Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цель: закрепление знаний учащихся по изученному материалу
Задачи:
-образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о согласовании с именем существительным, о роли имен прилагательных;
-развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому материалу, зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
– воспитательная: уметь работать в коллективе.
Тип урока: урок – детективное агентство
Оборудование: плакаты для оформления доски; карта урока, карточки для самостоятельной работы; карточки с признаками прилагательных; таблицы для самооценки; распечатки тестовых заданий, проектор, ноутбук, экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
2. Целеполагание.
«Внимание! Внимание! Совершено преступление. Бесследно исчезло прилагательное! Срочно организовать группы по поиску пропавшего, провести розыскные мероприятия. Действовать строго по плану!»
- Ребята, вы согласны найти пропавшие прилагательные?
- А кто же занимается розыском пропавших? (Детектив, сыщик) (Слово детектив – нерусское, пришло к нам с английского языка)
-Найдите и прочитайте, кто же такой детектив.
Детектив - специалист по расследованию уголовных преступлений.
- Сегодня необычный урок. Я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: Детективное агентство.
- Главное в следствии дознание, а у нас главное – знание, рабочие тетради сегодня послужат детективным блокнотом. Открываем тетради, записываем число и тему урока: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
- Приступим к расследованию. Я, как руководитель, считаю: чтобы найти пропавшее прилагательное, необходимо составить его ФОТОРОБОТ, т.е портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Вы согласны?
Итак, разыскивается ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!
1 задание «Фоторобот»:
Собирают определение имени прилагательного.
- Молодцы. Фоторобот имени прилагательного составлен.
2 задание « Следственный эксперимент»
- Проведём следственный эксперимент. Определите, на какое правило пропущена буква в словах.
Найдите «лишнее» слово и вычеркните его. По очереди выходят к доске, записывают, объясняют. 1 человек от группы.
Ландыш..вый, свинц..вый, плюш..вый;
Беж..вый, перц..вый, бойц..вый;
Хорош..го, рыж..го, чуж..му;
В больш..м, о чуж..м, свеж..му.
3 задание: «Помоги другу»
-У имени прилагательного есть друг- имя существительное. Каждая группа получает листок, на котором нужно составить словосочетания, соединив стрелкой слова первого и второго столбиков и записать в тетради, определив род и число имени прилагательного (1 ученик работает у доски)
Мама – заботливые
Папа – любимая
Бабушки – мудрые
Дедушки – смелый
- На какую тематику данные словосочетания? (Семья)
- Верно, мы не должны забывать что 2024 год по указу Президента РФ объявлен годом семьи.
- Ученицы вашего класса принимали участие в конкурсе чтецов «Гордость страны» и стали победителями. Они читали стихотворения о семье.
4 задание «Опознание»
Семья это счастье
Мария Лангер
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные 3даты,
Подарки, покупки, приятные3 траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней3 работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить
Одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая3 ваша семья!!!
5. Физминутка «Школа юного сыщика».
-Детективы должны быть здоровыми, крепкими, выносливыми, а для этого необходимо делать зарядку.
-Нужно встать и улики поискать.
Солнце светит в вышине (потянуться вверх)
Вот грибок растёт на пне (наклон вперёд)
Дрозд на дереве сидит (смотрят вверх)
Ёжик под кустом лежит (смотрят вниз)
Справа - сосенки-старушки (смотрят вправо)
Слева – сосенки подружки (смотрят влево)
Все улики мы собрали
И в агентство пошагали (шаг на месте)
6 задание: «Вещественные доказательства»
« Угадай литературное произведение» (устно)
Каждый из вас по вариантам получает карточку с записанными словосочетаниями. Необходимо догадаться, о каком произведении идёт речь, дописать окончания прилагательных.
отважн___ мальчик,
таёжн____ законы,
небольш___ озеро,
(«Васюткино озеро»)
бедн____ дети,
надёжн___ друг,
больн___ девочка
(«В дурном обществе»)
Обожжённ_____лапы
Стар_____доктор
Благодарн_____старик
(«Заячьи лапы»)
Ал ___маки
Добр___ тётя Оля
Отважн__сын
(«Живое пламя»)
7 задание «Дознание»
Разбор предложений.
1. В хорошей семье хорошие дети растут.4
2. Согласную семью горе не берёт.4
3. Родительское слово мимо не молвится.4
4. Братская любовь крепче каменной стены.4
8 задание: Экспертиза. (на карточке)
(Не)настная осень; (не)громкий голос; (не)брежный почерк; (не)лёгкий пр..мер; (не)ряшливый вид; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой камень; вовсе (не)трудная задача;
9 Задание «Дешифровшик»
Домашнее задание: Сочинение-миниатюра ( 5-7 предложений) на тему «Моя семья». Использовать не менее 5 прилагательных.
- Приступаем к оценке вашей работы. Оцените каждый себя. В тетрадь приклейте смайлик, которые соответствуют вашей работе на уроке.
Я переведу в оценки. Я уверена, что они порадуют и вас, и меня. Спасибо за урок!
7. Рефлексия
Итак, все материалы дела о прилагательном изучены.
– Понравилось сегодняшнее расследование?
9 слайд
Вы сегодня побывали в роли следователей. Трудную, но одновременно интересную работу приходится выполнять им. Как вы поняли, каким должен быть человек этой профессии? Подбираем прилагательные! Ответы детей.
Я желаю вам стать именно такими: настойчивыми, сообразительными, умными. Это пригодится вам в любой профессии. Благодарю всех детективов за работу! Вы блестяще провели сегодня расследование!
РЕЗЕРВ ТЕСТ