СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 7 класса на тему: "Подцарство Высшие растения. Особенности высших споровых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются вопросы эволюции высших споровых растений, даётся общая характеристика высшим споровым растениям. Урок разработан с применением технологий проблемного обучения, учебно-поисковой деятельности, развития критического мышления. Для закрепления знаний предлагается организация работы учащихся в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 7 класса на тему: "Подцарство Высшие растения. Особенности высших споровых растений"»

Урок биологии в 7 классе

Тема урока: «Подцарство высшие растения.

Особенности высших споровых растений»

Цели урока: 

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений;

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к природе, всему живому, что нас окружает; развивать уважительное отношение к живым организмам.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы организации учебной деятельности: Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

Наглядные (рисунки, таблицы, комнатные растения);

Практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник для 7 класса, рисунки и таблицы с изображением высших растений, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения.

Базовые понятия и термины: высшие растения, риниофиты, спорофит, гаметофит, спорангии, споры, гаметы, оплодотворение, зигота.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин). Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу.

II. Актуализация знаний (3-4 мин).

Мозговой штурм.

Учитель: Давайте вспомним, какие изменения на Земле связаны с жизнедеятельностью водорослей в течение многих лет?

Учащиеся: формирование озонового экрана в результате фотосинтеза, участие в образовании осадочных пород (например, диатомовые водоросли, некоторые красные).

Учитель: Когда произошел выход растений на сушу? (в конце палеозойской эры)

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, а почему же растения не могли появиться на суше раньше, или одновременно с водорослями? Учащиеся предполагают: так как не было условий для обитания на суше, а именно, озонового экрана, ультрафиолетовые лучи убивали все живое, водоросли могли жить в водоёмах, потому что от этих лучей их защищал слой воды; после формирования озонового слоя появилась возможность выхода растений на сушу.

III. Изучение нового материала (проблемное изложение) (20-25 мин).

1. Особенности эволюции высших растений.

Проблемная ситуация:

Учитель: Как вы думаете, с какими проблемами столкнулись водные организмы в процессе освоения наземно-воздушной среды?

Для решения данной проблемной ситуации, необходимо обсудить, каковы особенности наземно-воздушной среды обитания:

- более низкая плотность;

- дефицит воды;

- резкие колебания температур.

Таким образом, растениям необходимо было:

- защищаться от высыхания;

- закрепляться в почве;

- опора для поддержания тела;

- развитие тканей для поглощения воды и минеральных веществ из почвы.

Учащиеся под контролем учителя делают вывод: у высших растений, с освоением суши, появились ткани (например, покровные - защита от высыхания, механические - опорная функция, проводящие - для транспорта веществ и др.) и различные органы (например, корень, стебель, листья и др.).

Работа с учебником.

Учитель: Ребята, с помощью учебника (стр.34) скажите, как называются первые наземные растения (риниофиты), каковы их особенности строения?

2. Особенности классификации растений.

Учитель: Итак, мы уже знаем, на какие подцарства подразделяют Царство Растения (учащиеся называют подцарства, дают определения низшим и высшим растениям; учитель заполняет на доске схему или таблицу, вводит понятие споровые и семенные растения):

Царство Растения

Подцарство

Настоящие водоросли

Подцарство

Багрянки

Подцарство

Высшие растения

низшие

(нет тканей и органов, тело - слоевище)

высшие

(развиты настоящие

органы и ткани)

споровые

семенные


3. Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.


4. Особенности высших споровых растений.

В ходе беседы с учащимися, учитель выявляет основные черты высших споровых растений, ребята заполняют краткий конспект, вводятся новые термины (под запись в тетрадь).

Особенности высших споровых растений:

1. Развиты ткани и органы.

2. Споры служат для бесполого размножения и расселения.

3. В жизненном цикле чередуются два поколения: половое (гаметофит) и бесполое (спорофит)





4. Оплодотворение - т.е. слияние половых клеток, происходит только во влажной среде (!)

Как вы думаете, почему размножение возможно только во влажной среде? (вода нужна для движения мужских гамет - сперматозоидов)

IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция полученных знаний (15 мин).

Работа в группах. Класс быстро делится на 5-6 групп (по 4-5 человек, за первой партой разворачиваются ко второй, и т.д.). Учитель раздаёт задания каждой группе, на выполнение которых даётся 3-4 минуты. Затем каждая группа выступает с ответами и решениями заданий.

Задания для группы 1. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

Выход растений на сушу проходится на _________ эру. По сравнению с водной в наземно-воздушной среде часто возникает дефицит ________, плотность воздуха намного _________ плотности воды, характерны резкие колебания ________. Первые наземные растения - _________ появились около 400 млн. лет назад. Произрастали риниофиты в ________ местах. Прикреплялись к почве они с помощью особых выростов горизонтальных веточек - _______. Высшие растения имеют хорошо развитые ______ и ______.


(Ответы: палеозойскую; воды, ниже, температур; риниофиты; увлажнённых; ризоидов; органы и ткани).


Задания для группы 2. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

В процессе освоения наземной среды обитания у растений для защиты от высыхания появились ______ ткани. Плотность воздуха значительно _______, чем плотность водной среды, поэтому растениям необходимо было развитие _______ тканей для поддержания тела. Для закрепления в почве развились _______. У высших споровых растений споры служат для _______ и ________.

В жизненном цикле высших растений происходит чередование двух поколений: _______ и _______.


(Ответы: покровные ткани; ниже, механических тканей; корни; размножения и расселения; полового и бесполого).


Задания для группы 3. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

низшие растения

растения без тканей и органов

гаметы

половые клетки

автотрофы

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

ризоиды

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

оплодотворение

слияние двух половых клеток

гаметофит

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

спорофит

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях


Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения. Учащиеся сопоставляют термины и определения на парте (или на доске с помощью магнитов).

слоевище

тело водорослей, состоящее из группы клеток

высшие растения

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

риниофиты

первые наземные растения

зигота

оплодотворенная яйцеклетка

сперматозоиды

мужские половые клетки

яйцеклетки

женские половые клетки

спорангии

органы бесполого размножения, в которых образуются споры


Задание для группы 5. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

( Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры.)


Задание для группы 6. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):

1. Условия в наземно-воздушной среде нестабильны, резко меняются (да)

2. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

3. В водной среде низкая плотность (нет)

4. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

5. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью ветра (да)

6. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

7. Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

8. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)


V. Рефлексия (3 мин).

Ребята, я предлагаю вам на полях в рабочей тетради нарисовать смайлики (улыбки) напротив тех вопросов, которые вам запомнились, понравились, что заинтересовало. А что вызвало наибольшее затруднение? Поставьте восклицательный знак (учитель останавливается на наиболее сложных вопросах материала; при просьбе учащихся - поясняет)


VI. Итоги урока, домашнее задание (2 мин).

Учитель объявляет домашнее задание (п.12, выучить все новые термины); благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, комментируя работу учащихся.




6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!