и кристаллизация - два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором - отдает в окружающую среду. Построим симметричный график для кристаллизации льда.Слайд.

Поэтому обычно при снегопаде становится теплее. Среда нагревается от энергии, выделяющейся при кристаллизации. Это знают не все люди, но это хорошо известно многим птицам. Недаром их можно заметить зимой во время мороза сидящими на льду, который покрывает реки и озёра. Из-за выделения энергии при образовании льда воздух над ним оказывается на несколько градусов теплее, чем в лесу на деревьях, и птицы этим пользуются.

Найти ошибку в стихотворении:

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало.

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла?

Дом. Задание.парагр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!