Урок «Этнический состав населения».
8 класс.
Учитель географии высшей категории
МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) г. Таганрога.
Сычёв Николай Васильевич.
Цели: 1. Выявить особенности этнографического положения России, национального состава России, с размещением народа по территории страны.
2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.
3.Отработать умение обобщать и систематизировать знания.
Оборудование: Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация.
Ход урока.
Диалог-разминка по вопросам:
- Что называют рынком труда?
- Что означает термин «трудовые ресурсы»?
- Что такое «безработица»?
- Перечислите население в трудоспособном возрасте.
- Приведите примеры людей, труд которых вызвал уважение в вашем окружении. Что они сделали для процветания и дальнейшего развития вашей местности?
Ребята, в ближайшие 40 минут, мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.
Россия - многонациональное государство. Важнейшей проблемой многонационального государства является проблема малочисленных народов. С одной стороны, малочисленные народы не могут развивать национальную культуру, живя обособленно, не приобщаясь к достижениям других культур. С другой- это приобщение грозит ассимиляцией, утратой самобытности. История России – история самых разных движений этносов, их взаимодействий, исчезновения одних народов и возникновения других. При этом изменяется и карта народов: этносы могут объединяться и распадаться. Этнос- это народ, исторически сложившаяся, устойчивая группировка людей. Чтобы глубже понять специфику этнических процессов, необходимо более широко рассмотреть этногеографическое положение. Под этнографическим положением понимают положение страны по отношению к местам проживания других народов, традиционные взаимоотношения с этими народами (дружба, вражда и т..) и их перспективы.
Задание. Прочитать текст учебника, письменно объяснить значение терминов: этнос, самосознание, карта народов, межнациональные конфликты, этнография.
Откройте атлас – на странице 13 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.
Работа с таблицей
-Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.
- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?
-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?
- По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? - Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?
-А какой народ этой семьи самый малочисленный?
Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?
- Какой народ является государствообразующей? (русский).
Итог урока.
Таким образом, каждый из нас является представителем своего народа. К каждого народа – свои особенности, обычаи, у каждого есть чему поучиться. Этническая история-это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего. Жизнь многонационального государства сложна. Разница в культуре, взглядах на жизнь, в обычаях, языке, религии приводит к межнациональным конфликтам, которые необходимо решать только мирным путем. При рассмотрении этнографического положения России наибольшее значение имеют вопросы, связанные с соседними территориями, то есть ближайшим окружением нашей страны.
Домашнее задание: П. 51. Задание 3,4 выполнить письменно.