СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Дисперсные системы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам и их значению для живой и неживой природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Дисперсные системы"»

План-конспект урока по химии в 11 классе.

Тема: «Дисперсные системы». Урок новых знаний.

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха.


  1. Образовательная:

  • Сформулировать понятие дисперсной системы;

  • Познакомить с классификацией дисперсной системы;

  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

  • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль, сотрудничать).

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

  1. Развивающая:

  • Развивать умение использовать химическую терминологию;

  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

  • Развивать интересы, способности личности;

  • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся.

  1. Воспитательная:

  • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

  • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Используемые технологии: ЭОР.

Предварительная подготовка:

  1. Постановка проблемы;

  2. Прогнозирование практических результатов работы;

  3. Создание слайдовой презентации;

Оборудование:

  • Опорная таблица «Сведения об изученных дисперсных системах» высвечивается на доске и дается каждому ученику

  • На демонстрационном столе: образцы различных дисперсных систем.

  • Компьютер, медиопроектор.

І. Организационный момент. (1 мин)

ІІ. Актуализация знаний

(Звучит музыка Моцарта «Дождь» (1 мин) , на демонстрационном столе коллекция дисперсных систем, используемых человеком в повседневной жизни: шампунь в стакане, белок в стакане, молоко в стакане , образец чугуна, смесь глины с водой в стакане, склянка с надписью «Воздух», баллон с освежителем воздуха, раствор поваренной соли в стакане)

Задание: Перед вами на столе находится образцы систем, мне бы хотелось чтобы вы попытались классифицировать эти системы на группы (ребята пытаются выполнить задание). (1-2 мин).


- Как вы думаете, ребята, имеет ли прозвучавшая музыка какое-нибудь отношение к этим образцам систем , к теме сегодняшнего урока?

Учитель. Дождь, туман, пыль, снег, – все это не только явления природы, но и примеры систем. Мы живем в мире дисперсных систем : большинство веществ окружающего нас мира, составляющих биосферу, гидросферу, земную кору и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном состоянии. Диспергирование означает раздробление.

III. Изучение нового материала. Преподаватель: Правильно. А каковы тогда цели нашего урока?



- Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы учащихся) Обучающиеся по очереди называют цели:

  • Рассмотреть классификацию дисперсных систем.

  • Рассмотреть образцы дисперсных систем

Определить роль ДС в жизни человека

Итак, цель нашего сегодняшнего урока – составить представление о дисперсных системах, их месте в природе и жизни человека, научиться характеризовать их свойства, объяснять причины большей или меньшей устойчивости (слайд №1)

Учитель: Верно, молодцы. Давайте запишем тему урока «Дисперсные системы»(слайд №2).

Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически.

( На доске) Дисперсная система

Д исперсионная среда Дисперсная фаза

В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми, капельками жидкости или пузырьками газа. Дисперсная фаза мелко распределена в дисперсионной среде . В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы можно выделить 8 видов таких систем (запись в тетради) . Наибольшее значение в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости (слайд №3)



Посмотрите на табл.1 стр.37. Составьте схему, отражающую виды ДС, на основе таблицы укажите размер частиц в каждой ДС.

(самостоятельная работа на 10 минут, ученики делают конспективные записи в 1-5 строках опорной таблицы.

Опорная таблица «Сведения об изученных дисперсных системах».(Слайд 5)

Характеристика дисперсных систем.

Виды дисперсных систем.




аэрозоли

эмульсии

суспензии

Коллоидные растворы

Истинные растворы

Состав

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Размеры частиц

 

 

 

 

 

Внешний вид

 

 

 

 

 

Способность осаждаться

 

 

 

 

 

Получение

 

 

 

 

 

Разрушение

 

 

 

 

 

Значение

 

 

 

 

 

Учитель: Посмотрите внимательно на схему в вашей тетради и скажите какие ДС относят к грубодисперсным?

(Ответы учеников)

Демонстрация примеров дисперсных систем.

Демонстрируются пробирки с образцами(газировка, мел+вода, вода+растит.масло, клей) . Обучающиеся с помощью таблицы в тетради определяют вид дисперсной системы и записывают в опорную таблицу в строку «Примеры».



(Ответы учеников)

Учитель: Закрепление знаний о грубодисперсных системах.(Слайд № 6-10)

Далее на презентации (Слайд 11)учитель обращает внимание на тему «Истинные растворы» .Это системы, в которых в-во раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов) размерами менее 1нм, мы изучали ранее, поэтому сегодня сосредоточим внимание на других ДС.



Учитель:Какую информацию нашли о тонкодисперсной системе?

(Ответ: Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 – 100 нм также называют коллоидными системами (растворами) или золями. В зависимости от природы дисперсионной среды, коллоидные системы подразделяют на золи и гели.)

(Слайд 12) Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные между истинными растворами и грубодисперсными системами – взвесями и эмульсиями. Коллоидные частицы не видны в обычный микроскоп, они крупнее молекул, но простым глазом их увидеть все же нельзя, т.е. по виду растворы не различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.

Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.



Для золей характерно явление коагуляции – слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты (запись в таблицу)

- Некоторые золи при осаждении увлекают за собой жидкую фазу (иногда даже полностью), образуя при этом с водой общую массу. Подобные осадки называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе, что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень (слайд 13)

Гелями могут быть дисперсные системы с жидкой и газообразной дисперсионной средой. Гели обладают одновременно свойствами жидкости и твердого тела. Как жидкости, гели текучи и пластичны, хотя они могут сохранять форму, как твердые тела, и могут быть сравнительно прочны и упруги. Эти свойства гелей обусловлены существованием в них пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы, связанными между собой силами различной природы. Состояние жидкости в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем геля уменьшается. Это явление называется синерезисом, или старением геля (запись в таблицу).

Рубиновые стекла, аморфные минералы, образовавшиеся в водных растворах и содержащие переменное количество воды, относятся к твердым гелям. Дополнительный материал

Драгоценный камень агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется также в процессе синерезиса.

Игра

- А сейчас давайте маленько отдохнем и отгадаем словесные головоломки о дисперсных системах.

1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму - эмульсия).

2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль).

3. Название, какого раствора начинается с самой низшей школьной оценки? (Кол - коллоидный).

4. Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней твердых частицами. (Суслик, Пенза - суспензия).

Учитель:  Первичная проверка понимания обучающимися нового материала

Учитель: Вернемся к нашей теме. Скажите, пожалуйста, что такое дисперсная система?

  • Чем отличается дисперсная фаза от дисперсионной среды?

  • Какая система называется гомогенной?

  • Какая система называется гетерогенной?

Приведите примеры дисперсных систем чем же обусловлено многообразие дисперсных систем?

(Ответ учеников: Многообразие ДС обусловлено тем, что образующие их среды могут находиться в любом из трех агрегатных состояний и размером частиц дисперсной фазы).


Дополнительный материал

- У дисперсных систем есть еще одно важной свойство – вещество в дисперсном состоянии стремиться поглотить другие вещества. Подумайте и назовите пример всем известного вещества из домашней аптечки, которое в мелко дисперсном состоянии используется при отравлениях (Ответ: активированный уголь)

ІV. Итог урока.

- А теперь давайте вернемся к нашей коллекции дисперсных систем, в начале нашего урока вы классифицировали все примеры веществ на группы еще не зная правильную классификацию. Итак, есть ли какие-нибудь Системы, которые находятся не в своих группах . Давайте исправим (ученики исправляют ошибки, допущенные в начале урока при расстановки ДС, в это время звучит Моцарт «Дождь»).

-

В заключительном слове учитель еще раз отмечает большое практическое значение дисперсных систем. Они применяются в пищевой промышленности, производстве искусственного шелка, крашении тканей, кожевенной промышленности, сельскохозяйственном производстве, почвоведении, медицине, строительстве и других отраслях народного хозяйства. Знания о дисперсных системах, способах образования и разрушения, закономерностях поведения их в природных процессах позволяют решать научно-технические и экологические проблемы.



V. Домашнее задание.

Прочитать параграф 10 «Дисперсные системы»; Найти информацию: Как же отличить коллоидный раствор от истинного? Что такое эффект Тиндаля? Ответить на вопросы 10-13 стр. 41 учебника;

  • *Подготовьте сообщение «Дисперсные системы вокруг нас».

  • *Подобдерите и запишите песни о ДС (вид ДС выберите сами).

VІ. Рефлексия

Продолжи фразу:

  • сегодня я узнал.....

  • сегодня я научился.....

  • было интересно.....

  • я понял, что….

  • я приобрел….

  • теперь я могу….












(Ответ:Путем долгих исследований в 1869 г. Тиндаль наблюдал образование светящегося конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем, что более крупные, чем в истинном растворе, частицы дисперсной фазы золя отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление получило название Эффекта Тиндаля).


Урок «Дисперсные системы и растворы» (слайд 1)

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных ЗУН по теме:
    - Сформулировать понятие дисперсной системы.
    - Познакомить с классификацией дисперсных систем по различным признакам.
    - Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

  2. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).

  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;

  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;

  3. Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию;

  2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);

  3. Развивать интересы, способности личности;

  4. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

  5. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Предварительная подготовка:

  1. Постановка проблемы;

  2. Прогнозирование практических результатов работы;

  3. Организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;

  4. Структурирование содержательной части исследовательской работы (с указанием поэтапных результатов и указанием ролей);

  5. Исследовательская работа в малых группах (обсуждение, поиск источников информации);

  6. Создание слайдовой презентации;

  7. Защита исследовательской работы на конференции.

Оборудование:

  • Перечень: «Термины и их разъяснения».

  • Таблица «Дисперсные системы» - высвечивается на доске и дается на каждый стол.

  • На демонстрационном столе: образцы различных дисперсных систем и прибор для демонстрации эффекта Тиндаля.

  • Компьютеры, медиопроектор.

Урок №1. Дисперсные системы, их виды.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (слайд 4)

III. Изучение нового материала (слайд 5)

Во вступительном слове обосновывается необходимость изучения дисперсных систем, подчеркивается, что дисперсные системы – это не отдельный класс веществ, как думали раньше, столкнувшись с коллоидными системами (яичный белок, белок сои и др.), а состояние веществ, но не агрегатное, а состояние раздробленности вещества, обуславливающее его свойства.

Разъясняется значение термина «дисперсный», даются определения дисперсной системы, дисперсной фазы, дисперсной среды (слайд 6 и 7).

Отмечается, что дисперсные системы окружают нас повсюду. К ним относятся воздух, вода, пищевые продукты, косметика, лекарства, природные тела (горные породы, организмы растений и животных), а также разнообразные строительные и конструкционные материалы.

Демонстрируются образцы дисперсных систем: вода из-под крана, растворы различных солей, раствор яичного белка, канцелярский клей, молоко, глина в воде, лекарственный препарат «Альмагель», питательный крем, зубная паста, кусок пемзы, кусок пенопласта, смесь растительного масла с водой, майонез, аэрозольные баллончики.

Еще раз отмечается, что под дисперсными системами понимают образования из двух и более числа фаз с сильно развитой поверхностью между ними, и что основной признак дисперсной системы – сильно развитая поверхность дисперсной фазы.

Рассматривается классификация дисперсных систем по размеру частиц и агрегатному состоянию дисперсной фазы и дисперсной среды (слайд 8,9,10,11).

Сообщения групп учащихся (аэрозоли, эмульсии, суспензии, пены, коллоидные растворы, истинные раствор) – учащиеся используют подготовленные презентации, демонстрационный материал (слайд 12-24).

Ученики защищают свои работы в виде презентации и делают конспективные записи, заполняя заранее подготовленные опорные таблицы.

Сведения об изученных дисперсных системах.

Характеристика дисперсных систем.

Виды дисперсных систем.

аэрозоли

эмульсии

суспензии

Коллоидные растворы

Истинные растворы

Состав

 

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Размеры частиц

 

 

 

 

 

Внешний вид

 

 

 

 

 

Способность осаждаться

 

 

 

 

 

Получение

 

 

 

 

 

Разрушение

 

 

 

 

 

Значение

 

 

 

 

 

В заключительном слове учитель еще раз отмечает большое практическое значение дисперсных систем. Они применяются в пищевой промышленности, производстве искусственного шелка, крашении тканей, кожевенной промышленности, сельскохозяйственном производстве, почвоведении, медицине, строительстве и других отраслях народного хозяйства. Знания о дисперсных системах, способах образования и разрушения, закономерностях поведения их в природных процессах позволяют решать научно-технические и экологические проблемы.

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается по приведенному ниже плану охарактеризовать ту или иную дисперсную систему (слайд 25-27).

IV. Закрепление (слайд 28).

По своему усмотрению учитель может заранее предложить и другие задания:

Задание №1.

Известен следующий способ снижения запыленности воздуха: загрязненный воздух пропускается через камеры, в которых распыляется обычная вода. Капельки воды поглощают частицы пыли и оседают на дно камеры.

Предлагается найти способ повышения степени очистки запыленного воздуха с помощью разбрызгиваемой воды.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 85).

Задание №2.

Вводной среде молока эмульгированы мелкие капельки жира. Они постепенно поднимаются на поверхность, поскольку их плотность меньше, чем плотности воды. В молоке за несколько часов образуется слой сливок. Молоко является не устойчивой эмульсией.

Молоко, поступающее в продажу с предприятий молочной промышленности, должны быть более устойчивы к расслоению. Каким образом можно повысить устойчивость данной эмульсии.

Задание №3.

Суспензии – это дисперсные системы, в которых маленькие твердые частицы распределены в жидкости. Суспензии неустойчивы и постепенно твердые частицы под действием силы тяжести выпадают в осадок. Основным способом отделения твердого вещества от жидкости в суспензиях является фильтрование. На фармацевтической фабрике возникла задача быстрого разделения суспензии путем фильтрования, причем было необходимо выделить для дальнейшей переработки, как жидкость, так и взвешенную в ней твердую фазу. Для этого суспензию стали пропускать через мелкоячеистый фильтр из металлической сетки. По мере накопления осадка скорость фильтрования уменьшалась и, наконец, процесс практически прекратился.

Необходимо найти принципиальную схему устройства, которое позволило бы вести процесс фильтрования суспензии в непрерывном режиме.

(Один из ответов можно найти в книге Г.В.Лисичкина и В.И.Бетанели «Химики изобретают». М., Просвещение, 1990. стр. 76).

Задание №4.

Для получения тепло- и звукоизолирующих полимерных материалов их необходимо вспенивать «вспучивать»), т.е. получать пенопласты. Это материалы, в которых в массе твердого полимера содержится большое количество пузырьков газа. Одним из способов получения пенопластов является применение веществ – газообразователей. Эти вещества при полимеризации разлагаются с выделением газа.

Необходимо предложить вещества, которые можно использовать в качестве газообразователей, и составить уравнения реакций их разложения.

Задание №5.

Выяснить, что такое кровоостанавливающий карандаш. Объяснить, на чем основано его действие.

К уроку учащиеся каждой группы определяют, какие наглядные средства будут ими применяться, т.е. какие натуральные объекты они будут использовать во время выступления своей группы, какие опыты могут продемонстрировать, какие схемы показать. По всем вопросам могут получить консультации учителя. Время выступления каждой группы ограничено: не более 4-5 минут.


  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Преподаватель: Состояние чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное. Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойства веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость, реакционную способность и т.д. Следовательно, в природе и в практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы. Важнейшими из них являются дисперсные системы. Как вы думаете какова тема нашего занятия?

Обучающиеся : дисперсные системы.

Преподаватель: Правильно. А каковы тогда цели нашего урока?

Обучающиеся по очереди называют цели:

  • Рассмотреть классификацию дисперсных систем.

  • Рассмотреть образцы дисперсных систем

  • Определить роль ДС в жизни человека

Преподаватель: Верно, молодцы. Давайте запишем тему урока «Дисперсные системы».

  1. Освоение новых знаний и способов действий

1.1 Понятие о дисперсных системах

Преподаватель: Что же собой представляют дисперсные системы?

Чистые вещества в природе встречаются очень редко. Смеси веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы - дисперсные системы и растворы.

Дисперсными называют гетерогенные системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.

То вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределено в объеме другого, называют дисперсной фазой. Она может состоять из нескольких веществ.Вещество, присутствующее в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза, называют дисперсионной средойМежду ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют гетерогенными (неоднородными).


1.2 Классификация дисперсных систем (работа обучающихся с учебниками)

Преподаватель: И дисперсионную среду, и дисперсную фазу могут представлять вещества, находящиеся в различных агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. В зависимости от сочетания агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы можно выделить 8 видов таких систем.

Преподаватель: В учебнике на странице 96 описана подробная классификация дисперсных систем. Ваша задача все подробно изучить и начертить таблицу классификации в тетрадь.

Обучающиеся в течении 15 минут пишут конспект.

Преподаватель: Вы познакомились с классификацией дисперсных систем. Теперь я буду вам показывать примеры, а вы определите где что находится.

Демонстрация примеров дисперсных систем.

Демонстрируются пробирки с образцами(газировка, мел+вода, вода+растит.масло, клей) . Обучающиеся с помощью таблицы в тетради определяют вид дисперсной системы.

Преподаватель: Также дисперсные системы можно квалифицировать по величине частиц составляющих дисперсную фазу:

-грубодисперсные с размерами частиц более 100нм (эмульсии, суспензии, аэрозоли);

-тонкодисперсные(коллоидные) с размерами частиц от 100 нм до 1 нм (гели, золи).


1.3. Грубодисперсные системы

Преподаватель: Грубодисперсные системы(взвеси) - это дисперсные системы, в которых размер частиц фазы более 100 нм. Это непрозрачные системы, отдельные частицы которых можно заметить невооруженным глазом. Дисперсная фаза и дисперсионная среда легко разделяются отстаиванием. Такие системы разделяют на:
1)    эмульсии – дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой(молоко, лимфа, нефть);
2)    суспензии – грубодисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой(мел+вода, глина+вода);
3) аэрозоли - грубодисперсные системы, в которых дисперсионной средой является газ, а дисперсной фазой могут быть капельки воды или частицы твердого вещества( туман, дым, смерч).
Демонстрация примеров грубодисперсных систем. Преподаватель показывает образцы грубодисперсных систем, а обучающиеся называют к какому из классов взвесей они принадлежат.

Преподаватель: да ребята, вижу вам эта тема очень понравилась, раз вы с такой легкостью определяете что к чему относится.


1.4. Коллоидные системы
(работа обучающихся с учебниками)

Преподаватель: Коллоидные системы — это такие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Их подразделяют на золи (коллоидные растворы) и гели (студни). Подробную классификацию вы сейчас прочтете в учебнике на странице 100 и запишите себе в тетрадь.
Обучающиеся в течении 10 минут изучают тему и конспектируют.
Преподаватель: Ребята, что же такое гели? (это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру).

Преподаватель: А какие примеры коллоидных систем вы можете назвать? (мази, пасты, гели для душа, сыр, хлеб и т.д.).

Преподаватель: Все верно. Можно продолжать.

1.5. Тонкодисперсные системы (истинные растворы).

Преподаватель: Истинные растворы – это гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

1.6. Значение коллоидных систем

Преподаватель: как вы думаете, какую роль в нашей жизни играют дисперсные системы? (обучающие высказывают свои предположения и мысли по этому поводу)

Преподаватель: Глобальная роль коллоидов заключается в том, что они являются основными компонентами таких биологических образований как живые организмы. Все вещества организма человека представляют собой коллоидные системы.

Коллоиды поступают в организм в виде пищевых веществ и в процессе пищеварения превращаются в специфические, характерные для данного организма коллоиды. Можно сказать, что весь организм человека - это сложная коллоидная система в ее связи с поверхностными явлениями.

Из коллоидов, богатых белками, состоят кожа, мышцы, ногти, волосы, кровеносные сосуды, легкие, весь желудочно-кишечный тракт и многое другое, без чего немыслима сама жизнь.

  1. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала

Преподаватель: А сейчас я проверю как вы усвоили новый материал?

  • Что такое дисперсная система?

  • Чем отличается дисперсная фаза от дисперсионной среды?

  • Какая система называется гомогенной?

  • Какая система называется гетерогенной?

Приведите примеры дисперсных систем

  1. Закрепление новых знаний

Преподаватель: А закрепим мы ваши знания при помощи теста. (раздается тест и обучающиеся в течении 10 минут отвечают).

Тест:

1. Дисперсная система представляет собой:

А) гомогенную систему, состоящую из двух и более фаз с сильно развитой поверхностью раздела;

Б) гомогенную систему, состоящую из одной фазы со слабо развитой поверхностью раздела;

В) гетерогенную систему, состоящую только из двух фаз с сильно развитой поверхностью раздела;

Г) гетерогенную систему, состоящую из двух фаз и более с сильно развитой поверхностью раздела.

2. Часть системы, отделённая от других её частей поверхностью раздела это.

А) дисперсная фаза

Б) дисперсионная среда

В) мелкие частицы, растворённые в жидкости;

Г) мелкие частицы, растворённые в дисперсионной среде.

3. Дисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость, а дисперсионной средой – газ:

А) пена б) эмульсия в) дым г) туман

4. Грубодисперсная система, в которой дисперсной фазой является жидкость и дисперсионной средой – жидкость:

А) суспензия б) истинный раствор в) эмульсия г) пена

5. Размеры частиц дисперсной системы в коллоидных растворах:

А) более 500 нмб) более 100 нм в) от 1 до 100 нм г) менее 1 нм

  1. Подведение итогов учебного занятия

Преподаватель: Ребята, вы сегодня потрудились на славу. Тема нашего урока вам была понятна и очень понравилась, поэтому все с легкостью справились с тестовыми заданиями.( выставление оценок в журнал)

Преподаватель: Достигнуты ли цели поставленные в начале урока?

Обучающиеся: Да. Мы рассмотрели классификацию, примеры и роль дисперсных систем.


  1. Информация о домашнем задании

Преподаватель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: Написать сообщение на тему: «Биологическая и эстетическая роль дисперсных систем в жизни человека»

  1. Рефлексия

Продолжи фразу:

  • сегодня я узнал.....

  • сегодня я научился.....

  • было интересно.....

  • я понял, что….

  • я приобрел….

  • теперь я могу….







"Дисперсные системы"

По горизонтали

2.Одна из разновидностей дисперсных систем.

4. Неоднородные смеси веществ с относительно большими размерами частичек называют…

5. Жидкая коллоидная система (коллоидный раствор), в которой частицы вещества, состоящие из десятков и сотен молекул или ионов-это?

6. Что такое совокупность мелких однородных твёрдых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа, равномерно распределённых в окружающей (дисперсионной) среде?

8. Самопроизвольным уменьшением объема геля, с выделением жидкости называется?

9. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят на… с размерами частиц от 100 до 1 нм.

10. Примерами этой эмульсии являются капельки жира в лимфе. Что это за эмульсия?

12. Между ней и частицами дисперсной фазы существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы называют… ?

13. К какому классу гелей относится гель для душа?

14. Какие дисперсные системы, в которых размер частиц фазы от 100 до 1 нм. Эти частицы не видны невооруженным глазом, и дисперсная фаза и дисперсионная среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом?

15. Со временем структура гелей нарушается — из них выделяется вода. Это явление называют?

17. Явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок — наблюдается при нейтрализации зарядов этих частиц, когда в коллоидный раствор добавляют электролит

18. Классификация дисперсных растворов.

22. Примерами этой эмульсии являются молоко и нефть. Что это за эмульсия?

23. Это грубодисперсная система с твердой дисперсной фазой и дисперсионной средой?

25. Какая группа эмульсии типа растительного масла?

По вертикали

1. Строение коллоидной частицы, называют.. .

3. Это дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой?

7. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делят на.. . взвеси с размерами частиц более 100 нм

11. Это явление оседает под действием силы тяжести.

16. Если вещество раздроблено до молекул или ионов размером менее 1 нм, образуется… система – раствор

19. Эмульсии можно разделить на две группы: прямые и… ?

20. Суспензии, в которых седиментация идет очень медленно из-за малой разности в плотности дисперсной фазы и дисперсионной среды, также называют?

21. На сколько классов делятся гели?

24. Дисперсионная.. . - непрерывная часть ( фаза) дисперсной системы, в которой распределены частицы дисперсной фазы?























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!