СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок чтения 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения 2 класс»

МБОУ Трубчевская СОШ №1



Открытый урок

по чтению 2 класс

В. В. Бианки «Сова»





Учитель: Власова О.Е.







Тема: В. Бианки «Сова»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;

  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

  • карточки с деформированным текстом;

  • карточки для самооценки

  • отрывок мультфильма







Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Вы урок начать готовы?

Будем слушать, отвечать

И друг друга понимать!

II.Речевая разминка

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь. (слайд 2)

  • Прочитайте выразительно.

3. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать? (слайд 3-4)

  • Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

  •   ( Когда В.В. Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)

  • А какие произведения Бианки  вы уже читали? («Музыкант»)

  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).


IV.Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением В.Бианки.

-Как называется произведение, мы узнаем, отгадав загадку(слайд 5)

-А знаете ли вы, какая птица с древности считается символом мудрости и познания?

-Сова считалась символом мудрости еще у древних греков.

-А что вы знаете об этой птице?

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную? Сова-совы

V.Чтение темы и цели урока (слайд 6)

V1. «А вы знаете?», что (слайд 7)

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Иногда это слово используют в переносном значении.

- Кого называют совами? Совами называют людей, которые привыкли поздно вставать.

V11.Работа по теме урока

1.Первичное чтение

  • Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

  • О чем, по-вашему, это произведение?

  • Проверим ваши предположения.

2.Словарная работа

Как можно заменить слова и выражения? (слайд 8)

Утекает — убегает.

Хорониться — прятаться, таиться.

Раздолье — много места.

Как бы худа не вышло — как бы беды не было.

Чай белить — добавлять молоко в чай.

(Читает учитель и хорошо читающие учащиеся)

3.Обсуждение рассказа

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так -как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – не сказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку.

  • Почему сова рассердилась на старика? Найдите и прочитайте в тексте.

  • Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

  • Что стали делать мыши?

  • Почему шмели нужны лугу?

  • Что произошло с клевером на лугу?

  • Кому был необходим клевер?

  • Что произошло с коровой?

- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.


  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)


VI.Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

VII.Закрепление изученного

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.)

Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Попробуем восстановить эту цепочку. Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.

Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай) (слайд 9)

- Убедил ли нас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от нее?

Работа с деформированным текстом

- А сейчас немножко поработаем по слайду 10.

На нём записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению 

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать.

Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

_________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

Работа с пословицами и поговорками

  • Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.

Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.

Глядит как сова, выпучив глаза.

Да это как журавль в небе.

Знать сокола по лёту, сову - по подъему.

VIII.Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

  • За что вы похвалили бы себя?

  • Что у вас особенно получилось?

IX.Подведение итогов урока

  • Какое произведение мы читали сегодня?

  • Кто его автор?

  • Чему учит нас произведение В. Бианки?

X.Домашнее задание

Составить рассказ по рисункам на с. 151.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей