4
Урок естествознания в 6классе: Состав почвы. Перегной.
Цели:
1. Образовательная: познакомить учащихся с составом почвы, выявить роль составных почвы.
2. Коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность, мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) в процессе постановки и проведения опытов; развивать познавательный интерес посредством демонстрации опытов.
3. Воспитывать уважение и любовь к почве, прививать бережное отношение к ней, своему здоровью.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы продолжим изучение почвы нашей местности, познакомимся с составом почвы.
- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Мы говорили о почвенных обнажениях, которые позволяют увидеть все слои Земли.
Сделали зарисовки почвенного обнажения. Слайд 1
- Используйте карточки со словами, расположите названия слоев земли в правильном порядке. Не минутки не теряйте, к работе приступайте.
Работа в парах
(на столе слова: песок, глина, почва, сталь, газ, камень.)
- Проверим себя Слайд2
Проверка домашнего задания.
- Итак, повторим
- Что называют почвой? (Самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные).
- Что такое плодородие почвы? (Это способность почвы давать урожай растений, плодов).
- Какое значение имеет почва в жизни растений? (Посеем семена в почву -семена прорастут, появятся всходы, растения будут расти. А если семена посеем в песок или в глину, то семена прорастут, появятся всходы, но растения расти не будут. Они вскоре погибнут. Песок и глина не могут давать урожай растений. Они бесплодны).
– Почему без почвы жизнь людей и животных на земле была бы невозможна?
(Потому что, почва кормит и людей, и животных. На почве растут различные растения -деревья, кустарники, травы. Почва даёт человеку хлеб, овощи, фрукты, корм для скота).
3. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить ,из чего состоит почва.
Выяснить это мы сможем в нашей лаборатории. Здесь сегодня будут работать
почвоведы - специалисты, изучающие почву.
Но, прежде чем приступить к работе, повторим технику безопасности.
Инструктаж по ТБ
1. В лаборатории должна быть полная тишина.
2. Соблюдайте порядок на рабочем месте.
3. Действовать строго по команде лаборанта, которым буду я.
4. Формирование понятий (Сообщение новых знаний)
- Как мы видим, почва состоит из комочков разной величины. Надавите на комок почвы. Что произошло? (он рассыпался на мелкие частицы)
- Раздавите комочки и рассмотрите их при помощи лупы. Что вы видите среди мелких частиц почвы? (полусгнившие остатки корешков и листьев растений, частей тела насекомых, песчинки, частицы глины)
- Из сгнивших частей растений, погибших насекомых, червей, улиток в почве образуется перегной. Перегной имеет тёмную окраску, поэтому придаёт почве тёмный цвет и делает её плодородной. Перегной склеивает песок и глину в комочки. Поэтому почва комковатая.
Словарная работа
- Что означает слово перегной?
Составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
- Что ещё может быть в почве, догадайтесь? (воздух)
- Как это проверить?
- Бросим в стакан с водой комочек почвы. Что мы наблюдаем? (из него выходят пузырьки воздуха)
- А как можно доказать присутствие в почве воды?
- Если поместить немного почвы в пробирку и нагреть её на спиртовке, то на холодных стенках пробирки появятся капельки воды.
- Приведите в порядок рабочее место
ФИЗМИНУТКА
- Что ж пора нам отдохнуть.
Физминутка непростая,
В ней ошибки спрятаны.
Посмотрим кто внимательный.
Мы умеем наблюдать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Глазки закрываем.
Почву представляем:
Комковата, розовата.
Глиной и песком она богата.
Если правильный вести за ней уход,
Жди богатый урожай каждый год!
- Какую ошибку я допустила в стихотворении? (не розовата, а серая, тёмная, иногда чёрная. Кроме глины и песка в почве есть перегной, а также воздух и вода)
5. Формирование умений и навыков (первичное закрепление)
- Составим схему-опору «Состав почвы». Я начну, а вы по цепочке
продолжите.
Состав почвы: Перегной Песок Глина Вода Воздух
-Еще раз вспомним что такое плодородие? А теперь когда мы с вами изучили состав почвы скажите мне, что именно обеспечивает плодородие почвы?
- Ребята, а что может быть общего между почвой (землёй) и матерью?
(учитель демонстрирует рисунок почвы и матери)
(Почва и мать родят, кормят. Только мать - своих детей, а почва - всех людей)
- Какая из этих пословиц подойдёт больше?
«Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет»
«Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей»
«Земля кормит людей, как мать детей»
- Но люди часто забывают об этом, когда бросают всякий мусор
Знаете ли вы, что:
Брошенная в землю бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет,
стекло - более 1000 лет.
А ведь на образование верхнего плодородного слоя почвы толщиной до 20 см природа затратила от 2 до 7 тыс. лет.
- Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты. Так, давайте будем относиться к ней с уважением и любовью, также как относимся к своим матери и отцу.
7. Итог урока
- С какой темой познакомились сегодня на уроке? (из чего состоит почва)
- Что нам удалось доказать? (присутствие в почве перегноя, воды, воздуха, песка, глины)
- Что ещё интересного узнали?
- Как необходимо относится к почве? (беречь, ухаживать за ней)
Заметьте, точно также как и к своему здоровью!
8. Выставление оценок. Рефлексия
Д/з