СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 8 класса по теме: "Отечественная наука в XVIII веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка применялась в рамках открытого урока для 8 класса.Соответстувет ФГОС и добивается усвоения УУД

Просмотр содержимого документа
«Урок для 8 класса по теме: "Отечественная наука в XVIII веке"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В соответствии ФГОС по истории России

В условиях включения историко-культурного стандарта

Автор-составитель: Ремизов Андрей Андреевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Осиновская основная школа»

Предмет: история (история России)

Класс: 8 (восьмой)

Дата проведения: по календарно-тематическому планированию 22.02.2023 года.

Урок № __ (§26): «Российская наука в XVIII веке»

Учебник: Захаров В.Н, Пчёлов Е.В. История России XVIII век. – М.: Русское Слово 2019

Цель урока: Формирование представления о состоянии, особенностях и роли российской науки в Российской Империи в XVIII веке.

: Задачи:

Обучающие

  • Ознакомить учащихся с новым знанием о истории становления российской науки в XVIII веке, сведениями о выдающихся учёных, исследователях, изобретателях и их достижениях.

  • Научить учащихся работать индивидуально, в парах и группами.

  • Способствовать умению оценивать результаты своей учебной деятельности.

  • Сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач.



Развивающие:

  • Развитие умения находить информацию, умения работать в новыми текстовыми и визуальными материалами.

  • Развивать умение систематизировать информацию и делать выводы.

  • Развитие умения дополнять информацию.



Воспитательные

  • Выявить значение научных, инженерно-технических и географических достижений для истории России и становления Русского государства в том числе на эмоционально уровне.

  • Сформировать познавательный интерес к историческим, техническим, географическим дисциплинам.

  • Воспитание чувства гордости за достижения отечественных исследователей.

  • Прививание ответственного и деликатного отношения к одноклассникам и, в частности, напарникам по парной работе.



Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах, письменная работа на листах, работа с атласом

Необходимое техническое оборудование: рабочее место учителя, компьютер.

В урок включена межпредметная интеграция - введение в речевой оборот фактов и терминов их дисциплин: География, Биология, Физика.







СТУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап. Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Компетенции УУД

I этап Организационно-мотивационный

Этап включения учеников в процесс обучения


2 минуты


Приветственное слово

Вопрос: «На самом первом занятии в этом учебном году мы узнали почему XVIII век называют «эпохой Просвещения». Помните ли вы почему?»


В случае выявления некорректной формулировки, учитель поправляет ответ.

Оживление, проявление интереса, высказывание ответа на поставленные учителем вопросы


Примерный вариант ответа:

«Эпоха просвещения – период истории, в который произошёл отказ от «божественной» средневековой картины мира и переход к «рациональной». Иначе: Эпоха просвещения – время распространения научного знания и научного подхода.


Личностные – смысловая ориентация на уроке.

Коммуникативные – точное выражение своих мыслей.

II этап. Постановка Цели и задач:

Выносится проблема, выводящая учеников на самостоятельную постановку целей занятия.


Демонстрация ЗУН по предыдущим темам


4-5 минут


Вступительное слово учителя, раскрывающее последовательность этапов проникновения идей просвещения в умы русских людей XVIII века и роль иностранных учёных в становлении отечественной науки и обучении первых русских исследователей в разных научных сферах.


Вопрос №1: Какие направления научных исследований вам известны?

Вопрос №2. Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

Слушают, анализируют, вспоминают, дополняют.


Примерные варианты ответов:


Ответ№1. География, Медицина, Инженерия, Гуманитарные дисциплины.


Ответ №2. Формулируют цели и задачи.

Регулятивные – постановка целей и задач.

Коммуникационные – точное выражение своих мыслей.

Этап III

Ознакомление с новыми знаниями


25 минут

В рамках реализации этапа учителем применяется интерактивный приём «информационная карусель»:

Ученики разбиваются [методом случайных чисел] на 4 пары-группы [класс малокомплектный]

Каждая группа получает лист со схемой-кластером [Приложение №1].

Задание:

1-й этап: Каждая группа в течение 10 минут, работая с 26 текстом §26, ищет информацию о учёных и инженерах, а также их Географических, Медицинских, Технических, Гуманитарных достижениях. Информация вносится в кластер.

2-й этап. По истечение 7 минут, лист передаётся следующей группе. Информация проверяется и дополняется. Отведённое время уменьшается: 5 минут.

3-й этап. Очередная смена. Задача идентичная. Время: 3 минут

4-й этап. Смена. Задача идентичная. Время 4 минуты

Лист с исправленными и дополненными ответами возвращается к изначальным владельцам.

Делятся на группы. Каждая группа распределяет роли и ответственность за действия:


  • Работают с §26.

  • Фиксируют ответы в схеме-кластере.

  • Обмениваются рабочими листами.

  • Сверяют информацию.

  • Дополняют информацию.


Познавательные – поиск информации.

Коммуникационные – работа с товарищем по команде и [косвенно] остальным классом.

Регулятивные – дополнение информации.

IV этап усвоение новых знаний.


6-7 минут.

Фронтальный опрос: Информация по всем пунктам кластера сверяется. Инженерные конструкции такие как: Часы-Павлин, Паровая машина Ползунова, станки Нартова, для создания визуального образа демонстрируются на экране компьютера.

Озвучивают информацию из кластера.

Смотрят видеозапись «Часы Павлин», по предоставленным изображениям под руководством учителя изучают конструктивные особенности остальных машин.

Коммуникативные

Познавательные

V этап. Закрепление.


4-5 минут.

В рамках прививания читательской грамотности, ученикам предлагается выполнить закрепляющее задание «Исправление ошибок текста» [Приложение №2]


Домашнее задание.

Ознакомиться ещё раз с §26, подготовиться к устному пересказу [индивидуальный опрос]



Индивидуально выполняют задание.

Записывают домашнее задание.


Личностные – самооценка.

Регулятивные – коррекция усвоенной информации.









ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Гуманитарные дисциплины

Инженерия

Медицина

География

исследования

Направления научной деятельности





















































ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задание: Прочитайте и исправьте ошибки.

В XVIII веке Российская наука была представлена в основном русскими учёными, собравшимися в главном научном учреждении страны – Московской Академии наук. Среди исследователей просторов страны значительной величиной являлся датский моряк Витус Беринг, организовавший в 1732 году Сибирскую Экспедицию. Также в 1761 году Беринг нанёс на карту пролив между Азией и Америкой.

Бурно развивалась отечественная медицина. Помимо обязательных карантинных мероприятий в период эпидемий, начали применяться таблетки от оспы и чумы.

Прославились своими механическими поделками механикусы Кулибин и Ползунов. Паровая машина Ползунова оказалась настолько гениальным и продуманным изобретением, что поздней её скопировали английские инженеры., заложив основы английской промышленности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!