СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок доброты "Если я человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой разработку классного часа из серии "Уроки доброты". На данном уроке формируется понятие "Благотворительность", показывается роль благотворительности в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Урок доброты "Если я человек"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 имени Героя Советского союза П.С.Кузуба

станицы Петровской муниципального образования Славянский район













Методическая разработка классного часа

«Если я ЧЕЛОВЕК»

























2018г



ФИО педагога: Ляшко Людмила Борисовна

Учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 ст. Петровской

Внеклассное мероприятие: классный час

Время проведения- декабрь месяц( конец декабря)

Возраст участников-8- 10 лет

Степень вовлеченности учащихся- средняя. В первом классе дети познакомились с понятиями: «Милосердие», «Добро» в ходе воспитательных мероприятий и по азбуке нравственности «Если я ЧЕЛОВЕК»

В 1 классе дети участвовали в акциях : « Подари библиотеке книгу»,« Операция «Кормушка» ,«Игрушка для Миши». (Миша- одноклассник из многодетной семьи( 9 детей), у которого нет дома игрушек. Каждый ребенок класса подарил ему по несколько игрушек.

Во 2 классе родительский коллектив учащихся принял участие в благотворительном марафоне по сбору средств на лечение земляка, военнослужащего Кузнецова Стаса.

Цель: способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению благотворительных поступков.


Задачи: 1. Раскрыть понятие «благотворительность»;

2. Формирование представлений учащихся о благотворительности, как естественном процессе в жизни людей;

3. Рассказать и показать на примерах роль благотворительности в современной жизни;

4. Способствовать развитию нравственных качеств- доброты, милосердия, сострадания.

5. Побудить учащихся заниматься благотворительной деятельностью.

Планируемые результаты учебно- воспитательной деятельности:

Предметные:

-Сформированность правильного представления о благотворительности, как необходимом и естественном явлении в жизни человека; знакомство учащихся с формами благотворительности;

Личностные:

- Формирование гражданской активности, осознание необходимости бескорыстной помощи нуждающимся, на пользу другим; умение видеть проблему и находить пути ее решения;

Регулятивные:

- Умение организовывать и планировать свою деятельность, рассчитывать свои возможности и контролировать свои действия;

Познавательные:

- Выделение необходимой  информации, структурирование знаний, осознание и произвольное  построение речевых  высказываний  в устной форме, моделирование, построение цепи   логических рассуждений;

Коммуникативные:

-Доброе отношение детей друг к другу, учителю; умение слушать товарища, взрослого; выражать свои мысли и чувства;

Используемые методы: словесные (диалог, монолог),эвристический, проектный метод, творческая задача, метод презентации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, запись фильма «Маленькая принцесса», музыкальная запись песни «Дорогою Добра», толковый словарь Ожегова С.И.


Методический комментарий:

Просмотр кинофильмов и последующее их обсуждение имеет большой воспитательный потенциал. Мудрых, добрых отечественных фильмов достаточно много, их смело можно использовать в воспитательном процессе. Главное, просмотры должны быть не формальные, а с дальнейшим обсуждением, выводами, обобщениями, анализом. Дети с интересом смотрят отечественные фильмы, сказки и обсуждают увиденное, выражают свое отношение к событиям, показанным в картине.

В начале декабря на внеурочных занятиях или классных часах дети смотрели фильм «Маленькая принцесса» киностудии «Глобус», режиссера Владимира Грамматикова.

Ежедневный просмотр составляет не более 10 минут. После каждого просмотра проводится беседа, позволяющая сформировать правильное восприятие фильма, обращается внимание на характер героев, их поступки.

Примерные вопросы по содержанию сюжетов(1-3 просмотр)

1 занятие.

Вводная беседа:

- Ребята, сегодня мы будем смотреть фильм, который называется «Маленькая принцесса». Как вы думаете, о ком будет фильм?

- Назовите сказки, в которых главная героиня- принцесса. ( «Принцесса на горошине», «Капризная принцесса», «Двенадцать месяцев», «Рапунцель» и т.д.)

-Какими показаны принцессы во многих сказках?( Капризными, жадными, вредными и даже злыми).

- Сегодня мы посмотрим еще одну сказку ,а может и не сказку о принцессе. И не случайно мы ее начинаем смотреть в декабре, в преддверии Нового года, а в Новый год, случаются разные чудеса. Будьте внимательны, старайтесь запомнить каждый момент фильма.

Просмотр фильма( не более 10 минут). Обязательно после просмотра выдерживать паузу, посмотреть реакцию детей на фильм во время просмотра и после него, дать детям возможность самостоятельно начать обсуждение.

Обязательно обращать внимание на поступки Сары и ее отношение к окружающим людям.

Беседа по содержанию фрагмента.

- Где происходят события? Сколько лет назад происходили события, показанные в фильм?

- Была ли Сара дочерью короля- принцессой?( нет. Это была просто девочка).

- Как потом стали назвать Сару жители города? (Маленькая принцесса)

-Интересно ли вам узнать, как Сара из простой девочки превратилась в принцессу и вообще, такое может быть?

Давайте запишем этот вопрос на доске и посмотрев фильм, мы должны ответить на него- Почему жители назвали Сару принцессой?

( Учитель записывает вопрос на доске)

- Что вы узнали о семье Сары?

-Вы обратили внимание, кто подошел к Саре, когда она вышла из кареты?

- Что дала ей Сара? Спросила ли ее Сара о чем-нибудь? Как вы думаете, почему?

- Чем увлекалась Сара?

- Кому интересно посмотреть фильм дальше?

2 занятие

Дети вспоминают сюжет фильма и смотрят следующий сюжет(10 минут)

-Какой момент фильма был очень грустным?

-Была ли истерика у Сары из-за разлуки с папой, как сказала настоятельница приюта? Это говорит о какой черте характера Сары?

- Что вы еще узнали о главной героине?

- За что настоятельница сделала замечание девочке во время обеда?

- Благодаря какой черте характера у главной героини появилась подруга?

- Кто заметил еще одну девочку в фильме? Какую работу она выполняла? Как была одета? Какой чувство возникло у вас при виде этой девочки?

3 занятие

- Что вы нового узнали о Саре?

- Какое сердце было у этой девочки? Какие эпизоды данного фрагмента это подтверждают?

- Какие слова сказала Бекки Сара, удивив ее?

- Есть ли девочки, которым не нравится Сара Кру?

Таких просмотров будет 7, после последнего, 7-го просмотра, проводится классный час «Если я человек»

Содержание классного часа

I Вводный этап

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

2. Определение темы и цели классного часа.

- Мы с вами посмотрели фильм «Маленькая принцесса».

- Какие герои вам больше всего понравились? Чем?

- Этот фильм еще раз доказал нам, что добро всегда побеждает……(пауза)( зло)

- Была ли Сара похожа на принцесс, о которых мы читали в сказках и говорили перед первым просмотром фильма? (нет. Сара была доброй, а принцессы из сказок не всегда добрые).

- На какой вопрос мы не ответили?

- Давайте определим тему нашего классного часа.


II. Основная часть.

1.Беседа по содержанию фильма.

- По каким признакам можно разделить на две группы героев фильма?(Добрые и злые)

- В какой группе героев больше?

- Главная героиня фильма – Сара Кру. Что вы узнали о ее жизни? ( рано осталась без мамы, жила с папой в Индии, была умной и образованной девочкой, очень доброй и т.д.)

- Вы обратили внимание, что Сара была из богатой семьи? Откуда это видно?( красиво одета, папа покупал ей игрушки, книги, у нее своя была комната и т.д)

- Но каким самым главным богатством владела Сара?( она была доброй девочкой. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель помогает наводящими вопросами, например - почему у Сары было много друзей? Как она относилась к девочкам в приюте? и т.д.)

- Верно, ребята. Сара была из богатой семьи, но это не помешало ей быть доброй, отзывчивой, милосердной.

- Ребята, а в каких поступках проявлялась доброта Сары? Приведите примеры. ( всегда улыбалась людям, могла успокоить и пожалеть, тех ,кому было очень трудно, делала подарки девочкам, давала деньги и покупала пирожки нищей девочке и т.д.)

2. Работа по формированию понятия «благотворительность».

- На Руси добрые дела назывались «благими». До наших дней дошли слова с корнем «благо». И все слова, которые начинаются с корня «благо» обозначают нечто хорошее, приятное, доброе, полезное.

- Положите перед собой лист, на котором написаны слова. (приложение 1) Эти слова я взяла из словаря Ожегова. Прочитайте их и постарайтесь найти знакомые вам слова с корнем «благ». (Дети работают в парах. Читают слова и выбирают знакомые слова с корнем «благо». Если дети затрудняются, помогает учитель.)

Можно обратить внимание детей на несколько знакомых слов- благоуханный, т.е. хорошо и приятно пахнущий.

- Поздравляя близких и родных мы желаем им благополучия- всего хорошего, счастливого.

- Вот какой чудесный корень «благо».

- Можно ли сказать, что Сара делала благие дела?( да, можно, т.к. она делала много добрых дел).

- Посмотрите на слова, которые написаны на доске: делать, свершать, создавать, творить, мастерить. Найдите слова, в которых рядом с корнем «благо» стоит одно из этих слов. Скажу сразу,- это сложное слово, состоящее из двух коней. (дети легко находят слова- благотворительность, благотворительный)

- Правильно, ребята. Это слово- благотворительный. Одно из красивейших слов русского языка. Произнесите его несколько раз. (Дети произносят слово). Подчеркните это слово красным карандашом.

- Давайте узнаем значение слова «благотворительность». Учитель дает одному ученику словарь, он читает –

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ- 1. О действиях, поступках: безвозмездный, направленный на общественную пользу. Благотворительный концерт. Благотворительная деятельность. 2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим. Благотворительное учреждение.

- Ребята, обратите внимание, благотворительные действия, поступки это безвозмездные дела, т.е. просто так, даром.


3. Уточнение представлений о благотворительности


- Ребята, кто понял, почему о Саре узнали все жители Лондона? (Она сделала много добрых дел)

- Сара ждала награды за свои добрые дела?(Нет. Она делала их и не думала о наградах)

- Значит, можно утверждать, что Сара делала благотворительные поступки?

-Совершая благотворительный поступок, мы не должны ждать награды, благодарности, тем более платы. Часто люди совершают благотворительные поступки для совершенно незнакомых людей, которых они, может, никогда не увидят.

- Я хочу посмотреть с вами один эпизод из фильма, мы сейчас опять увидим Сару. Обратите внимание, какие распоряжения дала девочка, когда стала компаньоном друга папы.

Дети смотрят фрагмент фильма. (приложение 2)

- Какие благотворительные дела сделала Сара? ( взяла на себя расходы по содержанию и образованию Бекки, поставила тележку напротив булочной, где будет лежать хлеб для голодных и бездомных, стала помогать Анни- девочке, у которых нет родных).

-Обратите внимание- благотворительное дело может в корне изменить жизнь человека.

- Чью жизнь смогла изменить Сара? ( Бекки, Анни, совсем не знакомых людей, которых спасет от голода, а может даже и от смерти тележка с хлебом)

- Какими чертами обладает человек, который сделал благотворительное дело?

Игра « Цветок благотворительности»


- Подумайте, какими качествами, должен обладать человек, который

На доске прикреплены лепестки цветка, на котором написаны слова: доброта, милосердие, грубость, человечность, скупость, внимание, сострадание,  вспыльчивость, благородство, патриотизм, уважение, великодушие,  миролюбие, бессердечность, злорадство, эгоизм, хвастовство, ложь, зависть.

Дети выходят к доске и к кругу, на котором написано слово «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» и прикрепляют нужные лепестки.


- Обладала ли Сара Кру данными качествами? Приведите пример.


Физминутка. Дети выполняют движения и поют песню «Дорогою добра»


4. Работа по формированию представлений роли о благотворительности в современной жизни. ( Презентация. Приложение 3)

Рассказ учителя:

Жизнь, не мыслима без благотворительности. К сожалению, в мире много людей, которые нуждаются в благотворительной помощи. Благотворительность появилось на Руси еще в древние времена. Люди, у которых было больше чего –либо делились с людьми, у которых этого было мало.

(слайд 1)



















Людей, которые активно занимались благотворительными делами, раньше называли меценатами.

Сейчас в России много людей, которые по зову своего сердца готовы безвозмездно помогать тем, кто нуждается в помощи.

Многие известные люди создают благотворительные фонды. Задача этих фондов- сбор средств и оказание помощи нуждающимся в дорогостоящих операциях, лечении. (слайд 2)







На 5 канале каждый четверг проходит акция «День добрых дел»

Знаменитые артисты призывают всех принять участие в сборе средств на лечение детей.

( Слайд 3,ссылка на сайт канала. Можно включить обращение любого артиста)



















https://www.5-tv.ru/ddd/


Ваши родители и многие жители нашего района оказали благотворительную помощь нашему земляку, военнослужащему Кузнецову Стасу.

Стас заболел страшной болезнью. Врачи обнаружили у него рак крови. Требовалась дорогостоящая операция. Таких денег у семьи Стаса не было.

Друзья Стаса, его сестра обратились к жителям района с просьбой помочь семье собрать деньги на операцию. Вы видели листовки, призывающие не быть равнодушными и собрать деньги. И деньги были собраны. Многие жители района, в том числе ваши родители и я, оказали благотворительную помощь, и нужная сумма была собрана. Сейчас Стасу уже сделали операцию. Он идет на поправку и скоро его выпишут. А ведь без благотворительной помощи Стас мог просто умереть.


И таких примеров можно привести много. Благодаря благотворительности помощи люди спасают много взрослых и детей.

- А только ли люди нуждаются в благотворительной помощи?

- Посмотрите на этот слайд. (слайд 4) (Дети рассматривают слайд, среди фотографий, фотография детей, на которой они узнают себя )































- Животным тоже нужна помощь человека. Есть люди, которые взяв себе щенка, ухаживают за ним, пока он маленький. А потом, когда щенок вырастает и становится взрослой собакой, его могут просто выбросить. Могут выбросить собачку, которая попала в беду. Представляете? Выбросить! Животные тоже нуждаются в помощи и поэтому создаются фонды помощи бездомным животным.

- Мы тоже с вами делаем благотворительные дела, незаметно для себя. Вспомните, какие мы благотворительные операции с вами провели?

(Операция «Зернышко», «Подари библиотеке книгу», собирали Мише игрушки)

- Значит, мы тоже с вами занимаемся благотворительностью. Значит, у вас добрые сердца и ваши сердца наделены качествами, которые записаны на лепестках цветка благотворительности.

Это сложно было?( нет, даже интересно и приятно)

-Человек, делая благотворительное дело, становится добрее, душа у этого человека светлая и чистая. Таким людям интереснее и радостнее жить на свете.

Задача «Сердце».

-У вас на партах лежат сердечки. Рассмотрите их внимательно. Поднимите их вверх. У всех целое сердце, а значит, здоровое. У меня тоже есть сердечко. Оно тоже целое и здоровое.

-А вот у меня сердечко одной девочки.( учитель показывает сердечко, у которого вырезан кусочек) Обратите внимание, кусочка не хватает в сердце девочки, оно не совсем здорово. Давайте подумаем, как нам помочь девочке и вылечить ее сердце?

Методический комментарий:

Обязательно учитель выдерживает педагогическую паузу. Дети думают на проблемой. Если дети затрудняются, учитель делает небольшую подсказку- если не хватает маленького кусочка, то для сердца это не страшно, а вот если не хватает кусочка большого, то это сердечко станет больным. Если у детей есть затруднения и после подсказки, учитель отрывает кусочек от своего сердца и приклеивает его на пустое место сердце девочки. Обращает внимание детей, что сердце девочки стало здоровее.

После действий учителя, дети тоже оторвут по кусочку от своего сердца и приклеят к сердцу девочки. Получится мозаика из кусочков в сердце девочки.

- Посмотрите ребята, мы вместе спасли сердце девочки. Мог ее спасти один человек?

-Вот так и в благотворительных делах. Каждый человек, оказывающий благотворительную помощь, отдает маленькую крупицу от себя. Люди посылают по смс небольшие суммы денег- 50 р,100р, 200 р. Но если таких людей будет много, то сумма наберется большая. Часто денег, которые присылают для помощи одному человеку, хватает нескольким больным людям.

III. Заключение.

- Ребята, кто понял, почему жители Лондона простую девочку назвали «принцессой»? ( она помогала тем, кто нуждался в ее помощи, занималась благотворительностью- сделала много для незнакомых людей.)

- Какую вы можете оказать благотворительную помощь тем, кто нуждается в ней? Ведь деньги вы еще не зарабатываете сами. Пусть это будет маленькое дело, но оно должно помочь нуждающимся. (Купить булочку товарищу ,у которого нет денег, подарить карандаш или ручку, тому, у кого ее нет, покормить бездомную собаку во дворе, покормить птиц и т.д.)

-Есть такое хорошее выражение – «Спешите делать добро!» Вот я вас и призываю- делайте добро, помогайте нуждающимся, делайте это от чистого сердца. Благотворительность должна стать нормой жизни каждого человека и тогда на Земле будет больше добра, улыбок, счастья, радости. Отдавая, человек приобретает намного больше, чем он отдал- сердце его наполняется добротой.

- Приближается волшебный праздник Новый год. Этот праздник волшебный, потому что каждый ждет чуда. Вы пишите письма Деду Морозу, просите у него себе подарки. У меня тоже есть письмо. ( показывает детям) Давайте подумаем, какой подарок мы можем у него попросить, чтобы он был полезен для всех ребят нашей школы. (Дети выдвигают свои версии, учитель тоже может выдвинуть свою версию подарка. Мы попросили несколько книг для библиотеки т.к. школьный фонд очень скудный, книг ля детей мало)

- С каким понятием мы познакомились сегодня? (благотворительность)

- Трудно ли делать благотворительные дела?

- Продолжите фразу : « Если я человек, то я должен…..( помочь, тем, кто нуждается в помощи, делать благотворительные дела и т.д.)

Последействие:

На родительском собрании учитель ставит перед родителями проблемную задачу- как организовать поздравление с Новым годом Мише и его братьям и сестрам( в семье 9 детей). Родители предложили купить от каждой семьи по несколько конфет и сложить их в один пакет. Дети, вместе с родителями выбирали лучшие конфеты для Миши и его братьев и сестер. Получился огромный пакет подарков, который родители вместе с детьми вручили Мише после праздника. Дети дарят Мише игрушки, делятся сладостями, угощают булочками и пирожками.

Родители класса и дети активно помогают семье Миши. В августе месяце каждая семья купила Мише школьные принадлежности. Родители оплатили Мише пошив школьной формы. Родители оплачивают Мише поездки и экскурсии в театры ,цирк, дельфинарий.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!