СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Электрическая цепь и её составные части"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и технологическая карта урока по физике в 8 классе "Электрическая цепь и её составные части".

Просмотр содержимого документа
«Физика 8»

Технологическая карта урока физика.

Учитель Бодань А. И.

Учебный предмет: физика

Класс: 8

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Электрическая цепь и её составные части.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • Дать понятие электрической цепи, электрической схемы.

  • Изучить составные части электрической цепи, условные обозначения применяемые в схемах.

  • Научиться собирать простые электрические цепи.

  • Развивать технические приемы умственной деятельности, интерес к предмету.

  • Применять знания в учебной деятельности.

  • Воспитание творческой инициативы, настойчивости в достижении к цели, культуре труда.

Задачи урока:

а) формирование представлений об электрической цепи, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, компьютер, проектор, интерактивные творческие задания (построение простых электрических цепей).


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам».


Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек»

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Рассказывает о том, что в связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Возьмем источник тока и лампочку. Что нужно сделать, чтобы она загорелась?

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока «Электрическая цепь и ее составные части».

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

3. Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Что такое электрический ток?

  2. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник электрический ток?

  3. Что совершается в источнике тока?

  4. Где находятся разделенные частицы?

  5. Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?


Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Выполняют самостоятельно задание.

Ответы:

термоэлемент, фотоэлемент, аккумулятор, генератор.

Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работу соседа, выставляют баллы. (За правильное слово – 1 балл)


Отвечают на вопросы учителя.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Самоконтроль.

Регуляция учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний

Постановка проблемы. Если я возьму лампочку и присоединим её к источнику тока, лампочка загорится, и как это называется то, что мы сейчас с вами собрали? Это электрическая цепь. Это тема нашего урока




Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ)

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь?

• потребитель

• источник тока

• соединительные провода

• замыкающее устройство Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.

Работа с учебником (рисунок 48), с условными обозначениями.

Демонстрация сборки цепи (с привлечением уч-ся), состоящей из источника тока, лампочки, ключа и соединительных проводов. Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного полюса источника тока к другому.

Изобразим схему этой цепи. (1 уч-ся выходит к доске) Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.


Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся, демонстрирует сборку цепи.

Даёт задание поработать с рисунком учебника, записать условные обозначения в тетрадь. Демонстрация ЭОР.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, чертят условные обозначения и схему в тетради.

Выставляют баллы в рейтинговую таблицу.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.





Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания

«Ребята, скоро вам предстоит задуматься о выборе будущей профессии, а сейчас представьте, что вы - электрики и перед вами схемы ЭЦ. Назовите, из каких приборов они состоят, и найдите «дефект» в каждой из схем».


Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках, физический эксперимент.









Даёт учащимся задание работать с интерактивной доской. Выполняют и проверяет правильность выполнения.

Находят «дефект» в схемах, выполняют практическое задание. Выполняют задание по учебнику.









Выставляют баллы в рейтинговую таблицу.

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Выполнить задание:

  1. Найдите обозначения этих приборов у себя в учебника начертите схему электрической цепи.

  2. Начертите схему этой электрической цепи. Что изменилось?

  3. Начертите схему электрической цепи из последовательно соединённых источника тока, звонка, ключа и лампочки.

Формулировка условий заданий.


Обсуждается выполнение дифференцированного задания.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют баллы в рейтинговую таблицу. Слушают своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера.








Закрепляют знания, полученные на уроке.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

§ 33, вопросы (устно), записать условные обозначения в тетрадь, упр.23


Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

«Ребята, вспомните цель нашего урока.

Из каких составных частей состоит эл. цепь?»

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос: «Из каких составных частей состоит эл. цепь».

Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся


9. Рефлексия

Надо привести в порядок свои рабочие места, приборы разложите в коробки с условными обозначениями, которые находятся на столе у учителя.


Проводит рефлексию, анализирует.

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция


Просмотр содержимого презентации
«00060c93-9ad2db91»

Цель урока:

Цель урока:

  • ввести понятия « электрическая цепь», «электрическая схема»;
  • рассмотреть основные части электрической цепи;
  • объяснить назначение каждой части цепи;
  • ознакомить с условными обозначениями приборов;
  • формировать навыки и умения составлять схемы простейших электрических цепей ;
  • формировать навыки практической работы при выполнении работы по сборке простейшей электрической цепи.
1. Какое явление называют электрическим током? 2. Каковы условия возникновения электрического тока? 3. Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к  источнику тока? 4. А в мотке проволоки, который лежит на столе? 5. Для какой цели нужно получать электрический ток?
  • 1. Какое явление называют электрическим током?
  • 2. Каковы условия возникновения электрического тока?
  • 3. Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к
  • источнику тока?
  • 4. А в мотке проволоки, который лежит на столе?
  • 5. Для какой цели нужно получать электрический ток?
Электрическая цепь - совокупность устройств, по которым течет электрический ток .

Электрическая цепь - совокупность устройств, по которым течет электрический ток .

Электрическая цепь Источник тока Соедини- тельные  провода Ключ Потреби- тель 1)  Лампы, 2) пылесосы, 3) Звонки 4)компьютеры , 5)утюги, 6)холодильники 1) гальванический элемент 2) батарея; 3) аккумулятор; 4) электрофорная машина; 5) термоэлемент; 6) фотоэлемент;  7) генераторы. 1)выключатели 2)кнопки, 3)рубильники

Электрическая

цепь

Источник

тока

Соедини-

тельные

провода

Ключ

Потреби-

тель

1) Лампы,

2) пылесосы,

3) Звонки

4)компьютеры ,

5)утюги,

6)холодильники

1) гальванический элемент

2) батарея;

3) аккумулятор;

4) электрофорная машина;

5) термоэлемент;

6) фотоэлемент;

7) генераторы.

1)выключатели

2)кнопки,

3)рубильники

1. 2. 3. Гальванический элемент Батарея аккумуляторов Резистор 5. 4. 6. Лампочка Звонок Ключ

1.

2.

3.

Гальванический элемент

Батарея аккумуляторов

Резистор

5.

4.

6.

Лампочка

Звонок

Ключ

8 . 7 . Пересечение проводов Соединение проводов 9. Нагревательный элемент

8 .

7 .

Пересечение проводов

Соединение проводов

9.

Нагревательный элемент

Чертежи, на которых показаны способы соединения приборов в цепь, называются схемами. Электрическая цепь Схема простейшей электрической цепи Чтобы в цепи был ток, цепь должна быть замкнутой.

Чертежи, на которых показаны способы соединения приборов в цепь, называются схемами.

Электрическая цепь

Схема простейшей электрической цепи

Чтобы в цепи был ток, цепь должна быть замкнутой.

Отдохнём от теории? Практическая работа: сборка электрической цепи .

Отдохнём от теории?

Практическая работа: сборка электрической цепи .

Физкультминутка Встали между рядами на расстоянии вытянутых рук и делаем физические упражнения.

Физкультминутка

Встали между рядами на расстоянии вытянутых рук и делаем

физические упражнения.

ЧУТЬ - ЧУТЬ ПОДУМАЕМ?   1.Составить схему электрической цепи, состоящую из источника тока, двух лампочек, но включать их можно только своим выключателем

ЧУТЬ - ЧУТЬ ПОДУМАЕМ?

1.Составить схему электрической цепи, состоящую из источника тока, двух лампочек, но включать их можно только своим выключателем

2.Составить схему цепи, состоящей из источника тока, двух лампочек так, чтобы их можно было включить одним ключом.

2.Составить схему цепи, состоящей из источника тока, двух лампочек так, чтобы их можно было включить одним ключом.

3. Нарисуйте схему цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.

3. Нарисуйте схему цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке.

4.Нарисуйте схему, состоящую из батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится своим ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.

4.Нарисуйте схему, состоящую из батарейки, двух лампочек и трех ключей, при которой включение и выключение каждой лампочки производится своим ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.

Разгадаем кроссворд? 1. Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую. 2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую. 3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь. 4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц. 5. Итальянский ученый, построивший первый источник тока. 6. Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь. 7 . Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу. 8. Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи. 9. Совокупность устройств, по которым течет ток. 10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.   11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно. 12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.  13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

Разгадаем кроссворд?

1. Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.

2. Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.

3. Чертеж, на котором показан способ соединения приборов в цепь.

4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц.

5. Итальянский ученый, построивший первый источник тока.

6. Часть электрической цепи, служащая для соединения приборов в цепь.

7 . Потребитель электрической энергии, на котором варят пищу.

8. Часть цепи, служащая для замыкания и размыкания цепи.

9. Совокупность устройств, по которым течет ток.

10. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.

11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.

12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока. 13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

А теперь проверим…

А теперь проверим…

Д/з: § 33. Упр.13 ( 2-5).

Д/з: § 33. Упр.13 ( 2-5).

Литература: 1. А.В.Перышкин.Физика. 8 кл.:учебник для общеобразоват.учреждений. –  М.:Дрофа, 2008. 2. А.В.Перышкин. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: - М.:»Экзамен», 2004 ( Серия «Учебно-методический комплект»). 3. www.pedsovet.su 4. www.uroki.net 5. www.uchportal.ru

Литература:

1. А.В.Перышкин.Физика. 8 кл.:учебник для общеобразоват.учреждений. –

М.:Дрофа, 2008.

2. А.В.Перышкин. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: - М.:»Экзамен», 2004 ( Серия «Учебно-методический комплект»).

3. www.pedsovet.su

4. www.uroki.net

5. www.uchportal.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!