СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения "Аленушкины сказки (присказка)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения по программе "Школа России" 3 класс. В архиве конспект и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения в 3 классе Аленушкины сказки (присказка)»


ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ. ПРИСКАЗКА».

Цели: начать знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка; прививать ученикам интерес к чтению, к литературе; развивать воображение, выразительную речь детей.

Ход урока I. Организационный момент. II. Вводная беседа. - Здравствуйте, ребята. Зовут меня Зинфира Васильевна. Сегодня мы с вами вместе проведем урок литературного чтения. III. Изучение нового материала. 1.Вступительная беседа - Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня на уроке. (просмотр видеоролика) - Можете сказать, о чем будем говорить на уроке? (о сказках)

- Я думаю, что сказки любят все.

Мы знаем сказки назубок, Ведь с детства их читаем. Но что – то новое, дружок, Сейчас о них узнаем - Давайте вспомним все, что вы знаете о сказках. – Молодцы! Все правильно сказали. – На какие две большие группы можем разделить все сказки?

- Что бы ответить на этот вопрос, и освежить свои знания, прочитаем статью в учебнике на странице 180.

- Читать будем по цепочке, каждый ученик будет читать только одно предложение, при чтении обратите внимание на моменты, где говорится об особенностях народных и литературных сказок. (читают по цепочке)

- Итак, на какие две большие группы можно разделить сказки?

– Что вы можете сказать о литературных сказках? (у них есть автор) - Значит, как по- другому можно назвать литературные сказки? (авторские сказки) - Молодцы! Давайте найдем и прочитаем отрывок, где говорится, в чем особенность народных сказок. (2 абзац)


– Правильно. А сейчас прочитайте, что говорится об особенностях литературных или авторских сказок (2 абзац)

- У литературных и народных сказок много общего. Найдите в тексте отрывок, где говорится об общих чертах литературных и народных сказок . (2абзац) - Что вы можете сказать о сказках А.С.Пушкина? (Пушкин писал свои сказки в стихах) - А сейчас проверим, можете ли вы узнать сказку по картинке и определить, народная она или литературная. Рассмотрите иллюстрации на странице 181.

- Первая иллюстрация, к какой сказке? (Сказка о Золотом петушке) - Кто написал эту сказку? ( А.С.Пушкин), значит сказка, какая? (литературная или авторская) - Правильно. Рассмотрите вторую иллюстрацию и т.д.


– Молодцы, вы все правильно определили.

– А сейчас посмотрите на экран. (показать слайды обложки с книгами)


- Какая книга лишняя на этой выставке сказок? (Колобок) - Почему? (народная сказка) она исчезает

- А к какой группе можно отнести оставшиеся книги? - Так будет называется новый раздел, который мы начнем сегодня изучать? - Переверните страничку назад, хором прочитаем (литературные сказки) прочитать ниже, до конца страницы

– Мы сегодня говорим о сказках. Любая сказка имеет свою последовательность.

-Может, кто – то помнит, из каких частей состоит сказка? - Хочу вам напомнить, из каких частей состоит сказка.

- Итак, с чего начинается любая сказка. (слайд) - Говорят: «Это присказка не сказка, сказка будет впереди» - Что такое присказка?

- Для чего она нужна? (она нужна, чтобы заинтересовать читателя, настроить на нужный лад)

-Определите, к какой части сказки относится то, что я вам прочитаю:

1. В некотором царстве, в некотором государстве (присказка)

2. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец (концовка)

3. Жили – были старик со старухой (присказка)


- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и разыграть одну присказку. Встали и повторяем за мной движения


ФИЗМИНУТКА Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался. – Молодцы. Сели.

– Отдохнули. Тогда продолжаем. - Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Д. Н. Мамина – Сибиряка.

- Давайте хором прочитаем, как его зовут. - Может, вы уже читали книги этого писателя, слышали о нем? Это наш земляк. (слайд)

- Дмитрий Наркисович написал много книг для взрослых, но среди его книг, есть и книги для детей (слайд)

-А так же он писал сказки. Я хочу рассказать вам историю возникновения одной книги. (слайд)

- Дмитрий Наркисович один растил и воспитывал дочь. Аленушка часто болела. Пока она была маленькой, он часами сидел у ее кроватки и рассказывал ей сказки, сначала те, что знал, потом начал придумывать свои сказки. Аленушка просила рассказать еще и еще. Дмитрий Наркисович записал их в одну книгу, которую назвал… (Аленушкины сказки)


- Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. В них рассказываются необычайные истории, которые происходят с животными.

- Сегодня мы с вами познакомимся с присказкой Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.

- Сядьте удобно, посмотрите на экран и послушайте. (слушают)

- Понравилась ли вам присказка? Захотелось ли вам послушать дальше? - В том и состоит цель присказки, чтобы заинтересовать слушателя, чтобы ему захотелось узнать продолжение.

- Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, поэтому у Аленушки появился сибирский кот Васька.

– Ребята, скажите, как надо читать присказку? (Спокойно, не торопясь. Мы ведь Аленушку укладываем спать, значит читать надо негромким голосом)

- Я предлагаю вам прочитать присказку вполголоса и подготовиться к выразительному чтению (читают) - Прочитали.

- Поднимите руку, кому встретились непонятные слова.

- Тогда сейчас я слушаю вас. Представьте, что вы - старший брат или сестра Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. Читать будем абзацами. (читают) - Молодцы! Скажите, какими словами начинается и заканчивается присказка? Почему? (Чаще всего сказки рассказывают на ночь) - Какие слова подчеркивают любовь, нежное отношение автора к дочери?

- Ребята, обратите еще раз внимание на название книги. ( Аленушкины сказки. Присказка)





- В чем особенность присказки писателя?

(Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам.

- Какие герои сказок в ней собираются? (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

- Правильно, в сказках Мамина – Сибиряка происходят удивительные истории с животными и все они собираются в этой присказке.

ИТОГ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. (слайд)







- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. А теперь я предлагаю вам оценить нашу с вами работу. Так как это урок литературного чтения, я принесла вам вот такие книги. На ваших столах приклеены закладки.

Прикрепите их туда, куда считаете нужно.







2


Просмотр содержимого презентации
«Презентация аленушкины сказки»

СКАЗКИ

СКАЗКИ

СКАЗКИ НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ (авторские)

СКАЗКИ

НАРОДНЫЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ

(авторские)

Литературная (авторская) сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. Сочинителей народных сказок мы не знаем.

Литературная (авторская) сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

Сочинителей народных сказок мы не знаем.

Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о золотом петушке

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о золотом петушке

Русская народная сказка  «Лиса и тетерев» Русская народная сказка  «Каша из топора»

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Русская народная сказка «Каша из топора»

Литературные сказки

Литературные

сказки

СКАЗКА:

СКАЗКА:

  • присказка
  • зачин
  • концовка
Что такое присказка? Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка перед началом сказки

Что такое присказка?

Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка перед началом сказки

СКАЗКА:

СКАЗКА:

  • присказка
  • зачин
  • концовка
Дмитрий Наркисович  Мамин-Сибиряк 1852 - 1912

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

1852 - 1912

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в посёлке Висим Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в посёлке Висим Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.

Произведения Мамина-Сибиряка для детей

Произведения Мамина-Сибиряка для детей

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

Дмитрий Наркисович с дочерью Алёнушкой

Дмитрий Наркисович с дочерью Алёнушкой

А Л Ё Н У Ш К И Н Ы С К А З К И (присказка)

А Л Ё Н У Ш К И Н Ы С К А З К И

(присказка)

ПОДВЕДЁМ ИТОГ Какой новый раздел начали изучать? ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ  С творчеством какого писателя мы сегодня с вами познакомились?  Д.Н. МАМИН – СИБИРЯК  Какое его произведение читали? ПРИСКАЗКУ К АЛЕНУШКИНЫМ СКАЗКАМ  Что такое присказка? ПРИСКАЗКА – ЭТО КОРОТКИЙ РАССКАЗ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СКАЗКИ

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

Какой новый раздел начали изучать?

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

С творчеством какого писателя мы сегодня с вами познакомились?

Д.Н. МАМИН – СИБИРЯК

Какое его произведение читали?

ПРИСКАЗКУ К АЛЕНУШКИНЫМ СКАЗКАМ

Что такое присказка?

ПРИСКАЗКА – ЭТО КОРОТКИЙ РАССКАЗ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СКАЗКИ

Домашнее задание : стр. 180, 182 – подготовить  выразительное чтение

Домашнее задание :

стр. 180, 182 –

подготовить

выразительное

чтение

Вот и сказке конец, А кто слушал ….

Вот и сказке конец,

А кто слушал ….

Было интересно, узнали новое Было интересно, но трудно Было неинтересно, нового не узнал

Было интересно, узнали новое

Было интересно, но трудно

Было неинтересно, нового не узнал

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!