СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок экономики. 11 класс Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;
  • раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;
  • формировать умения чтения экономических графиков;
  • способствовать развитию экономического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики. 11 класс Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».»

Спрос - это желание (потребность) покупателей приобрести товар или услугу, по определенной цене в данный момент времени. Предложение это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Спрос

- это желание (потребность) покупателей приобрести товар или услугу, по определенной цене в данный момент времени.

Предложение

  • это желание производителя произвести и предложить

к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам

из ряда возможных цен в течение определённого периода

времени.

Равновесная цена Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене: цена, при которой спрос и предложение равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Равновесная цена

Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество

товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует

количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

При равновесной цене:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Цена за 1 кг, р Величина предложения, кг 50 1350 Величина спроса, кг 40 Ситуация на рынке 200 1150 35 950 Избыток 30 300 400 Избыток 800 25 Избыток 650 20 500 650 Избыток 450 15 Равновесие 300 850 10 Дефицит 1050 200 Дефицит 1200 Дефицит

Цена за 1 кг, р

Величина предложения, кг

50

1350

Величина спроса, кг

40

Ситуация на рынке

200

1150

35

950

Избыток

30

300

400

Избыток

800

25

Избыток

650

20

500

650

Избыток

450

15

Равновесие

300

850

10

Дефицит

1050

200

Дефицит

1200

Дефицит

 Акио Морита – певец конкуренции: «Когда мы начинали производить в Японии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали 100% рынка. Но, если бы такая ситуация сохранилась, это могло погубить нас. Мы начали продавать лицензии, и вскоре у нас оказалось только 30% рынка, но это уже был значительно разросшийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что не один американский промышленник не производит видеомагнитофоны… потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить развитие новых моделей. Когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений».

Акио Морита – певец конкуренции:

«Когда мы начинали производить в Японии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали 100% рынка.

Но, если бы такая ситуация сохранилась, это могло погубить нас. Мы начали продавать лицензии, и вскоре у нас оказалось только 30% рынка, но это уже был значительно разросшийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что не один американский промышленник не производит видеомагнитофоны… потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить развитие новых моделей.

Когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений».

«Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».  Адам Смит. Экономика 11 класс

«Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех,

которые можно выжать из покупателей

или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

Адам Смит.

Экономика 11 класс

Монополия — организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии. Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополия — организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

В условиях чистой монополии:

- отрасль состоит из одной фирмы (понятия фирма и отрасль совпадают)

- полный контроль над ценой

- отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов)

- барьеры для вступления в отрасль трудно преодолимы

Виды монополий:

- Закрытая монополия

Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. (ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время.)

- Естественная монополия

Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. (Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа...)

- Открытая монополия

Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. (В России это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС Россия ». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия » владеет всей сетью линий электропередач в стране.)

По существу монополист диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены. Вступление в данный рынок новых предприятий  блокируется экономическими, финансовыми, и другими  преградами.  Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует. Причина очевидна : он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
  • По существу монополист диктует цену на свою продукцию.
  • На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены.
  • Вступление в данный рынок новых предприятий

блокируется экономическими, финансовыми, и другими

преградами.

Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей.

  • Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует.

Причина очевидна : он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

- Установленные правительством законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот); - Наличие значительных затрат при осуществлении деятельности, которые не окупаются в условиях конкуренции; - Поглощение и слияние приводит к укрупнению компаний; - Применение политики протекционизма, которая защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

- Установленные правительством законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);

- Наличие значительных затрат при осуществлении деятельности, которые не окупаются в условиях конкуренции;

- Поглощение и слияние приводит к укрупнению компаний;

- Применение политики протекционизма, которая защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

При отсутствии конкуренции происходят негативные последствия для общества: - Отсутствие стимула для развития новых технологий; - Дефицит продукции; - Неэффективное расходование ресурсов; - Несправедливое распределение доходов. Поэтому правительства многих стран ограничивают формирование монополий при помощи антимонопольного законодательства. Антимонопольные законы приняты в большинстве государств мира. Они защищают интересы потребителей и способствуют стабильности экономики. Специальными государственными структурами осуществляются следующие действия: - Контролируются цены; - Предотвращается зависимость мелких компаний от крупных; - Отслеживается уровень конкуренции на рынке.

При отсутствии конкуренции происходят негативные последствия для общества:

- Отсутствие стимула для развития новых технологий;

- Дефицит продукции;

- Неэффективное расходование ресурсов;

- Несправедливое распределение доходов.

Поэтому правительства многих стран ограничивают формирование монополий при помощи антимонопольного законодательства. Антимонопольные законы приняты в большинстве государств мира. Они защищают интересы потребителей и способствуют стабильности экономики. Специальными государственными структурами осуществляются следующие действия:

- Контролируются цены;

- Предотвращается зависимость мелких компаний от крупных;

- Отслеживается уровень конкуренции на рынке.

Положительные стороны монополии

Отрицательные стороны

монополии

Когда компания занимает позицию лидера на рынке, это позволяет ей диктовать свои условия

Производитель имеет возможность компенсировать издержки производства за счёт потребителей, увеличив отпускную цену

Максимальная устойчивость к кризисам в экономике

Монополист может получить дополнительную прибыль, снизив качество своей продукции

У крупных монополистов достаточно средств на модернизацию производства. Это способствует повышению эффективности и повышению качества продукции

Увеличивается объём производства, снижаются издержки и ресурсные затраты

Отсутствует научно-технический прогресс в производственной деятельности, так как нет конкурентов на рынке

В производственном процессе используют единые стандарты, выполнение которых отслеживается на всех этапах.

Оптимизация производства. Автоматизированные технологические линии внедряются монополистами в производство. Это ускоряет производственный процесс, наращивает объём выпускаемой продукции, тем самым предотвращается дефицит. В результате происходит снижение стоимости товара

Искусственно создаётся дефицит. Для оправдания завышенной стоимости монополист снижает объём производства. Растёт спрос на уникальную продукцию, а монополист извлекает сверхприбыль

Осуществление научных исследований и разработок. Монополист имеет всё для положительного влияния на развитие отрасли: лучших специалистов, финансовые возможности, протекцию государства

Монополист, как правило: устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке; производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в условиях совершенной конкуренции; страдают потребители, которые вынуждены покупать товары по высоким ценам и не всегда высокого качества.

Монополист, как правило:

устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке;

производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в условиях совершенной конкуренции;

страдают потребители, которые вынуждены покупать товары по высоким ценам и не всегда высокого качества.

От компании-монополиста зависит положение в отрасли и государственная экономика в целом. На то, каким окажется это влияние: благоприятным или разрушительным, влияет добросовестность руководителей этого предприятия.

От компании-монополиста зависит положение в отрасли и государственная экономика в целом.

На то, каким окажется это влияние: благоприятным или разрушительным, влияет добросовестность руководителей этого предприятия.

У чебник стр. 120 – 127 повторить. Ответить на вопросы стр. 127.

У чебник стр. 120 – 127 повторить. Ответить на вопросы стр. 127.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!