СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Этнический состав населения».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей проблемой многонационального государства является проблема малочисленных народов. С одной сторроны, малочисленные народы не могут развивать национальную культуру, живя обособленно, не приобщаясь к достижениям других культур.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Этнический состав населения».»

Урок «Этнический состав населения».

8 класс.

Учитель географии высшей категории

МАОУ лицея №4 (ТМОЛ) г. Таганрога.

Сычёв Николай Васильевич.

Цели: 1. Выявить особенности этнографического положения России, национального состава России, с размещением народа по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование: Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация.

Ход урока.

Диалог-разминка по вопросам:

- Что называют рынком труда?

- Что означает термин «трудовые ресурсы»?

- Что такое «безработица»?

- Перечислите население в трудоспособном возрасте.

- Приведите примеры людей, труд которых вызвал уважение в вашем окружении. Что они сделали для процветания и дальнейшего развития вашей местности?

 Ребята, в ближайшие 40 минут, мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел  вылепить  из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.

Россия - многонациональное государство. Важнейшей проблемой многонационального государства является проблема малочисленных народов. С одной стороны, малочисленные народы не могут развивать национальную культуру, живя обособленно, не приобщаясь к достижениям других культур. С другой- это приобщение грозит ассимиляцией, утратой самобытности. История России – история самых разных движений этносов, их взаимодействий, исчезновения одних народов и возникновения других. При этом изменяется и карта народов: этносы могут объединяться и распадаться. Этнос- это народ, исторически сложившаяся, устойчивая группировка людей. Чтобы глубже понять специфику этнических процессов, необходимо более широко рассмотреть этногеографическое положение. Под этнографическим положением понимают положение страны по отношению к местам проживания других народов, традиционные взаимоотношения с этими народами (дружба, вражда и т..) и их перспективы.

Задание. Прочитать текст учебника, письменно объяснить значение терминов: этнос, самосознание, карта народов, межнациональные конфликты, этнография.

Откройте атлас – на странице 13 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

Работа с таблицей 

-Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

- По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? - Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

-А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

- Какой народ является государствообразующей? (русский).

Итог урока.

Таким образом, каждый из нас является представителем своего народа. К каждого народа – свои особенности, обычаи, у каждого есть чему поучиться. Этническая история-это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего. Жизнь многонационального государства сложна. Разница в культуре, взглядах на жизнь, в обычаях, языке, религии приводит к межнациональным конфликтам, которые необходимо решать только мирным путем. При рассмотрении этнографического положения России наибольшее значение имеют вопросы, связанные с соседними территориями, то есть ближайшим окружением нашей страны.

Домашнее задание: П. 51. Задание 3,4 выполнить письменно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!