СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения в 4 классе, УМК "Школа России". Тема: Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени".

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"»

Тема урока: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»


Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста, совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей, осваивать приёмы ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей ценить время; выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения, развивать речь учащихся, воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.

Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, презентация, карточки для работы в паре, тесты, листы для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

II. Речевая разминка

-Начинаем наш урок с речевой разминки.

-Посмотрите на экран.

Прочитайте загадки, отгадайте их.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

— Прочитайте загадки медленно, (1)с вопросительной интонацией, (2) с восклицательной интонацией, скороговоркой.

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)

— Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)

УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ

— Как вы понимаете его смысл?

Время – это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время и не растрачивать его понапрасну. В этом вы убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Подумайте, а какая тема сегодняшнего урока? Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, познакомимся с биографией Е. Л. Шварца, определим основную мысль сказки, будем учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

Не будем понапрасну терять время, начнём урок.

IV. Проверка домашнего задания.

- Каково было домашнее задание? (прочитать сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», узнать значение непонятных слов)

а)Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

1)(Слайды)

2) Чтение биографии на платформе Учи.ру в разделе «Литературный кружок» и ответы в разделе «Вопросы об авторе»

3)Показ отрывка из фильма

б) Словарная работа. Объяснение смысла слов. (Презентация, индивидуальное задание)

Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака)
- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:

У вас на столах лежат листочки с таблицей. Цифрами указаны № вопросов.

Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

_

+

_

+

+


  1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)

  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)

  6. До леса дети – старички доехали на автобусе. ( Трамвае)

  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

  8. Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)

  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.


Проверка по документ-камере.


V. Физминутка (Фрагмент танца «В гостях у сказки»)

VI. Работа по теме урока

Работа с текстом.

-Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.

-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.4-5. Чтение по ролям (Автор, Петя Зубов, тётя Наташа)
- Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11-12 Маруся Поспелова, с.12-13 Наденька Соколова, с. 13 Вася Зайцев.

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. с.11, чтение

- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.

-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.

Работа в паре.

Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Заполните таблицу, приклейте качества в нужные графы.

Испуганные, злые, ленивые, хмурые, дружные, завистливые, смелые, себялюбивые

– Прочитайте качества, присущие детям.

– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему другие качества не выбрали?

Дети

Волшебники

Испуганные

Злые

Ленивые

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые

Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. (С.9) Попробуйте найти эти слова и объяснить

VII. Самостоятельная работа

Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».

– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!

1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

4. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне

е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

5. Фамилия Пети:

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

6. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

7. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

8. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

11. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11












VIII.Рефлексия.

Прочитай фразу!

Ответом будет фраза: "Береги время"

В начале урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки.

-В чем же основная мысль сказки?

IX Итог. – С каким произведением вы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- О чем заставляет задуматься? Чему учит нас сказка?

Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

X. Домашнее задание. Перечитать сказку, выполнить задания 5 и 6, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!