Тема урока : Последовательное соединение проводников
Цели урока:
1. Изучить закономерности последовательного соединения потребителей тока.
2. Раскрыть взаимозависимость I,U,R.
3.Формировать умения рассчитывать электрические цепи с последовательным соединением проводников
Задачи урока:
Образовательные:
- экспериментально определить соотношение между величинами силы тока и напряжения на отдельных участках цепи при последовательном соединении проводников;
- экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
- продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром)
Воспитательные:
-воспитание отношения к физике, как к экспериментальной науке;
-продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарищей и др.)
Развивающие;
- продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
- продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся
Тип урока: Изучение нового материала
Оснащение урока: набор по электродинамике для проведения физических экспериментов
Ход урока
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Беглый опрос по материалу предыдущих уроков.
Что такое электрический ток? Сила тока? Как обозначается сила тока? В каких единицах измеряется? Каким прибором? Как правильно включить амперметр в цепь?
- Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? В каких единицах измеряется? Как называется прибор для измерения напряжения? Как вольтметр включается в цепь?
-Как возникает сопротивление в проводнике? Как оно обозначается? В каких единицах измеряется?
Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление? Чьё имя носит этот закон?
Входной контроль: (учащимся раздаются карточки)
Цель: Проверить начальный уровень знаний по теме.
Найди ошибки :
Новый материал
Вспомним детство: Новый год и хоровод вокруг ёлки, когда вы брали друг друга за руки и получался замкнутый круг.
Такое соединение с точки зрения физики называется последовательным.
Последовательно соединённые приёмники электрического тока следуют друг за другом.
Какой измерительный прибор включается в цепь последовательно? (амперметр)
Сегодня на уроке мы должны изучить закономерности последовательного соединения потребителей тока, раскрыть взаимосвязь I,U,R.
Для этого соберём на доске цепь с помощью набора по электродинамике и, измеряя силу тока в различных участках цепи и напряжение на резисторах, установим интересующие нас зависимости.
Этап урока
Выполним измерения силы тока в различных участках цепи.
Вывод:
Подключим вольтметр поочерёдно к каждому из резисторов и измерим напряжение на каждом резисторе, а затем на двух резисторах.
Вывод:
Давайте теперь используя закон Ома вычислим сопротивления и полученный результат запишем в таблицу.
Таким образом, мы с вами можем обобщить полученные результаты и сделать вывод о закономерностях последовательного соединения проводников.
Записывает закономерности на доске
Применение последовательного соединения.
Основным недостатком последовательного соединения является то, что при выходе из строя одного из элементов цепи отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп ёлочной гирлянды, то погаснут и все остальные. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузок: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? Например использовать плавкие предохранители.
Закрепление: (раздаются карточки)
Вставьте в предложение недостающие фразы.
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….
А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление сегодняшнего материала.
Сила тока в проводнике сопротивлением 10Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом, если они соединены последовательно. (4 А)
В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (40В)
Количественные задачи: упр.23(1,2) учебник 8 класс А.В. Пёрышкин.
Подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся, выставление оценок, выдача домашнего задания.
Домашнее задание: параграф 49- учить; упр.23(3,4)-письменно
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….
При последовательном соединении проводников сила тока …., полное напряжение в цепи равно …., общее сопротивление ….