СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия "Климат и воды суши Австралии" (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия "Климат и воды суши Австралии" (7 класс)»

Тема урока: "Климат и воды суши Австралии" (7-й класс)


Содержание: общие закономерности климата. Сухость климата, ее основные причины. Климатические пояса и области Австралии. Воды суши.


Цели:

    • сформулировать понятие об общих особенностях климата, показав причины сухости;

    • выявить климатические пояса и области и объяснить причины их выделения;

    • познакомить учащихся с внутренними водами и показать их взаимосвязь с климатом;

    • совершенствовать работу с разными источниками географической информации;

    • содействовать воспитанию любознательности при изучении географии.


Оборудование: учебник, атласы, картины, таблицы, климатическая карта Австралии, физическая карта Австралии, глобус, выставка литературы, видеофильм "Австралия".


Тип урока: усвоение новых знаний

Форма проведения урока: урок-экскурсия.


"Австралия – страна наоборот...


ХОД УРОКА



1. Организационный момент.


Рассказ

учителя

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.

Наша "экспедиция", целью которой является изучение природы Австралии – этого необыкновенного материка – продолжает свое исследование. На прошлом уроке мы узнали историю исследования и заселения материка, выявили особенности формирования рельефа и узнали, какими полезными ископаемыми богат континент. Нам помогали "геологи", "геоморфологи" и "геобиографы".


Вопрос

3. Мотивация учебной деятельности.

Скажите, что по плану мы должны изучать на следующем уроке?

Да, действительно, климат и внутренние воды.


4. Сообщение темы, целей.

Итак, тема урока "Климат и внутренние воды Австралии". Главная наша цель: узнать общие особенности климата, объяснить причины сухости материка, выявить типы климата и климатические области, а также узнать, т.е. исследовать особенности внутренних вод. В "экспедиции" участвует весь класс, но главные наши "исследователи" – "климатологи" и "гидрологи". Они нам представят факты исследований, а мы сделаем выводы.


5. Изучение теоретического материала и его осмысление.

Итак, я, как "руководитель экспедиции", хочу представить "документы", с которыми мы работали, чтобы добиться цели. Перед вами карта климатических поясов Земли, атласы, таблицы, карты, рисунки, самые различные источники географической информации. Но для начала обсудим некоторые вопросы.


Фрональ-ная беседа







Работа

с климати-ческой картой


Заполнение

таблицы по ходу урока
















Работа с учебником

рис. 58, с. 170 рис. 59, с. 171




Фронталь-ная беседа









Сравнить

с Африкой









Практичес-кая работа










Сообщения групп





Видеофраг-менты

Фильма "Австралия"

  1. Что такое климат?

  2. Какие климатообразующие факторы вы знаете? (Солнечная радиация, циркуляция атмосфера и т.д.)

  3. Куда дуют пассаты и откуда?

  4. Какое направление имеют муссоны. Почему они возникают?

  5. Что показывают изотермы?

  6. В каких климатических поясах находится Австралия?

  7. Назовите климатообразующие факторы, влияющие на климат?

Представим себе, что мы в субэкваториальном климатическом поясе на севере Австралии: сейчас в Австралии лето.


Климатический пояс

Климатическая область




Расскажите о погоде на сегодня.


Отчет "климатологов".


1-й представитель: средняя to = + 25o, осадков до 1500 мм летом, сухо – зимой, четко выражены сезоны – сухой и влажный.


"Руководитель экспедиции":

С чем связано такое большое количество осадков во влажный период, т.е. летом? (Ответы учащихся).


2-й представитель: наша группа выяснила, что климат тропического пояса очень жаркий, здесь максимальные to достигают +48o, а средние to января +32o, осадков очень мало, менее 200мм. В этом поясе 2 климатических области: тропический пустынный и тропический влажный климат. (Проблема!).


"Руководитель экспедиции":

Чем можно объяснить это явление? (Ведь в тропическом поясе область высокого давления, потоки воздуха нисходящие. Влияние циркуляции атмосферы – пассат (но его влияние ограничено климатообразующим фактором – рельефом – Большим Водораздельным хребтом). На восточных склонах Большого Водораздельного хребта выпадают почти все осадки).

Где в Африке такая же область влажного тропического климата? (Ответы).


3-й представитель: Субтропический климатический пояс. В нем выделяют 3 климатические области: средиземноморского, континентального климата и с равномерным увлажнением (или влажный субтропический). (Далее дается характеристика климата).


В своих "полевых дневниках" отметим климатические пояса и области.


Вывод. Сухость климата объясняется географическим положением Австралии, вытянутостью с запад на восток, своеобразным рельефом на востоке (горы), влиянием циркуляции – пассатной и муссонной, океаническим течением.


Реки – зеркало климата


"Гидрологи".

1-й представитель: внутренние воды принадлежат трем бассейнам – Индийского, Тихого океанов и бассейну внутреннего стока. Реки пересыхают почти все, кроме тех, что находятся в горах. Очень много сухих русел "криков". Питание всех рек дождевое и подземное.


2-й представитель: река Муррей с притоком Дарлинг (рассказ о названии реки и ее характеристика).


3-й представитель: рассказ об озерах (о. Эйр) и подземных водах.


Шутка. Однажды аборигены на лоб упали 2 капли дождя, и он упал в обморок. Его невозможно было привести в чувство, пока не выплеснули в лицо 2 ведра пыли.

Уместна ли шутка к уроку?


Практическая работа

6. Закрепление знаний.

  1. На контурную карту нанести р. Муррей и о. Эйр.



7. Итог.

Мы познакомились с результатами исследований "климатологов" и "гидрологов", выявили главные особенности климата Австралии, узнали о внутренних водах этого континента.

Главный вывод: Австралия – сухой материк.


8. Оценивание.



9. Домашнее задание.

Группы "биогеографов" и "этнологов" готовят свои сообщения.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!