Плотность вещества
7 класс
Тип урока: Урок-эксперимент
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «плотность вещества» через эксперимент; формировать умение выполнять практические задания на усвоение сути понятия «плотность вещества»
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся определять плотность вещества; пользоваться приборами; анализировать полученные данные.
Метапредметные:
Познавательные – анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
Регулятивные - выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности.
Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, развитие культуры умственного труда.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Организационный момент
Приветствие. Знакомство с классом. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.
- Очень рада вас видеть на уроке физики
- Давайте познакомимся: меня зовут Вера Викторовна я преподаю физику и астрономию в МОАУ СОШ №1 г. Шимановска.
- А вас как зовут? Чтобы мы могли свободно общаться на уроке, давайте напишем свои имена и прикрепим бейджики.
2. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся
Физика – это наука экспериментальная. А опыт не возможно провести без приборов и специального оборудования. На предыдущем уроке вы учились измерять массу тела. Давайте вспомним как это делать.
У вас на столах находятся приборы и различные физические тела. Назовите их. (Весы, цилиндры разных размеров, разной массы, линейка, мензурка, бруски из разных веществ одинакового объема.)
Для чего можно использовать весы? Как это сделать?
Дайте определение понятия «масса»
А как бы вы дали определение понятию «объем»? Как определить объём бруска? Цилиндра?
Постановка учебной задачи через проведение эксперимента.
В окружающем нас мире встречаются тела, имеющие самые разные массы: от очень маленьких до огромных. Наш жизненный опыт показывает, что шарик, сделанный из пенопласта, легче, чем шарик такого же объема из металла. Сегодня на уроке вы будете работать в исследовательских группах, парах и выясните от чего же зависит масса тела? Для этого вам необходимо провести серию экспериментов. Для каждого из вас приготовлены «Листы экспериментаторов» Подпишите их – это ваш образовательный продукт, который вы сдадите в конце урока. Каждый из вас сегодня получит оценку за работу.
1.Эксперимент по сравнению массы тел ( выдаю листы для эксперимента)
При помощи весов сравните массы двух цилиндров из железа, имеющих разные объемы. Запишите в таблицу значения их масс
№опыта | № тела | Объем | Масса |
1 | | меньше | |
2 | | больше | |
Вывод: Масса тела зависит от объема( дети сначала говорят, потом пишут сами)
Создание ситуации затруднения
2 Эксперимент по сравнению масс тел, имеющих одинаковый объем, но изготовленных из разных веществ
№опыта | Вещество | Объем | Масса |
1 | алюминий | одинаковый | |
2 | латунь | одинаковый | |
Вывод: масса тела зависит от вещества, из которого оно состоит.
Видим, тела имеют одинаковый объем, а массу разную.
Выдвижение гипотезы:
Молекулы разных веществ упакованы по- разному и в одинаковом объеме имеют разную массу.
Демонстрационный эксперимент
У меня на столе стоят три стеклянных стаканчика одинакового объёма.
Внутри лежат шарики разного размера и разной массы, представим, что это наши цилиндры равного объёма и молекулы из которых они состоят. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается расположение молекул в этих веществах?
- Разное число молекул
-размеры молекул разные
-упакованы по-разному
-разная плотность
4. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
-Так какая же тема у нас сегодня?
Тема: Плотность вещества. Запишите в тетрадях тему.
- Какую цель мы поставим перед собой?
1. Узнать, что такое плотность вещества, проверить гипотезу, которую мы выдвинули.
Задачи: прочитать параграф; узнать как обозначается величина; научиться находить величину.
Изучение нового материала
- Откройте учебник стр.61 и найдите определение плотности вещества. Запишите его в тетрадь.
Обозначение величины – ƿ
Запишем формулу ƿ=m|V
Единица измерения в СИ является 1 кг/м3
Чтобы вам было легче запомнить, можно использовать карточки(раздаю комплекты карточек)
Плотность одного и того же вещества в разных состояниях различная.
Давайте сравним с вами плотности воды, льда и пара. Для этого воспользуемся таблицей плотности на стр.63-64 вашего учебника. Запишем в тетрадях
Плотность льда = 900кг/м3
Плотность воды = 1000кг/м3
Плотность пара = 0,59 кг/м3
Как видите, плотности разных веществ найдены и записаны в таблице.
Закрепление изученного материала на практике:
- А как быть, если мы не знаем из какого вещества сделано тело. Правильно, надо самим определить плотность, а потом посмотреть по таблице какое это вещество. Работа в парах.
1 группа – деревянный брусок
2 группа пластмассовый
3 группа алюминий
4 группа железный
3 Экспериментальное задание «Определение плотности бруска правильной формы»
Ширина а,см | Длина, в,см | Высота h,см | V=авh, см3 | Масса, m,г | Плотность Ƿ=m/V |
| | | | | |
Подведение итогов. Рефлексия.
- Гипотезу подтвердили или опровергли?
- Какое новое понятие вы узнали?
-Можете ли вы утверждать, что понимаете, что такое плотность вещества?
-Достиг ли мы с вами цели, поставленной в начале урока? Выполнили ли задачи?
Рефлексия «Три М»
- Назовите три момента, которые у вас на уроке получились хорошо
- Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
8. Домашнее задание
П.22,Упр.7(3,5) Выполните домашнюю лабораторную работу «Определите плотность кусочка сахара».
Лист экспериментатора, ученика 7 класса
ФИ_____________________________________________________
1.Эксперимент по сравнению массы тел
Цель: Выяснить, зависит ли масса тела от объема
При помощи весов сравните массы двух цилиндров из железа, имеющих разные объемы. Запишите в таблицу значения их масс в граммах
№опыта | № тела | Объем | Масса, г |
1 | | меньше | |
2 | | больше | |
Вывод:
2 Эксперимент по сравнению масс тел, имеющих одинаковый объем, но изготовленных из разных веществ
Цель: Выяснить, зависит ли масса от вещества из которого сделано тело
№опыта | Вещество | Объем | Масса |
1 | алюминий | одинаковый | |
2 | латунь | одинаковый | |
Вывод:
Гипотеза:
Тема урока:
Цель урока:
Задачи:
Определение
Обозначение
Формула
3 Экспериментальное задание «Определение плотности бруска правильной формы»
Цель: определить плотность твердого тела правильной формы
Измерить с помощью линейки ширину, длину, высоту бруска
Вычислить объем
Найти массу с помощью весов
Вычислить плотность по формуле
Определить по таблице плотности стр.63 из какого материала сделан брусок
Ширина а,см | Длина, в,см | Высота h,см | V=авh, см3 | Масса, m,г | Плотность Ƿ=m/V |
| | | | | |
Вывод: ƿ=
Рефлексия «Три М»
- Назовите три момента, которые у вас на уроке получились хорошо
1.
2.
3.
- Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.
1.
Запишите Домашнее задание в дневник:
П.22,Упр.7(3,5) Выполните домашнюю лабораторную работу «Определите плотность кусочка сахара».