СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Эволюция человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Эволюция человека" разрабатывался с учетом методики  разновозрастного сотрудничества, которая способствует развитию у маленьких «учителей» способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. 

Просмотр содержимого документа
«Урок Эволюция человека»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

(РОЛЕВАЯ ИГРА)

Цель:

  1. определить место вила Человек разумный в системе органического мира;

  1. установить движущие силы антропогенеза, доказать, что человек имеет биосоциальную природу;

  1. развить представление учащихся об основных этапах антропогенеза;

  1. развить у маленьких «учителей» способность понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека;

  1. продолжать обучение с позиции «пробую учить других» и «учу себя сам»;

  2. воспитывать всесторонне развитую и креативную личность.

Основные понятия: человек, антропогенез

Тип урока: урок разновозрастного сотрудничества учащихся, бинарный

Оборудование: коллекция «Происхождение человека», таблицы «Эволюционные часы», «Эволюционное древо», дидактические карточки, текст и музыка для релаксации, магнитофон, проектор.

Приход наш и уход загадочны их цели

все мудрые Земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отсель?

Омар Хайям

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Я приглашаю вас к необычному сотрудничеству, чтобы вы по - новому увидели труд собственных учителей, вклад сверстников в общую деятельность. Я вижу ваши замечательные глаза и верно, что время нашей взаимной работы пополнит ваши копилочки интересными знаниями. Вспомните себя маленькими. С таким удовольствием вы начали ходить, говорить, копаться в различных механизмах, нянчить куклы. И я предлагаю вам сегодня продолжить эту радость освоения нового.

ІІ Мотивация учебной деятельности

Одиннадцатиклассник:

До теперешней нашей Земли,

До ее дождей и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это - личная наша беда,

За ее никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Сметь нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь - направо и ветвь - налево.

«Человек разумный» сидит

на вершине этого древа.

Он - мыслитель. Он хмурит лоб.

Человека идея гложет...

Он подпер подбородок рукой –

Вождь прогресса, краса и гордость...

А над ним проноситься век.

Повороты. Круговороты...

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!

Учитель: Человек - уникальное творение. Но разве не уникальна кожистая черепаха, сумчатый крот и саблезубый тигр? Да и любое живое существо на планете - разве не отличается оригинальностью, неповторимостью проекта? Однако своеобразие человека не только; во внешних отличиях, оно особого рода. На протяжении многих веков мыслители и ученые убеждались в этом неоднократно. Люди размышляли о себе, едва стали себя осознавать. Что такое человек. Почему он отличается от других живых существ. Какова его природа? В чем смысл, предназначение и ценность человеческой жизни?.. Постепенно, из древних верований, религиозных представлений, философских прозрений и научных открытий, складывались основные подходы к пониманию человека.

III Изучение нового материала

Одиннадцатиклассник: Итак, тема урока «Происхождение человека». Сегодня мы раскроем смысл понятий: «человек», «антропогенез». С давних пор люди задумывались над тем, как они появились на Земле. Охотничьи племена считали, что люди произошли от животных. У каждого племени был свой предок: лев, медведь или волк. Эти животные считались святыми. Охотиться на них строго запрещалось. По мнению древних вавилонян, человека создал из глины бог Бэл. Греки считали творцов людей царя богов Зевса. Древнегреческие философы пытались объяснить появление. АНАКСИМАНДР (610-546 г.г. до н.э.) объяснял происхождение животных и людей воздействием Солнца на ил и воду. АНАКСАГОР (500-428 г.г. до н.э.) полагал, что люди произошли от рыб. В средние века считали, что человека создал из глины БОГ «по образу и подобию своему». Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов продолжают верить в то, что человек сотворен Богом, как сказано в Библии.

Адам: Я первый мужчина на Земле. Разрешите представиться - АДАМ! «Новое существо утверждает, что его зовут ЕВОЙ» (ЕВА стоит в стороне и что-то рассматривает). «Ну что ж, я не возражаю. Оно говорит, что я должен звать его так, когда хочу, чтобы оно ко мне пришло. Я сказал, что, по-моему, это уже какое-то излишество. Она заявила, что была создана из моего ребра. Это весьма сомнительно, чтобы не сказать больше. У меня все ребра на месте... Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравиться: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным...»

Одиннадцатиклассник: О чем вы все время спорите? (обращается к группе ученых).

Учитель (11 класс): Давайте послушаем, что говорят ученые о происхождении человека.

Карл Линней: Шведский ученый Карл Линней, хотя и верил в божественное происхождение человека, однако в своей системе объединил человека с человекообразными обезьянами. Именно Карл Линней предложил родовое и видовое название HOMO SAPIENS SAPIENS - Человек разумный разумный.

Карл Рулье: Профессор Московского университета, Карл Рулье доказывал, что человек произошел от животных.

Жорж Бюффон: Французский исследователь Жорж Бюффон подчеркивал анатомическое сходство человека и животного.

Жан Батист Ламарк; Французский ученый Жан Батист Ламарк в книге «Философия зоологии», отстаивал мысль о том, что человек является потомком человекообразных обезьян.

Чарльз Дарвин: Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин предположил, что человек произошел от обезьяноподобного предка и завершает собой эволюционное развитие.

Учитель: Ученые разных эпох о Человеке


Одиннадцатиклассник: Согласно современному материалистическому взгляду: Человек – это естественный продукт длительного развития живой природы от простого к сложному, то есть возник в результате эволюции. А процесс и формирование человека называется антропогенезом.

Диалог «Ты - мне, я - тебе»

Одиннадцатиклассник-девятикласснику: Человек имеет много общего с животными. Приведите свои доводы в пользу этого фактора. (Наследственность, изменчивость, физиологические функции, общий план строения)

Девятиклассник-одиннадцатикласснику: Платон сказал: «Человек - это социальное животное». Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему? (Сознание, мышление, речь, труд, общественный образ жизни)

(По ходу ответов составляется схема антропогенеза)

АНТРОПОГЕНЕЗ

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Наследственность


Сознание




Изменчивость


Мышление




Физиологические функции


Труд




Общий план строения


Общественный образ жизни


Вывод учителя (9 кл.): Итак, становление человека - это результат взаимодействия биологической эволюции и социальной среды.

Человек он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем времени ход.

Вывод учителя (11 кл.): Согласно распространенной в мире гипотезе человек и современный человекообразные обезьяны образуют две ветви одного ствола физиологического дерева. Их общим предком была небольшая древесная обезьяна, жившая в лесах Африки - проплиопитек. От нее произошли орангутанги, гиббоны, и дриопитеки. Последние дают начало горилле, шимпанзе, австралопитеку. А в процессе становления человека различают три стадии: древнейшие люди (синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек), древние (неандерталец), и первые современные люди (кроманьонец). Эти стадии не сменяли друг друга, а некоторое время существовали и конкурировали.

Учитель (11 кл.): Давайте сядем в машину времени и мысленно совершим экскурсию в прошлое Земли.

Одиннадцатиклассник: (работа с таблицей «Эволюционные часы»)

Установлено наукой, что Земля существует около 6 миллиардов лет, а человек - всего лишь несколько тысячелетий. Если для наглядности всю историю развития Земли прировнять к одним суткам, мы получим довольно любопытную картину. В самом начале суток, в полночь, образовалась наша планета. Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые капельки живого белка. К 16 часам 48 минутам развились черви, раки, моллюски, губки и водоросли. Позднее произошли рыбы. В 21 час 36 минут закончилась палеозойская эра и наступила эра динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек. Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации, длилось всего 4 секунды. Давайте переведем стрелки эволюционные часов назад и перенесемся в те далекие времена. Я предлагаю вам исследовать основные этапы эволюции человека. Каждой группе необходимо выделить основные признаки австралопитека, древнейшего, древнего и первого современного человека.

Исследовательская работа

Работа в группах

(каждой группе предлагается раздаточный материал и план ответа)

ПЛАН ОТВЕТА

1. Строение тела:

  • руки короче ног;

  • большой палец стопы приблизился к другим пальцам, что облегчало ходьбу;

  • рука хватательный орган;

  • массивный череп с крупной нижней челюстью;

  • массивный череп, большие надбровные дуги;

  • рост низкий, массивные кости;

  • рост высокий;

  • прямохождение;

  • высокий лоб, отсутствие надбровных дуг, менее скошенный лоб, хорошо развитый подбородок.

2. Орудия труда:

  • палка, рога, кости, камень;

  • орудия труда не изготавливали;

  • изготавливали примитивные орудия труда;

  • копья, сколотый камень, скребок, рубило;

  • изготавливали из камня, костей, рогов, дерева и использовали их для охоты, рыболовства, обработки убитых животных, заготовки растительной пищи;

  • копья, дробинки, гарпуны, молотки, топоры.

3. Использование огня:

  • поддерживали огонь;

  • умели уже получать огонь.

4. Общение друг с другом:

  • звуками, жестами, мимикой;

  • появилась членораздельная речь (хорошо развит подбородок, высокий лоб);

  • речь была очень примитивная, состояла из простых слов.

5. Хозяйственная деятельность:

  • коллективная охота;

  • собирательство;

  • занимались земледелием;

  • приручали животных;

  • гончарное дело;

  • наскальные рисунки, украшения;

  • охота с применением ловушек;

  • захоронения;

  • от стариков передавался жизненный опыт.

I группа - Описание австралопитека

ІІ группа - Описание древнейшего человека

ІІІ группа - Описание древнего человека

IV группа - Описание первого современного человека

Одиннадцатиклассник: Работа в группах осуществляется таким образом, чтобы старшие помогали младшим.

Ответы учащихся 1группы

Учитель (9 кл.): Первым достижением австралопитеков является прямохождение, которое привело к снижению скорости и мучительным родам, но, в тоже время, высвободились руки, что дало возможность использовать простейшие орудия труда - отбить от стада антилопу или отогнать хищника.

Ответы учащихся II группы

Учитель (11 кл.): Питекантроп уже не бежал от огня, а сам разводил его, изготовлял сам орудия труда, правая рука развита лучше, чем левая, что может о членораздельной речи

Ответы учащихся III группы

Учитель (9 кл.): Неандертальцы уже пользовались более сложными орудиями труда для охоты и обработки шкур. Появились первые захоронения.

Ответ учащихся IV группы

Учитель (11 кл.): Кроманьонцы жили в жилищах, на стенах найдены наскальные рисунки, знали гончарное дело, умели шлифовать. Они уже приручили животных и занимались земледелием, оберегали стариков, носителей жизненного опыта и детей.

Учитель подводит итоги исследовательской работы. Презентация «Эволюция человека».

Одиннадцатиклассник: Началась историческая эпоха. Развитие человечества происходит благодаря совершенствованию орудий труда, жилищ, одежды, использованию природы для потребностей. Таким образом, на смену биологической эволюции пришла социальная. Семь великих чудес существовало на нашей древней земле: висячие сады Семирамиды, Александровский маяк, статуя Зевса, колосс Родосский, храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей и египетские пирамиды. А кто построил эти чудеса? Человек! И до сих пор продолжает строить, творить, изобретать. Поэтому человек - главное чудо света.

Девятиклассник: Как долог путь твой, Человек!

С познаньем ловли и охоты

Трудился ты не один век,

Чтобы решить свои заботы

Орудия труда, огонь

И первый хлеб, и мир животный:

Друзьями стали пес и конь -

Ведь не боялся ты работы.

Всегда стремился к красоте;

Наскальные рисунки, лепка;

Ты побеждал свой страх везде,

И душу не держал ты в клетке.

Ты победил, о Человек!

Ты стал разумным и прекрасным.

Но осторожен будь вовек,

Чтобы этот труд был не напрасным.

Обобщение и систематизация знаний учащихся

  1. Просмотр фильма «Эволюция человека» и составление вопросов участниками групп (по исследовательской работе) друг другу.

  2. Ответы на вопросы поурочной карточки.

Подведение итогов и выставление оценок

Удачи вам во все, друзья!

Домашнее задание

1.Выучить параграф учебника

2.Ответить на вопросы поурочной карточки

Релаксация

Рефлексия

Учитель (11 кл.):

- Какие чувства вызвал у вас урок?

  • Узнали ли вы что-то новое?

  • Хотелось ли вам еще участвовать в таких уроках?

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА

Старый мудрый волшебник обещал мне показать волшебную поляну: «Она предстанет перед тобой. Во всей своей красе, если ты встанешь рано-рано утром, на рассвете, когда первые лучи солнца освещают горизонт, а солнышко вот-вот появится. Ни секундой раньше, ни секундой позже надо быть на этой поляне. В тот миг, все, что на ней есть, - волшебное. Сегодня или никогда мы будем там».

Я напрягаю ноги, живот, спину, руки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, спину, руки, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Вот она, эта удивительная поляна. Я весь в ожидании чуда. Звезды и месяц поблекли на небе, первые лучи солнца пробиваются сквозь густые заросли могучих деревьев. Тело мое расслаблено, мне легко и спокойно.

Я ощущаю свежесть и прохладу раннего утра.

Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Кругом еще темно, но поляна освещена, как днем. В руке волшебника горсть зерен пшеницы ярко-желтого цвета.

Он бросает их на поляну, и вдруг из них вырастают разноцветные чудесные цветы, похожие на тюльпаны. Лепестки их плотно сжаты, как у нераспустившихся бутонов. Я подхожу к одному из них и дотрагиваюсь до него. «Дзинь-дзинь», - отзывается цветом и полностью раскрывается. В ярко-желтой середине цветка стоит голубая скамеечка с резной спинной, напоминающей кружевное полотно.

(Пауза)

Я становлюсь совсем крохотным, подхожу к скамеечке и сажусь на нее. Лепестки цветка закрываются, нежно обнимая меня.

(Пауза)

Дышится легко, ровно, глубоко...



ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА

1.Какое значение для антропогенеза имело прямохождение?


2.И.П. Павлов сказал, что слово сделало нас людьми. Нет ли здесь противоречия?


3.Какие особенности австралопитека можно рассматривать как биологические предпосылки превращения обезьяны в человека?


4.Поясните утверждение: До появления на свет в материнском организме находится только биологический компонент будущего человека. Все разнообразие социального будет влиять только после рождения.


5.Покажите, как на разных этапах эволюции человека меняется степень его влияния на природу.


6.Неандерталец: широкий сплюснутый нос, большие надбровные дуги, срезанный подбородок. У кроманьонца четкий овал лица, тонкий нос, высокий лоб. Десятки тысяч лет пролегли между этими двумя типами людей. Докажите это?


7.Нагрейте комнатную температуру на два градуса - никто этого и не заметит, но добавьте два градуса к девяноста восьми - и вода закипит и превратится в пар. Что играет роль в феномене «чуть-чуть» в эволюции человека?


8.Выскажите гипотезу, почему на месте захоронений неандертальцев найдена окаменевшая пыльца?




Раздаточный материал к исследовательской работе

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!