СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики 7 класс по теме "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний с элементами исследования.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики 7 класс по теме "Сила трения"»

Разработку выполнила учитель физики Устинова Е.В.

МБОУ «СОШ № 1 г.Новоалтайска Алтайского края»


Класс: 7

Тема урока: «Сила трения»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания с элементами исследования

Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения, видами сил трения

Планируемые образовательные результаты:


Предметные: знать понятие сила трения, причины возникновения трения, называть способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе изучения силы трения; объяснять значение силы трения в жизни человека, быту, технике.


Метапредметные:


Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение);

  • добывать недостающую информацию из различных источников;

  • уметь представить полученные результаты;


Регулятивные: 

  • анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;

  • прогнозировать возможный результат;

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;


Познавательные: 

  • самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь находить примеры использования силы трения в жизни человека, быту,

технике



Личностные:

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни








Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап


Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания

2. Мотивация к учебной деятельности



Ребята я предлагаю Вам посмотреть различные картинки, это те жизненные ситуация с которыми каждый из нас встречался или может встретиться. Проанализируйте их. Сформулируйте вопрос по каждой картинке. Найдите общее в изображенных ситуациях. (Приложение 1)

Слушают учителя.

Предлагают варианты, отвечают на вопрос.


Возможные варианты ответов учащихся: Почему трудно идти по льду? Зачем дорожки посыпают песком? Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях, кольцах … посыпают руки тальком? Почему нельзя соскальзывать с каната при спуске? Почему нельзя перебегать дорогу перед близко движущимся транспортом?



3.  Постановка учебной задачи



Ребята, а как называется сила, о которой идет речь?

Правильно! Это и будет тема нашего урока «Сила трения»

Скажите, исходя из темы нашего урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы?

Записывают в тетрадях тему.

Примерные вопросы:

-Что такое сила трения?

-Куда она направлена?

-От чего она зависит?

Какую роль играет в жизни?

4. Актуализация знаний



Давайте вспомним все, что мы знаем о силе трения. Работать будем в группах.

Учащиеся, работая в группах, называют все, что знают о силе. После обсуждения, каждая группа озвучивает.

5. Этап “открытия” новых знаний



















































Исследовательский метод на данном этапе урока направлен на «открытие» новых знаний

Посмотрим, как понятие «Силы трения» определяет автор учебника и выпишем его в тетрадь.

Обозначается - Fтр.

Как и любая сила, измеряется в Ньютонах.

Выполним рисунок с указанием сил, действующих на тело.

Направлена сила трения всегда противоположно движению тела. Силу трения можно измерить при помощи динамометра (демонстрация опыта)


Пользуясь учебником, выпишите виды силы трения


 Виды трения:

1. Сила трения покоя

2. Сила трения качения.

3. Сила трения скольжения.


Для того чтобы продолжить знакомство с этой удивительной и неповторимой силой, силой трения, давайте познакомимся с историческими событиями.

В свое время (1500г.) великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи, удивляя окружающих, проводил странные опыты: он таскал по полу веревку то во всю длину, то собирая ее кольцами. Его интересовал ответ на вопрос: зависит ли сила трения скольжения от площади соприкасающихся тел? Попутно Леонардо да Винчи исследовал зависимость силы трения от других факторов.

Выдающийся французский физик Шарль Кулон занялся решением задачи о трении. Он ставил опыты на судостроительной верфи, там он нашел те практические производственные условия (1779г.), в которых сила трения играла очень важную роль. В результате Кулон нашел ответы на все поставленные вопросы.

Ребята, как вы думаете, какие вопросы ставили перед собой ученые?


«Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» Леви-Строс Клод

А какие вопросы мы поставим перед собой?

И какие действия помогут нам найти ответы?

Вам предстоит  провести эксперимент в группах и представить результат.

(выдается задание группам)

  1. группа: «Исследовать зависимость силы трения от веса тела»

  2. группа: «Исследовать зависимость силы трения от площади поверхности»

  3. группа: «Исследовать зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей»

  4. группа: «Исследовать зависимость силы трения от обработки поверхностей»

(Приложение 2)

Сделайте выводы.


Две группы исследовали зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей и их обработки. Опираясь на данные этих групп, выясним причины возникновения силы трения.


Причины трения:

1- шероховатость поверхностей

соприкасающихся тел;

2- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

Учащиеся записывают определение в тетради. Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения.

Переносят рисунок в тетрадь, записывают обозначение силы трения, еѐ единицы

измерения.


Находят информацию в учебнике и записывают в тетрадь



































Учащиеся выполняют исследовательскую работу в группах и делают вывод




















Предлагают варианты и записывают тетрадь.




6. Первичное закрепление

Ребята попробуйте самостоятельно выполнить задания теста. (Приложение 3)


Ребята как вы думаете «Трение – друг или враг?». Приведите примеры.


Выполняют тест



Учащиеся ведут обсуждение

7. Домашнее задание

Изучить § 30-32. Проверить себя, отвечая на вопросы после параграфа.

Творческое задание:

  • Провести литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках»;

  • Привести примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке



Использован прием технологии критического мышления - синквейн, который помогает на данном этапе урока вычленить главное в новом материале и выразить это в образной форме

Ребята, проанализируем сегодня нашу деятельность на уроке.

Что нового вы сегодня узнали?

Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке (предполагается, что обучающиеся уже знают правила составления синквейна)


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Заслушивание синквейнов 2-3 человека

Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.


Отвечают, составляют синквейн.

Пример:

1. Трение.

2. Полезное и вредное.

3. Удерживает, помогает, изнашивает.

4. Без трения нет движения, благодаря нему мы ходим.

5. Необходимо.







Приложение 1







































Приложение 2


  1. группа


«Исследование зависимости силы трения от веса тела»

Оборудование: брусок, динамометр, доска, набор грузов

Ход работы:

  • Измерьте вес бруска.

  • Прикрепите динамометр к бруску и двигайте его равномерно по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.

  • Увеличивайте вес бруска, используя набор грузов (поставим на брусок 1, 2, 3 груза)

  • Результаты измерений запишите в таблицу


№ опыта

Вес, Н

Сила трения, Н

1



2



3



4




Вывод: чем больше вес, т.е. сила, прижимающая брусок к доске, тем больше сила трения


  1. группа


«Исследование зависимости силы трения от площади поверхности»

Оборудование: брусок, динамометр, доска

Ход работы:

  • Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.

  • Переверните брусок (другая грань), изменив площадь поверхности

  • Результаты измерений запишем в таблицу


№ опыта

Площадь грани, см2

Сила трения, Н

1



2




Вывод: сила трения не зависит от площади соприкосновения


  1. группа


«Исследовать зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей»

Оборудование: брусок, динамометр, доска, стеклянная пластинка, наждачная бумага

Ход работы:

  • Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по доске. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.

  • Поставим брусок на другую поверхность (стеклянная пластина, наждачная бумага)

  • Результаты измерений запишем в таблицу


Материалы соприкасающихся тел

Сила трения, Н

Дерево - дерево


Дерево - наждачная бумага


Дерево - стекло



Вывод: сила трения зависит от материала поверхностей


  1. группа


«Исследовать зависимость силы трения от обработки поверхностей»

Оборудование: брусок, динамометр, доска, доска с гладкой и шероховатой поверхностью

Ход работы:

  • Прикрепите динамометр к бруску и заставьте его равномерно двигаться по гладкой поверхности доски. Заметьте величину силы, которую показывает динамометр.

  • Поставьте брусок на шероховатую поверхность

  • Результаты измерений запишем в таблицу


Способ обработки поверхности

Сила трения, Н

Гладкая поверхность


Шероховатая поверхность



Вывод: сила трения зависит от качества обработки поверхности



Приложение 3

ТЕСТ


  1. В каких случаях, представленных на рисунках, возникает сила трения качения?







№ 1; № 2; № 3 № 4 № 5



  1. Какие тела, из данных на рисунках, испытывают трение скольжения?


  1. На рисунке изображены силы, действующие на движущийся брусок. Какая из указанных сил — сила трения?







3. При каком условии силу трения скольжения бруска можно измерить динамометром?






а) В случае быстрого перемещения бруска

б) Если брусок двигать медленно

в) Если рывком сдвинуть брусок с места

г) При условии равномерного движения бруска



  1. Для того чтобы сдвинуть ящик, к нему приложили силу 80 Н. При этом он стал

двигаться равномерно. Чему равна сила трения?


а) 0 Н; б) 80 Н; в) 40 Н; г) 160 Н












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!