установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, внутренняя мотивация,
определение границы собственного знания и «незнания», умения и «неумения»,
умение грамотно и эффективно использовать знания для решения профессиональных проблем,
формирование профессионально-технического мышления, профессиональной грамотности и самостоятельности,
умение проектировать (планировать) свою деятельность,
повышение самооценки, роли собственной личности в процессе учебной деятельности,
владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения в коллективе,
умение аргументировано, четко и ясно формулировать выводы,
умение грамотно выражать свои мысли.
Этапы урока | Краткое содержание этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности, методы и приемы работы | Время, мин. | Примечания |
Организационный этап | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой. Сообщает о том, что урок будут проводить два учителя. | Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. | | 1 | |
Целеполагание | Выступление учащегося с сообщением на тему «Способы получения металлов. Электролиз» | Задает вопросы | Отвечая на вопросы, формулируют тему урока, цели и задачи. Записывают тему урока. | Фронтальная работа, беседа. | 4 | Приложение 3 |
Изучение нового материала | Учитель физики предлагает ознакомиться с предложенным оборудованием. Обсудить в парах, какую цепь можно собрать из предложенного оборудования и начертить ее схему. Проверка схемы цепи. Сборка цепи и наблюдение за явлениями на электродах. Запись показания амперметра в тетрадь. Предлагает ответить на вопросы: - что происходит на электродах? - как вы определили, что на электроде выделились медь? Хлор? - на каком электроде выделилась медь? - на каком электроде выделился хлор? Давайте разберёмся, какие процессы происходят при электролизе. Предлагает сформулировать определение электролиза. | Задает вопросы. Напоминает о правилах ТБ. Проверяет правильность сборки цепи. Задает вопросы Помогает наводящими вопросами. | Отвечают на вопросы. Чертят схему цепи и собирают цепь. Проверяют правильность, начерченной схемы. Записывают в тетрадь показания амперметра. Наблюдают за явлениями, происходящими на электродах. Отвечают на вопросы. Объясняют с помощью таблиц и рисунков. Формулируют определение электролиза. | Фронтальная работа, беседа, работа в парах, самопроверка, лабораторный эксперимент, наблюдение, анализ. | 8 | Приложение 1 Приложение 1 |
Учитель химии предлагает составить уравнение реакции, которую проводили учащиеся; уточнить определение электролиза с точки зрения химии. | Задаёт вопросы | Составляют уравнение электролиза; уточняют определение электролиза | Беседа | 4 | |
Учитель физики предлагает подумать от чего может зависеть масса выделившегося чистого вещества. Предлагает проверить правильность предположений с помощью закона электролиза Фарадея. m = Ⅰ∆t m = k Ⅰ ∆t Вопросы: - какие величины, входят в формулы? - сравните формулы, применяемые в химии и в физике. - можете ли вы определить, сколько меди выделилось на катоде за время наблюдения? Предлагает определить массу выделившейся меди. Проверьте решение. | Задает вопросы. Знакомит с законом электролиза Фарадея. Задает вопросы. Предлагает решить задачу. Предлагает проверить решение. | Выдвигают предположения. Проверяют правильность выдвинутых предположений. Отвечают на вопросы. Обсуждают. Решают задачу в тетради. Один из учеников решает на доске. Проверяют решение. | Фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, анализ. | 5 | Приложение 1 |
Учитель химии: - Для того, чтобы научиться составлять уравнения электролиза, необходимо разобрать процессы, происходящие с катионами и анионами на электродах в расплавах и растворах электролитов. Предлагает составить несколько уравнений электролиза расплавов электролитов. | Предлагает составить уравнения электролиза расплавов (3-4 примера) | Составляют уравнения, проверяют. | Фронтальная работа | 5 | Приложение 1 |
| Электролиз растворов электролитов – более сложный процесс, т.к. помимо электролитов, принимает участие вода. Познакомимся с рядом разрядки (восстановления) катионов, рядом разрядки (окисления) анионов, катодным и анодным процессом воды. | Демонстрирует слайды, делает пояснения | Делают записи в тетради | Рассказ учителя | 4 | Приложение 1 |
Закрепление | Выполним упражнения по определению продуктов электролиза на катоде и аноде (задания на соответствие из ЕГЭ): задания 1, 2 – разберём вместе; задания 3-5 – выполнить самостоятельно с последующей проверкой | Предлагает учащимся задания; проверяет выполнение | Выполняют задания вместе с учителем и самостоятельно; дают ответы; выполняют проверку | Фронтальная работа; самостоятельная работа учащихся; проверка и самопроверка | 8 | Приложение 1 и 2 |
Рефлексия | - Что узнали нового? - Электролиз – это физический или химический процесс? Почему? | Задает вопросы. | Ответы учащихся | беседа | 3 | |
Актуализация к д/з | Путь научного познания тернист и труден. Наряду с радостью новых открытий и достижений он содержит немало и трагических страниц. Ярким примером может послужить история изучения электролиза. К примеру, газообразный фтор в настоящее время получают только путём электролиза. Пытаясь выделить это вещество в чистом виде, учёные подвергали себя смертельной опасности. Впервые это удалось сделать французскому химику Анри де Муассану, за что впоследствии он был награждён Нобелевской премией. Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание: подготовить сообщение об истории открытия и получения фтора. | | | Рассказ учителя | 2 | |
Домашнее задание | 1) учебник химии: стр. 230-236, учить записи в тетради, упр. 23, 24. 2) творческое задание: подготовить сообщение об истории открытия и получения фтора. | Комментирует задание | Записывают задание | | 1 | |