Тема урока: Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста, совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей, осваивать приёмы ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей ценить время; выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения, развивать речь учащихся, воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков
Метапредметные:
Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.
Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, презентация, карточки для работы в паре, тесты, листы для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
II. Речевая разминка
-Начинаем наш урок с речевой разминки.
-Посмотрите на экран.
Прочитайте загадки, отгадайте их.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)
— Прочитайте загадки медленно, (1)с вопросительной интонацией, (2) с восклицательной интонацией, скороговоркой.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Я не случайно наш урок начала с этих загадок. Вспомните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом. (Ответы учеников.)
— Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)
УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ
— Как вы понимаете его смысл?
Время – это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время и не растрачивать его понапрасну. В этом вы убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Подумайте, а какая тема сегодняшнего урока? Определите цели урока, используя опорные слова.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, познакомимся с биографией Е. Л. Шварца, определим основную мысль сказки, будем учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.
Не будем понапрасну терять время, начнём урок.
IV. Проверка домашнего задания.
- Каково было домашнее задание? (прочитать сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», узнать значение непонятных слов)
а)Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца
1)(Слайды)
2) Чтение биографии на платформе Учи.ру в разделе «Литературный кружок» и ответы в разделе «Вопросы об авторе»
3)Показ отрывка из фильма
б) Словарная работа. Объяснение смысла слов. (Презентация, индивидуальное задание)
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например, полы пиджака)
- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:
У вас на столах лежат листочки с таблицей. Цифрами указаны № вопросов.
Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | _ | _ | + | _ | _ | + | _ | + | + |
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
До леса дети – старички доехали на автобусе. ( Трамвае)
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
Проверка по документ-камере.
V. Физминутка (Фрагмент танца «В гостях у сказки»)
VI. Работа по теме урока
Работа с текстом.
-Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.4-5. Чтение по ролям (Автор, Петя Зубов, тётя Наташа)
- Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11-12 Маруся Поспелова, с.12-13 Наденька Соколова, с. 13 Вася Зайцев.
- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. с.11, чтение
- Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.
-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.
Работа в паре.
Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Заполните таблицу, приклейте качества в нужные графы.
Испуганные, злые, ленивые, хмурые, дружные, завистливые, смелые, себялюбивые
– Прочитайте качества, присущие детям.
– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.
– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?
– Почему другие качества не выбрали?
Дети | Волшебники |
Испуганные | Злые |
Ленивые | Хмурые |
Дружные | Завистливые |
Смелые | Себялюбивые |
Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. (С.9) Попробуйте найти эти слова и объяснить
VII. Самостоятельная работа
Тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».
– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!
1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:
а) Пети б) Тани в) Маруси
2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
г) трое д) пятеро е) четверо
3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:
р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны
4. Дом волшебников находился:
д) на лесной поляне
е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота
5. Фамилия Пети:
в) Власов г) Зубов д) Зайцев
6. Фамилия Наденьки:
и) Соколова к) Смирнова л) Степанова
7. До леса дети-старички доехали на:
а) такси б) троллейбусе в) трамвае
8. Часы в доме волшебников называли:
п) будильником р) ходиками с) песочными часами
9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз
10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:
м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»
11. Автор сказки:
э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц
VIII.Рефлексия.
Прочитай фразу!
Ответом будет фраза: "Береги время"
В начале урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки.
-В чем же основная мысль сказки?
IX Итог. – С каким произведением вы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- О чем заставляет задуматься? Чему учит нас сказка?
Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
X. Домашнее задание. Перечитать сказку, выполнить задания 5 и 6, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.