СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 11 классе "Радиоактивность"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 11 классе по теме «Радиоактивность».

Просмотр содержимого документа
«История радиоактивности»

1. История радиоактивности.

2. Свойства 3 видов лучей.

3. 2 задачи на составление ядерных реакций: физики.

4. Работа с лото – разбор состава атома.

5. Поработаем в творческой лаборатории, на столах у детей «путеводители» - материалы.

6. Почему люди всё-таки используют радиоактивность?



В путеводитель внести лист с текстом, где вперемежку даётся информация в защиту и против радиоактивности. Дети (защитники или обвинители) сами выбирают нужную информацию.


1. Атомные электростанции – самые экологически чистые и экономически выгодные.

2. Использование меченых атомов в медицине

- Соединения, содержащие метку, могут вводиться в организм в виде раствора в виде инъекций или с пищей. По радиационному излучению врач определяет, правильным ли образом элемент распространяется в организме.

- Изотопы позволяют обнаружить опухоли разных органов, концентрируясь в местах быстро растущих клеток.

Изотопы способны убивать быстрорастущие клетки раковой опухоли.

3. Использование меченых атомов в промышленности, научных исследованиях

Стерилизация медицинского оборудования, разрушение микроорганизмов в пище, стерилизация мяса.

4. Использование меченых атомов в научных исследованиях.

Проблема получения золота из атомов других элементов была решена немецкими физиками в годы II мировой войны путем ядерной реакции.

Как вы думаете, почему ученые отказались от промышленного производства золота указанным путем?

Во-первых, в ходе данной реакции был получен радиоактивный изотоп золота.

Во-вторых, экономически не выгодно.

5. Угроза аварий АЭС

6. При облучении опухолевых клеток могут пострадать другие клетки.

7. При медицинских обследованиях человек получает незначительную дозу облучения.

8. Облученные продукты питания могут содержать радиоизотопы.

9. Опасность радиоактивных отходов.

10. Во время курения происходит сухая перегонка табака, выделяющая большое число токсичных веществ. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний Po216. От пачки сигарет курящий человек получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а, распадаясь, образует Pb, накапливающийся в печени. Составить уравнение реакции

Po → … + Pb(He)



Источник радиации

Доза за год, мбэр

Космические лучи на уровне моря

30

Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря

а) 1000 м

б) 2000 м

в) 3000 м

Ставрополь – 660 м



10

30

90

2,5

Выберите материал, из которого построен ваш дом

а) дерево

б) кирпич

в) бетон



40

75

85

Радиация от горных пород и почвы

15

Пища, вода, воздух

25

Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране)

4

Медицинские рентгеновские лучи (умножить на число раз за год)

а) флюорография

б) желудочно-кишечный тракт

в) рентген костей, зубов



10 · …

200 · …

10 · …

Полеты на реактивных самолетах (умножить на число полетов)

3 · …

Соседство с АЭС

1

ИТОГО


Сопоставьте с нормой – 170 мбэр в год.

Выводы

Какую роль может играть человек в уменьшении получаемой дозы радиоактивного облучения, занимая ту или иную позицию?

Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?

Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни.

Решение задач на составление ядерных реакций.

Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в .

Сколько при этом происходит α и β – распадов?

Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов?


Битва за ЧЕРНОБЫЛЬ – ФРАГМЕНТЫ!

Чтение из книги о Хиросиме.

Фото на мосту – след испарившихся людей.

На расстоянии до трехсот метров от эпицентра взрыва люди буквально испарились, превратившись в тень на мосту, на стене, на асфальте. Или превратились в пепел… Смертоносная молния отпечатала на камне одного из мостов тени девяти пешеходов.

Просмотр содержимого документа
«Путеводитель»

Информация для защитников и обвинителей радиоактивности.


1. Атомные электростанции – самые экологически чистые и экономически выгодные.


2. Опасность радиоактивных отходов.


3. При облучении опухолевых клеток могут пострадать другие клетки.


4. Использование радиоактивных изотопов в медицине.

Изотопы могут вводиться в организм в виде раствора, инъекций или с пищей. По радиационному излучению врач определяет, правильным ли образом элемент распространяется в организме.

Изотопы позволяют обнаружить опухоли разных органов, концентрируясь в местах быстро растущих клеток.

Изотопы способны убивать быстрорастущие клетки раковой опухоли.


5. При медицинских обследованиях человек получает незначительную дозу облучения.


6. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний. От пачки сигарет курящий получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а, распадаясь, образует свинец, накапливающийся в печени.


7. Использование радиоактивных изотопов в промышленности, научных исследованиях.

Стерилизация медицинского оборудования, разрушение микроорганизмов в пище, стерилизация мяса.


8. Угроза аварий АЭС.


9. Облученные продукты питания могут содержать радиоизотопы.









Лист самоанализа (подсчитаем годовую дозу радиоактивного облучения).


Источник радиации

Доза за год, мбэр

Космические лучи на уровне моря

30

Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря

а) 1000 м

б) 2000 м

в) 3000 м

Ставрополь – 660 м



10

30

90

2,5

Выберите материал, из которого построен ваш дом

а) дерево

б) кирпич

в) бетон


40

75

85

Радиация от горных пород и почвы

15

Пища, вода, воздух

25

Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране)

4

Медицинские рентгеновские лучи (умножить на число раз за год)

а) флюорография

б) желудочно-кишечный тракт

в) рентген костей, зубов



10 …

200 …

10 …

Полеты на реактивных самолетах (умножить на число полетов)

3 …

Соседство с АЭС

1

Итого:



Сопоставьте с нормой – 170 мбэр в год.




















Решите задачу. Вследствие цепочки радиоактивных распадов торий превращается в свинец . Напишите реакцию.

Сколько при этом происходит α и β – распадов?


Решите задачу. Вследствие цепочки радиоактивных распадов актиний превращается в свинец . Напишите реакцию.

Сколько при этом происходит α и β – распадов?



Выводы.


Какую роль может играть человек в уменьшении получаемой дозы радиоактивного облучения, занимая ту или иную позицию?


Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?


Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни.



На расстоянии до трехсот метров от эпицентра взрыва люди буквально испарились, превратившись в тень на мосту, на стене, на асфальте. Или превратились в пепел… Смертоносная молния отпечатала на камне одного из мостов тени девяти пешеходов.


















Кроссворд (резерв)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

а

д

и

о

а

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок физики в 11 классе по теме «Радиоактивность».

Тип и вид урока: комбинированный урок, смешанный урок.

Цель урока: провести повторительно-обобщающий урок по теме «Атомное ядро и элементарные частицы».

Задачи урока:

образовательная: при повторении материала темы акцентировать внимание на положительные и отрицательные стороны радиоактивности;

воспитательная: формировать бережное отношение к природе, воспитывать положительное отношение к знаниям;

развивающая: формировать навыки познавательного мышления, умения и навыки учебного труда.

Демонстрации: видеоролик из фильма «Битва за Чернобыль», мультимедийная презентация, фотографии «Тени Хиросимы.

Раздаточный материал: физический лабиринт (повторение материала темы), текст «Суд над радиоактивностью», лист самооценки (подсчёт дозы радиации за год), кроссворд «Радиоактивность», задачи на составление ядерных реакций.

План урока:

1. Приветствие. Настрой на урок. Просмотр видеоролика «Битва за Чернобыль».

2. Постановка цели урока. Вступительное слово учителя. Сейчас мы видели яркое проявление одного из самых опасных явлений, которое изучили. Это радиоактивность. Цель нашего урока не решить задачи или изучить новый параграф. Сегодня мы должны поразмышлять – почему радиоактивность постоянно с нами, людьми?

3. Разминка. Физический лабиринт (в путеводителе к уроку и в презентации). Учащиеся, сдающие ЕГЭ по физике, решают задачи на составление ядерных реакций (у доски).



Просмотр содержимого документа
«Яркое солнце освещало золотыми лучами Хиросиму»

Яркое солнце освещало золотыми лучами Хиросиму, высвечивая тонкие зелёные листья знаменитых городских ив. В этот августовский день 1945 года и спешившие на работу служащие, и бежавшие в школу дети, и начавшие день с традиционных домашних дел домохозяйки были совершенно уверены по опыту многочисленных налётов, что находившиеся на некотором расстоянии два или три американских бомбардировщика В-29 не представляют опасности. При серьезном нападении небо кишело бы самолётами.

Внезапно небо резко перечеркнула ослепительная вспышка…мёртвая тишина…потом громкое бум, как отдалённый раскат грома.

В 8-14 утра бомбардировщик «Энола Гей» сбросил свою единственную бомбу под названием «Малыш» и резко ушёл в сторону.

Через несколько минут атомная бомба сдетонировала, в небе появилось невыносимо яркое свечение, взрыв породил яростные ветры. Из огненного шара на высоту 9000 метров поднялось облако в форме гриба. Невероятно сильный жар, не меньше 3000 градусов, мгновенно превратил тысячи людей в тлеющие угли. Ещё тысячи прожили на несколько секунд дольше, пока их не сбили насмерть летевшие по воздуху обломки или не похоронили под собой рушившиеся здания. В панике многие нырнули в реку, вода в которой превратилась в крутой кипяток. В огненном вихре погибли около 200000 человек - почти половина находившихся в городе людей. Исчезло около 60000 строений. Разрозненные очаги огня сливались в большие пожары, которые охватили весь город, радиационное заражение начало свою неслышную работу, неся с собой ужасную, медленную смерть.


Просмотр содержимого документа
«текст»

1. Приветствие. Начнём урок.

2. Ролик Чернобыль. Сейчас мы видели яркое проявление одного из самых опасных явлений, которое изучили. Это…

3. Цель нашего урока не решить задачи или изучить новый параграф. Сегодня мы должны поразмышлять – почему радиоактивность постоянно с нами, людьми?

4. Но сначала проведём небольшую разминку. Физики к доске. На столах у вас лежат материалы к уроку, так называемые путеводители. Подпишите их. Поработаем с 1 листом. Исправлять ничего нельзя.

5. А теперь поговорим о том, как всё начиналось. Ученица 1.

6. Посмотрите на эти фотографии. Что это? Их можно найти в Интернете. Эти фото вошли в историю как тени Хиросимы. Текст. Ученица 2. Выводы.

7. Идём дальше. Открываем следующий лист – лист самоанализа. Ваша цель…. Считаем и заполняем ячейку – итого. Итоги?

8. А теперь мы разобьемся на 2 группы – защитники и обвинители радиоактивности. Следующий лист путеводителя – информация, с которой надо поработать. Отметьте на листе только то, что вам необходимо согласно вашей профессии. Обсуждение.

9. Делаем выводы, подводим итоги. Так почему же радиоактивность всегда с людьми, как её убрать, или может человек сам не хочет этого? Радиоактивность приносит нам и пользу, есть естественная радиоактивность, человек не готов отказаться от неё, при правильном её использовании не произойдёт ничего плохого.

Д/з – кроссворд.

Или резерв – кроссворд.



Просмотр содержимого презентации
«К уроку»

Радиоактивность РАЗМИНКА

Радиоактивность

РАЗМИНКА

Физический лабиринт 1-5-6-7-11-10

Физический лабиринт

1-5-6-7-11-10

История радиоактивности

История радиоактивности

Тени Хиросимы На расстоянии до трехсот метров от эпицентра взрыва люди буквально испарились, превратившись в тень на мосту, на стене, на асфальте. Смертоносная молния отпечатала на камне одного из мостов тени девяти пешеходов.

Тени Хиросимы

На расстоянии до трехсот метров от эпицентра взрыва люди буквально испарились, превратившись в тень на мосту, на стене, на асфальте. Смертоносная молния отпечатала на камне одного из мостов тени девяти пешеходов.

Лист самоанализа  1. определить годовую дозу радиоактивного облучения 2. сопоставить с нормой – 170 мбэр в год

Лист самоанализа

1. определить годовую дозу радиоактивного облучения

2. сопоставить с нормой – 170 мбэр в год

Источник радиации Доза за год, мбэр Космические лучи на уровне моря Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря 30 Выберите материал, из которого построен ваш дом а) 1000 м б) 2000 м а) дерево Радиация от горных пород и почвы 10 Пища, вода, воздух б) кирпич 15 в) 3000 м 40 30 25 Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране) 75 Ставрополь – 660 м в) бетон 90 Медицинские рентгеновские лучи (умножить на число раз за год) 85 2,5 4 Полеты на реактивных самолетах (умножить на число полетов) а) флюорография б) желудочно-кишечный тракт Соседство с АЭС 3 … 10 … Итого: 1 200 … в) рентген костей, зубов 10 …

Источник радиации

Доза за год, мбэр

Космические лучи на уровне моря

Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря

30

Выберите материал, из которого построен ваш дом

а) 1000 м

б) 2000 м

а) дерево

Радиация от горных пород и почвы

10

Пища, вода, воздух

б) кирпич

15

в) 3000 м

40

30

25

Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране)

75

Ставрополь – 660 м

в) бетон

90

Медицинские рентгеновские лучи (умножить на число раз за год)

85

2,5

4

Полеты на реактивных самолетах (умножить на число полетов)

а) флюорография

б) желудочно-кишечный тракт

Соседство с АЭС

3 …

10 …

Итого:

1

200 …

в) рентген костей, зубов

10 …

Суд над радиоактивностью

Суд над радиоактивностью

1. Атомные электростанции – самые экологически чистые и экономически выгодные.

2. Опасность радиоактивных отходов.

3. При облучении опухолевых клеток могут пострадать другие клетки.

4. Использование радиоактивных изотопов в медицине.

Изотопы могут вводиться в организм в виде раствора, инъекций или с пищей. По радиационному излучению врач определяет, правильным ли образом элемент распространяется в организме.

Изотопы позволяют обнаружить опухоли разных органов, концентрируясь в местах быстро растущих клеток.

Изотопы способны убивать быстрорастущие клетки раковой опухоли.

5. При медицинских обследованиях человек получает незначительную дозу облучения.

6. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний. От пачки сигарет курящий получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а, распадаясь, образует свинец, накапливающийся в печени.

7. Использование радиоактивных изотопов в промышленности, научных исследованиях.

Стерилизация медицинского оборудования, разрушение микроорганизмов в пище, стерилизация мяса.

8. Угроза аварий АЭС.

9. Облученные продукты питания могут содержать радиоизотопы.

Кроссворд                                                                     р           а           д                       и                                 о             а                             к                 т                                       и                           в                             н                     о                   с               т                 ь                                                              

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!