СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики по ФГОС Тема урока "Атмосферное давление. Вес воздуха" УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия для формирования учащихся представления об атмосферном давлении, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.

 из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по ФГОС Тема урока "Атмосферное давление. Вес воздуха" УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа»

Литовченко Любовь Михайловна

Название предмета ФИЗИКА Класс 7 Урок № 40/9

Дата 06.02.2016г

Тема Атмосферное давление. Вес воздуха.

УМК: Перышкин А.В. Физика-7- М, Дрофа, 2010год

Учитель Л.М. Литовченко (МБОУ СОШ п. Быстринск)

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

Цели урока:

  • Образовательные: создать условия для формирования учащихся представления об атмосферном давлении, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы, и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы.

из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

  • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать педагогическую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методики научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов.)

  • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: биология, история, математика.

Наглядность: презентация урока в программе Microsoft Power Point,видеоматериалы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Формирование УУД:

  1. предметные:

  • распознавать явления, объясняемые на основе знаний об атмосферном давлении.

  • экспериментально доказывать существование атмосферного давления, рассчитывать удельный вес воздуха, усовершенствовать умение самостоятельно добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • овладеть опытом исследовательской деятельности

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент)

  1. личностные:

  • стимулировать способность иметь собственные мнения;

  • понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

  1. Метапредметные:

  • Регулятивные:

  • постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • Познавательные:

  • Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;

  • Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

  • Информационно – коммуникативные:

  • Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ .

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать понятие атмосферного давления.

Уметь: экспериментально доказывать его наличие, обосновывать существование веса воздуха.

  • Личностные: удовлетворенность от работы на уроке, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Метапредметные: биология, история, математика.

  • Основные понятия: атмосфера, давление, вес, атмосферное давление.

Оборудование; компьютер, проектор, экран. Приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления, линейка, стакан с водой, лист бумаги, пипетки, медицинские шприцы, стаканы с водой.

Структура урока:

  1. Организационный этап. 1мин.

  2. Актуализация знаний. 3 мин.

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3мин.

  4. Первичная проверка понимания.11 мин.

  5. Первичное закрепление материала. 10 мин.

  6. Основное закрепление знаний учащихся по новой теме 13мин.

  7. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 2 мин.

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия). 2 мин.



Ход урока


1. Организационный момент. Слайд ( 1)

Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель. Прежде, чем приступить к новой теме, вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках. Для этого необходимо повторить основные понятия по теме «Давление твердых тел», жидкостей и газов, которые пригодятся нам сегодня на уроке.

(Игра « Передай мяч»)

(Учитель бросает маленький мяч, ученику задав один из данных вопросов)

  1. Вспомни, какую величину называют давлением?

  2. Единицы измерения давления?

  3. Какую силу называют весом?

  4. Единица измерения веса?

  5. Сформулировать закон Паскаля.

  6. Какими свойствами обладает газ?

  7. От каких величин зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? (формула)


  1. Мотивация учебной деятельности

ОПЫТ (обеспечение и поддержание положительной мотивации)

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги.

Учитель. Мы уже знаем, что вода давит на дно стакана. Накроем этот стакан листом бумаги и поддерживая рукой перевернем вверх дном. Давит ли вода на лист бумаги? Почему же он не падает, находясь под действием силы давления воды? Так как листок находится в равновесии, то на него должна действовать еще одна сила, направленная снизу вверх. Этой силой является давление воздуха или, как говорят?.. Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

Отвечают на вопрос учителя - «Атмосферное давление».

Учитель. Тема нашего урока «Атмосферное давление. Вес воздуха».

Запишите тему урока в тетрадь. Работают со словарем физических терминов,

Атмосфера (от греч, атмос –пар, воздух сфера –шар)

Слайд (2 ,3)



4.Открытие новых знаний.

(письменный опрос) Слайд (3)

А теперь из курса географии давайте вспомним

1.Что такое атмосфера?

2.Каков состав воздуха?

3.Какие физические характеристики атмосферы вы знаете?

4.Какие из этих величин изменяются с высотой?

5.Где находится основная масса воздуха?

6. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему?


Презентация Слайд ( 4)


Проверь себя Слайд (5)

1.Атмосфера – воздушная оболочка Земли

2. Кислород, азот и смесь газов в наименьшем количестве

3. Давление, температура, примерная толщина слоя

4. Давление, температура, плотность

5. У поверхности Земли

6. У поверхности Земли, потому что на него давят остальные слои атмосферы.

Правильный ответ «1» , неправильный ответ «0»


Учащиеся работают с листом самооценки, отвечая на вопросы, осуществляют самопроверку.


Учитель. Демонстрирует Ресурс 1.

Слайд-шоу «Атмосфера Земли»

(просит объяснить увиденное, сделать выводы).

Почему молекулы атмосферы не падают на Землю и почему они не могут покинуть Землю?

Оказалось, чтобы покинуть Землю, молекулы воздуха должны обладать 2 космической скоростью - 11,2 км/с , а большинство молекул имеют скорость меньше.

Учитель. Итак, НАША ЗЕМЛЯ ОКУТАНА невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров.

АТМОСФЕРА НЕ ИМЕЕТ ЧЕТКОЙ ВЕРХНЕЙ ГРАНИЦЫ.

Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.

Атмосферное давление обусловлено весом воздуха. Впервые взвешивание воздуха было осуществлено итальянским физиком Галилео Галилеем.


Организует работу с учебником ( стр.97 .§40)

Выясним, каким образом можно определить массу воздуха?

Используя учебный материал, выясняют, как можно определить массу воздуха?

Работают с текстом учебника.

Зная массу легко вычислить его вес Р


Вычисляют вес воздуха, делают записи в тетрадях.

Вывод: воздух имеет вес. ( Р=13Н)


Учитель. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх.

Что вы чувствуете? Вам тяжело.Нет, странно. А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе «КАМАЗА» груженного кирпичом. То есть около 10 тонн. Почему же мы не ощущаем этого веса? Действительно, мы не смогли бы выдержать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела.

Слайд ( 6)


5.Первичная проверка понимания.

Изучение атмосферного давления имеет большую поучительную историю, как и многие другие научные открытия, оно связано с практическими потребностями людей.

Учащиеся выступают с сообщениями: Слайд (7,8)

1. «Устройство насоса».

Устройство насоса было известно еще в глубокой древности: древнегреческий ученый Аристотель, и его последователи объясняли движение воды за поршнем в трубе насоса тем, что «природа боится пустоты». Истинная же причина этого явления - давление атмосферы - им была неизвестна.

В конце первой половины XVІІв. во Флоренции - богатом городе Италии – строили так называемые всасывающие насосы . Устройство такого насоса несложное: оно состоит из вертикально расположенной трубки, внутри которой находится поршень . При подъеме поршня вверх за ним поднимается вода.

2 «.Магдебургские полушария».

Много и плодотворно изучением атмосферного давления занимался Отто фон Герике- бургомистр города Магдебурга. В мае 1654г. Он поставил опыт, который являлся важным этапом в деле изучения атмосферы. Для опыта подготовили два металлических полушария, одно с трубкой для откачивания воздуха. Их сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, пропитанное расплавленным воском, с помощью насоса откачали воздух из полости, образовавшейся между полушариями.

На каждом из полушарий имелось прочное железное кольцо. Две восьмерки лошадей, впряженных в эти кольца, потянули в разные стороны, пытаясь разъединить полушария, но это им не удалось. Когда внутрь полушарий впустили воздух, они распались без внешнего усилия . Какая же сила сжимала полушария? Действие атмосферы.

Знаете ли вы, что «Магдебургские полушария имеются у каждого человека:

головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.

Экспериментальная работа.

Проделайте возможные эксперименты с этими предметами .

Приборы и материалы: стакан с водой, пипетки, шприц.


По результатам своих наблюдений заполните таблицу. Сделайте вывод.




№ опыта


Тела

Наблюдаемые явления

Объяснение наблюдаемого явления

1

Пипетка



2

Шприц





6. Первичное закрепление


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд (9,10)

Применение атмосферного давления.

Учитель. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1.Воздух - лекарь

(Объяснить принцип действия медицинской банки)

2. Автоматическая поилка для птиц (Почему вода не выливается из бутылки?)

Как же проявляется атмосферное давление в живой природе?

Учащиеся выступают с сообщениями: Слайд(11 – 14)

1.«Древесные лягушки и мухи…»

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разряжение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

  1. «Рыбы – прилипалы»

Рыбы – прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из складок, образующих глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности , к которой она прилипла , глубина карманов увеличивается , давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

3.«Слон использует…»

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову к воде, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выталкивает воду в рот.

4.«Лось».

Устройство копыт, приспособлено для преодоления болотистых топей. Большой вес не позволяет ему ходить поверх сугробов. Лось проваливается в снег, хотя в минуты опасности способен преодолевать глубокие сугробы.

Слайд (15)

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пропуски.

Слайд (15)

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все, находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление ________

Разгадайте кроссворд.

Оценивают результат своей учебной деятельности, корректируют знания,


Работают с листом самооценки,


8.Сообщение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Слайд (16)

1 уровень – § 40; задание №10 на стр.98 (1, 3, 4);

2 уровень – составить синквейн (атмосфера)

3уровень - написать рассказ «Влияние человека на атмосферу».


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(слайд 17)

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы не только повторили изученный материал , но узнали еще много нового. Сегодня вы пополнили свой багаж знаний.

На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.

-Как вы полагаете, решили мы поставленные в начале урока задачи?


Учитель. Ребята оцените свою работу на уроке

Учитель. Обсуждает с учащимися критерии самооценки их работы, итоги урока в целом.

Выставляет отметки за урок с учетом результатов самоанализа, отмеченных в карточках для рефлексии.

Спасибо за урок! Молодцы!

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!