СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок естествознания в 6 классе " Состав почвы. Перегной."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок естествознания в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Урок естествознания в 6 классе " Состав почвы. Перегной."»

4


Урок естествознания в 6классе: Состав почвы. Перегной.

Цели:  

1. Образовательная: познакомить учащихся с составом почвы, выявить роль составных почвы.

2.  Коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность, мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) в процессе постановки и проведения опытов; развивать познавательный интерес посредством демонстрации опытов.

3.  Воспитывать уважение и любовь к почве, прививать бережное отношение к ней, своему здоровью.

Ход урока:

1.     Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим изучение почвы нашей местности, познакомимся с составом почвы.

- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?  Мы говорили о почвенных обнажениях, которые позволяют увидеть все слои Земли.

Сделали зарисовки почвенного обнажения. Слайд 1

- Используйте карточки со словами, расположите названия слоев земли в правильном порядке. Не минутки не теряйте, к работе приступайте.

Работа в парах

(на столе слова: песок, глина, почва, сталь, газ, камень.)

- Проверим себя Слайд2

Проверка домашнего задания.

- Итак, повторим

- Что называют почвой? (Самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные).

- Что такое плодородие почвы? (Это способность почвы давать урожай растений, плодов).

- Какое значение имеет почва в жизни растений? (Посеем семена в почву -семена прорастут, появятся всходы, растения будут расти. А если семена посеем в песок или в глину, то семена прорастут, появятся всходы, но растения расти не будут. Они вскоре погибнут. Песок и глина не могут давать урожай растений. Они бесплодны).

– Почему без почвы жизнь людей и животных на земле была бы невозможна?

 (Потому что, почва кормит и людей, и животных. На почве растут различные растения -деревья, кустарники, травы. Почва даёт человеку хлеб, овощи, фрукты, корм для скота).

        

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить ,из чего состоит почва.

Выяснить это мы сможем в нашей лаборатории. Здесь сегодня будут работать

почвоведы - специалисты, изучающие почву.

Но, прежде чем приступить к работе, повторим технику безопасности.

Инструктаж по ТБ

1. В лаборатории должна быть полная тишина.

2. Соблюдайте порядок на рабочем месте.

3. Действовать строго по команде лаборанта, которым буду я.

4.     Формирование понятий (Сообщение новых знаний)

 - Как мы видим, почва состоит из комочков разной величины. Надавите на комок почвы. Что произошло? (он рассыпался на мелкие частицы)

- Раздавите комочки и рассмотрите их при помощи лупы. Что вы видите среди мелких частиц почвы? (полусгнившие остатки корешков и листьев растений, частей тела насекомых, песчинки, частицы глины)

- Из сгнивших частей растений, погибших насекомых, червей, улиток в почве образуется перегной. Перегной имеет тёмную окраску, поэтому придаёт почве тёмный цвет и делает её плодородной. Перегной склеивает песок и глину в комочки. Поэтому почва комковатая.

Словарная работа

-  Что означает слово перегной?

Составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

- Что ещё может быть в почве, догадайтесь? (воздух)

- Как это проверить?

- Бросим в стакан с водой комочек почвы. Что мы наблюдаем? (из него выходят пузырьки воздуха)

- А как можно доказать присутствие в почве воды?

-  Если поместить немного почвы в пробирку и нагреть её на спиртовке, то на холодных стенках пробирки появятся  капельки воды.

- Приведите в порядок рабочее место

ФИЗМИНУТКА

- Что ж пора нам отдохнуть.

Физминутка непростая,

В ней ошибки спрятаны.

Посмотрим кто внимательный.

Мы умеем наблюдать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Глазки закрываем.

Почву представляем:

Комковата, розовата.

Глиной и песком она богата.

Если правильный вести за ней уход,

Жди богатый урожай каждый год!

-  Какую ошибку я допустила в стихотворении? (не розовата, а серая, тёмная, иногда чёрная. Кроме глины и песка в почве есть перегной, а также воздух и вода)

5. Формирование умений и навыков (первичное закрепление)

- Составим схему-опору «Состав почвы». Я начну, а вы по цепочке

продолжите.

Состав почвы:   Перегной   Песок   Глина   Вода   Воздух

-Еще раз вспомним что такое плодородие? А теперь когда мы с вами изучили состав почвы скажите мне, что именно обеспечивает плодородие почвы?

- Ребята, а что может быть общего между почвой (землёй) и матерью?

(учитель демонстрирует рисунок почвы и матери)

(Почва и мать родят, кормят. Только мать - своих детей, а почва - всех людей)

- Какая из этих пословиц подойдёт больше?

«Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет»

 «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей»

«Земля кормит людей, как мать детей»

- Но люди часто забывают об этом, когда бросают всякий мусор

Знаете ли вы, что:

Брошенная в землю бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет,

стекло - более 1000 лет.

А ведь на образование верхнего плодородного слоя почвы толщиной до 20 см природа затратила от 2 до 7 тыс. лет.

- Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты. Так, давайте будем относиться к ней с уважением и любовью, также как относимся к своим матери и отцу.

7. Итог урока

- С какой темой познакомились сегодня на уроке? (из чего состоит почва)

- Что нам удалось доказать? (присутствие в почве перегноя, воды, воздуха, песка, глины)

- Что ещё интересного узнали?

- Как необходимо относится к почве? (беречь, ухаживать за ней)

Заметьте, точно также как и к своему здоровью!

8. Выставление оценок. Рефлексия

Д/з


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!