ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В соответствии ФГОС по истории России
В условиях включения историко-культурного стандарта
Автор-составитель: Ремизов Андрей Андреевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Осиновская основная школа»
Предмет: история (история России)
Класс: 8 (восьмой)
Дата проведения: по календарно-тематическому планированию 22.02.2023 года.
Урок № __ (§26): «Российская наука в XVIII веке»
Учебник: Захаров В.Н, Пчёлов Е.В. История России XVIII век. – М.: Русское Слово 2019
Цель урока: Формирование представления о состоянии, особенностях и роли российской науки в Российской Империи в XVIII веке.
: Задачи:
Обучающие
Ознакомить учащихся с новым знанием о истории становления российской науки в XVIII веке, сведениями о выдающихся учёных, исследователях, изобретателях и их достижениях.
Научить учащихся работать индивидуально, в парах и группами.
Способствовать умению оценивать результаты своей учебной деятельности.
Сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач.
Развивающие:
Развитие умения находить информацию, умения работать в новыми текстовыми и визуальными материалами.
Развивать умение систематизировать информацию и делать выводы.
Развитие умения дополнять информацию.
Воспитательные
Выявить значение научных, инженерно-технических и географических достижений для истории России и становления Русского государства в том числе на эмоционально уровне.
Сформировать познавательный интерес к историческим, техническим, географическим дисциплинам.
Воспитание чувства гордости за достижения отечественных исследователей.
Прививание ответственного и деликатного отношения к одноклассникам и, в частности, напарникам по парной работе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, письменная работа на листах, работа с атласом
Необходимое техническое оборудование: рабочее место учителя, компьютер.
В урок включена межпредметная интеграция - введение в речевой оборот фактов и терминов их дисциплин: География, Биология, Физика.
СТУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Компетенции УУД |
I этап Организационно-мотивационный Этап включения учеников в процесс обучения 2 минуты | Приветственное слово Вопрос: «На самом первом занятии в этом учебном году мы узнали почему XVIII век называют «эпохой Просвещения». Помните ли вы почему?» В случае выявления некорректной формулировки, учитель поправляет ответ. | Оживление, проявление интереса, высказывание ответа на поставленные учителем вопросы Примерный вариант ответа: «Эпоха просвещения – период истории, в который произошёл отказ от «божественной» средневековой картины мира и переход к «рациональной». Иначе: Эпоха просвещения – время распространения научного знания и научного подхода. | Личностные – смысловая ориентация на уроке. Коммуникативные – точное выражение своих мыслей. |
II этап. Постановка Цели и задач: Выносится проблема, выводящая учеников на самостоятельную постановку целей занятия. Демонстрация ЗУН по предыдущим темам 4-5 минут | Вступительное слово учителя, раскрывающее последовательность этапов проникновения идей просвещения в умы русских людей XVIII века и роль иностранных учёных в становлении отечественной науки и обучении первых русских исследователей в разных научных сферах. Вопрос №1: Какие направления научных исследований вам известны? Вопрос №2. Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок? | Слушают, анализируют, вспоминают, дополняют. Примерные варианты ответов: Ответ№1. География, Медицина, Инженерия, Гуманитарные дисциплины. Ответ №2. Формулируют цели и задачи. | Регулятивные – постановка целей и задач. Коммуникационные – точное выражение своих мыслей. |
Этап III Ознакомление с новыми знаниями 25 минут | В рамках реализации этапа учителем применяется интерактивный приём «информационная карусель»: Ученики разбиваются [методом случайных чисел] на 4 пары-группы [класс малокомплектный] Каждая группа получает лист со схемой-кластером [Приложение №1]. Задание: 1-й этап: Каждая группа в течение 10 минут, работая с 26 текстом §26, ищет информацию о учёных и инженерах, а также их Географических, Медицинских, Технических, Гуманитарных достижениях. Информация вносится в кластер. 2-й этап. По истечение 7 минут, лист передаётся следующей группе. Информация проверяется и дополняется. Отведённое время уменьшается: 5 минут. 3-й этап. Очередная смена. Задача идентичная. Время: 3 минут 4-й этап. Смена. Задача идентичная. Время 4 минуты Лист с исправленными и дополненными ответами возвращается к изначальным владельцам. | Делятся на группы. Каждая группа распределяет роли и ответственность за действия: Работают с §26. Фиксируют ответы в схеме-кластере. Обмениваются рабочими листами. Сверяют информацию. Дополняют информацию. | Познавательные – поиск информации. Коммуникационные – работа с товарищем по команде и [косвенно] остальным классом. Регулятивные – дополнение информации. |
IV этап усвоение новых знаний. 6-7 минут. | Фронтальный опрос: Информация по всем пунктам кластера сверяется. Инженерные конструкции такие как: Часы-Павлин, Паровая машина Ползунова, станки Нартова, для создания визуального образа демонстрируются на экране компьютера. | Озвучивают информацию из кластера. Смотрят видеозапись «Часы Павлин», по предоставленным изображениям под руководством учителя изучают конструктивные особенности остальных машин. | Коммуникативные Познавательные |
V этап. Закрепление. 4-5 минут. | В рамках прививания читательской грамотности, ученикам предлагается выполнить закрепляющее задание «Исправление ошибок текста» [Приложение №2] Домашнее задание. Ознакомиться ещё раз с §26, подготовиться к устному пересказу [индивидуальный опрос] | Индивидуально выполняют задание. Записывают домашнее задание. | Личностные – самооценка. Регулятивные – коррекция усвоенной информации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Гуманитарные дисциплины
Инженерия
Медицина
География
исследования
Направления научной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Задание: Прочитайте и исправьте ошибки.
В XVIII веке Российская наука была представлена в основном русскими учёными, собравшимися в главном научном учреждении страны – Московской Академии наук. Среди исследователей просторов страны значительной величиной являлся датский моряк Витус Беринг, организовавший в 1732 году Сибирскую Экспедицию. Также в 1761 году Беринг нанёс на карту пролив между Азией и Америкой.
Бурно развивалась отечественная медицина. Помимо обязательных карантинных мероприятий в период эпидемий, начали применяться таблетки от оспы и чумы.
Прославились своими механическими поделками механикусы Кулибин и Ползунов. Паровая машина Ползунова оказалась настолько гениальным и продуманным изобретением, что поздней её скопировали английские инженеры., заложив основы английской промышленности.