1. История радиоактивности.
2. Свойства 3 видов лучей.
3. 2 задачи на составление ядерных реакций: физики.
4. Работа с лото – разбор состава атома.
5. Поработаем в творческой лаборатории, на столах у детей «путеводители» - материалы.
6. Почему люди всё-таки используют радиоактивность?
В путеводитель внести лист с текстом, где вперемежку даётся информация в защиту и против радиоактивности. Дети (защитники или обвинители) сами выбирают нужную информацию.
1. Атомные электростанции – самые экологически чистые и экономически выгодные.
2. Использование меченых атомов в медицине
- Соединения, содержащие метку, могут вводиться в организм в виде раствора в виде инъекций или с пищей. По радиационному излучению врач определяет, правильным ли образом элемент распространяется в организме.
- Изотопы позволяют обнаружить опухоли разных органов, концентрируясь в местах быстро растущих клеток.
Изотопы способны убивать быстрорастущие клетки раковой опухоли.
3. Использование меченых атомов в промышленности, научных исследованиях
Стерилизация медицинского оборудования, разрушение микроорганизмов в пище, стерилизация мяса.
4. Использование меченых атомов в научных исследованиях.
Проблема получения золота из атомов других элементов была решена немецкими физиками в годы II мировой войны путем ядерной реакции.
Как вы думаете, почему ученые отказались от промышленного производства золота указанным путем?
Во-первых, в ходе данной реакции был получен радиоактивный изотоп золота.
Во-вторых, экономически не выгодно.
5. Угроза аварий АЭС
6. При облучении опухолевых клеток могут пострадать другие клетки.
7. При медицинских обследованиях человек получает незначительную дозу облучения.
8. Облученные продукты питания могут содержать радиоизотопы.
9. Опасность радиоактивных отходов.
10. Во время курения происходит сухая перегонка табака, выделяющая большое число токсичных веществ. В 1964 году американские химики установили, что в табачном дыме в небольших количествах содержится радиоактивный полоний Po216. От пачки сигарет курящий человек получает дозу радиоактивного облучения, превышающую норму в 4-5 раз. В первую очередь он поражает горло и легкие, а, распадаясь, образует Pb, накапливающийся в печени. Составить уравнение реакции
Po → … + Pb(He)
Источник радиации | Доза за год, мбэр |
Космические лучи на уровне моря | 30 |
Дополнительно, в зависимости от расположения над уровнем моря а) 1000 м б) 2000 м в) 3000 м Ставрополь – 660 м |
10 30 90 2,5 |
Выберите материал, из которого построен ваш дом а) дерево б) кирпич в) бетон |
40 75 85 |
Радиация от горных пород и почвы | 15 |
Пища, вода, воздух | 25 |
Осадки после испытания ядерного оружия (в среднем по стране) | 4 |
Медицинские рентгеновские лучи (умножить на число раз за год) а) флюорография б) желудочно-кишечный тракт в) рентген костей, зубов |
10 · … 200 · … 10 · … |
Полеты на реактивных самолетах (умножить на число полетов) | 3 · … |
Соседство с АЭС | 1 |
ИТОГО | |
Сопоставьте с нормой – 170 мбэр в год.
Выводы
Какую роль может играть человек в уменьшении получаемой дозы радиоактивного облучения, занимая ту или иную позицию?
Почему, невзирая на все последствия, человечество продолжает активно использовать радиоактивность?
Потому что значение велико для человека, а последствий можно избежать при правильном подходе, использовании и образе жизни.
Решение задач на составление ядерных реакций.
Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в .
Сколько при этом происходит α и β – распадов?
Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов?
Битва за ЧЕРНОБЫЛЬ – ФРАГМЕНТЫ!
Чтение из книги о Хиросиме.
Фото на мосту – след испарившихся людей.
На расстоянии до трехсот метров от эпицентра взрыва люди буквально испарились, превратившись в тень на мосту, на стене, на асфальте. Или превратились в пепел… Смертоносная молния отпечатала на камне одного из мостов тени девяти пешеходов.