СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок доброты, посвященный 100-летию со дня рождения А.Я.Яшина в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к 100-летию А.Я.Яшина. Можно использовать для уроков внеклассного чтения не только в 8 классе, но и во всем среднем звене.

Просмотр содержимого документа
«Урок доброты, посвященный 100-летию со дня рождения А.Я.Яшина в 8 классе»

Урок доброты, посвященный 100-летию со дня рождения А.Я.Яшина в 8 классе

Учитель высшей категории МБОУ «Дуниловская ООШ»

Московкина Лидия Ивановна

“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)

Цель урока: выяснить, что заключается в понятии «доброта» и как оно показано в произведениях русской литературы и устного народного творчества

Задачи урока

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Яшина;

-развивать кругозор учащихся и их стремления использовать справочную, публицистическую литературу и произведения устного народного творчества

2. Развивающие:

- продолжить формировать навыки и умения структурировать и отбирать материал, обобщать, делать выводы;

- обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;

- развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах

3. Воспитательные:

- воспитывать стремление к деятельному добру, добрым поступкам;

- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;

- совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого





Тип урока: урок-мастерская Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 2 группы)



Пояснительная записка.

Данный урок является одним из уроков внеклассного чтения и играет немалую роль в формировании мировоззрения и мировосприятия учащихся. Включает в себя технологии развития критического и образного мышления, фронтальную и групповую работу учащихся. Результатом урока стало создание творческих работ

Ход урока

Рисунки под названием «Доброта», заранее приготовленные детьми, развешены на стенах

--Слово учителя о жизни А.Яшина и его творчестве



На доске написаны слова: «Спешите делать добрые дела»



--К этим словам мы вернемся в конце урока. А пока пусть они будут эпиграфом нашей сегодняшней работы.

-- А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Что такое доброта? Обсудите в группах и поделитесь мнениями с другими. Понравившиеся мысли записывайте на своих листах

- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-Подберите однокоренные слова к слову «Доброта» и объясните смысл этих слов.

( Материал записывается учителем на доске)

Добро - все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь. Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Доброхот - доброжелатель.

Добряк - добрый человек.

-Что значит “добрый человек”?

-Чем отличается “добрый человек” от “добренького”?

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Вот как много однокоренных слов.



- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.



-Из предложенных пословиц и высказываний известных людей выберите те, над которыми хочется поразмышлять, обсудить в группах. В качестве вывода запишите ответ на вопрос: чему учат пословицы?

— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

— Про доброе дело говори смело.

— Жизнь дана на добрые дела.

— Худо жить без доброго слова.

— Доброе слово лечит, а злое калечит.

— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

— Не одежда красит человека, а его добрые дела.

— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

— Добрые слова дороже богатства.

— В ком добра нет, в том и правды мало.

— Не ищи красоты, ищи доброты.

— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

----В добрый час молвить, в дурной промолчать.

----Кстати промолчать, что доброе слово сказать.

--- Добрые умирают, а дела их живут

Пословицы учат

хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;

шутить по- доброму;

не быть любопытным;

быть чистосердечным в отношении с собеседником;

не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.

--Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто.

Выберите1-2 высказывания, прочитайте, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. Обсудите в группах и выскажите свою точку зрения



В.А. Сухомлинский “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”.



Древнегреческий философ Демокрит «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом использоваться».



С.Я.Маршак «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет».



В.М.Шукшин «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла.»



«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Л.Н.Толстой «Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни».



Б.Паскаль «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить».



В.Сухомлинский «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души»



Древнегреческий философ Платон: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.



Иван Сергеевич Тургенев “ Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.



Жан Жак Руссо “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” Фазиль Искандер“Знания должны увеличиваться с добротой”



Вильям Шекспир «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе»



Лев Толстой “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”



Блейз Паскаль «Делая добро, будь благодарен за это»



--Выберите понравившееся стихотворение и сравните его со стихотворением А.Яшина

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту



Добрых людей, как всегда, не хватает...

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут. Генрих Акулов





Доброта

Потерян смысл слова доброта,

Ведь нынче с целью все поступки.

«Да, друг, я помогу тебе сполна...

А ты мне сделаешь уступки.»

Чтоб взять другого доброту,

Эх, надо быть богатым мне.

За помощь человека хоть одну,

Отдашь, как минимум ты две.

О, да, напуган ею я серьёзно.

Ведь в наше время доброта,

От всех исходит молниеносно,

А искренья она, лишь иногда.



Навязчиво так все суют её,

Не думая — нужна она тебе.

Но зная, что теперь своё,

Они возьмут с тебя вполне. Генрих Акулов



Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом.

Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом. Андрей Дементьев





ДАРИТЕ, ЛЮДИ, ДОБРОТУ!

Храните, Люди, красоту!

Она дается вам от Бога,

Какой бы не была дорога,

Храните, Люди, красоту!



Дарите, Люди, доброту!

Дарите щедро, без утайки

И богачу, и попрошайке,

Дарите, Люди, доброту!



Имейте и храните честь!

Живите сердцем, и, мечтайте!

Любите, ждите и прощайте,

Не забывая слово "честь".

Дарите женщинам цветы!

Дарите ласку и вниманье,

В час нежной встречи, в миг прощанья,

Дарите женщинам цветы!



Дарите милому Любовь!

И лесть от дружбы отличайте,

Улыбкой солнечной встречайте,

Дарите милому Любовь!



Храните, Люди, красоту!

Дарите, Люди, доброту!

Живите сердцем, и, мечтайте,

И каждый час, и каждый миг

С Любовью новый день встречайте,

Чтоб не угас в душе родник!









А.Чепуров:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом.

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!



Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою Доброты,

И радость помоги найти кому-то.



Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.



Чтобы сердце горело

А не тлело во мгле

Все вместе: Делай доброе дело -

Тем живем на земле.



Как праздник, как счастье, как чудо

Идет доброта по земле,

Все вместе: И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.



СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА



А.Яшин

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, —

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!





Подготовьте выразительное чтение. Запишите понравившиеся вам мысли



- Каким делает человека доброта?



IX. Итог урока



Возвращаясь к эпиграфу нашего урока и основываясь на записанном материале, напишите сочинение и озаглавьте его.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!