СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе по теме " Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) Выявить условия развития костей  и мышц;  причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. 2)  Формировать умения внимательно слушать и слышать устную речь, коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить. 3) Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Воспитывать уважение к традициям народной культуры, через пословицы и поговорки.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе по теме " Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"»

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения Урок в 8 классе Учебник Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек. 8 класс.» Учитель МБОУ «Выделянская СОШ» Лященко Л.Е.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Урок в 8 классе

Учебник Н.И. Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек. 8 класс.»

Учитель МБОУ «Выделянская СОШ»

Лященко Л.Е.

Цели урока: 1) Выявить условия развития костей и мышц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. 2) Формировать умения внимательно слушать и слышать устную речь, коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить. 3) Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Воспитывать уважение к традициям народной культуры, через пословицы и поговорки.

Цели урока:

  • 1) Выявить условия развития костей и мышц; причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия.
  • 2) Формировать умения внимательно слушать и слышать устную речь, коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.
  • 3) Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
  • Воспитывать уважение к традициям народной культуры, через пословицы и поговорки.
План урока 1.Понятие об осанке (проблемный вопрос). 2.Строение опорно-двигательного аппарата (актуализация знаний). 3.Работа мышц. 4.Утомление. 5.И.М.Сеченов- основатель науки о физиологии труда (самостоятельная работа с текстом) . 6.Нарушения осанки. 7. Валеологический самоанализ. 8.Вывод о значении физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 9.Вопросы для закрепления . 10.Домашнее задание.

План урока

1.Понятие об осанке (проблемный вопрос).

2.Строение опорно-двигательного аппарата (актуализация знаний).

3.Работа мышц.

4.Утомление.

5.И.М.Сеченов- основатель науки о физиологии труда (самостоятельная работа с текстом) .

6.Нарушения осанки.

7. Валеологический самоанализ.

8.Вывод о значении физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

9.Вопросы для закрепления .

10.Домашнее задание.

Угадайте, что это такое?   Она способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма Делает фигуру человека красивой Формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания Привычное положение тела человека в покое и при движении.

Угадайте, что это такое?

  • Она способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма
  • Делает фигуру человека красивой
  • Формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания
  • Привычное положение тела человека в покое и при движении.
«Без осанки – конь – корова» В.И.Даль    Осанка

«Без осанки – конь – корова» В.И.Даль

Осанка

У кого болят кости, тот не думает в гости.   Как можно сформировать  хорошую осанку и исправить  недостатки фигуры?

У кого болят кости, тот не думает в гости.

Как можно сформировать хорошую осанку и исправить недостатки фигуры?

Строение опорно-двигательного аппарата 1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат? 2. Какие функции выполняет скелет? 3. Что является активной частью опорно-двигательного аппарата? 4. Как устроена поперечно-полосатая мышца? 5. Каким образом мышцы крепятся к костям? 6. На какие группы можно разделить скелетные мышцы? 7. Какие функции выполняют мышцы туловища? 8.Какие мышцы и каким образом будут участвовать в формировании хорошей осанки?

Строение опорно-двигательного аппарата

  • 1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
  • 2. Какие функции выполняет скелет?
  • 3. Что является активной частью опорно-двигательного аппарата?
  • 4. Как устроена поперечно-полосатая мышца?
  • 5. Каким образом мышцы крепятся к костям?
  • 6. На какие группы можно разделить скелетные мышцы?
  • 7. Какие функции выполняют мышцы туловища?
  • 8.Какие мышцы и каким образом будут участвовать в формировании хорошей осанки?
Как человек движется?    Движение – это согласованные действия мышц-сгибателей и мышц-разгибателей

Как человек движется?

Движение – это согласованные действия мышц-сгибателей и мышц-разгибателей

Работа мышц  Виды механической работы  динамическая статическая  ходьба стояние  бег сохранение позы          поднятие тяжестей удержание груза

Работа мышц

Виды механической работы

динамическая статическая

ходьба стояние

бег сохранение позы

поднятие тяжестей удержание груза

Какая система в организме обеспечивает согласованность действий мышц?

Какая система в организме обеспечивает согласованность действий мышц?

Зачем мышцам необходимо работать? Без работы мышцы атрофируются(становятся тоньше) При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц или утомление  Бестолковый отдых утомляет хуже работы.    Пешком ходить – дольше жить.

Зачем мышцам необходимо работать?

  • Без работы мышцы атрофируются(становятся тоньше)
  • При длительном сокращении наступает постепенное снижение работоспособности мышц или утомление

Бестолковый отдых

утомляет хуже работы.

Пешком ходить –

дольше жить.

Скорость развития утомления зависит: Состояние нервной системы Ритм работы Величина нагрузки Тренировка мышц Накопление продуктов обмена в мышцах Состояние кровеносной системы

Скорость развития утомления зависит:

  • Состояние нервной системы
  • Ритм работы
  • Величина нагрузки
  • Тренировка мышц
  • Накопление продуктов обмена в мышцах
  • Состояние кровеносной системы
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829 - 1905)

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829 - 1905)

И.М.Сеченов- основатель науки о физиологии труда

  • И. М. Сеченов родился в селе Теплый Стан, Симбирской губернии, в дворянской семье, первое образование получил дома, в 1843 Сеченов поступил в Петербургское Инженерное училище, в 1851 году на медицинский факультет Московского университета, который в 1856 закончил с отличием.
  • Первая книга Сеченова посвящена "животному электричеству". В этой работе Сеченов делает заключение, что в основе распространения нервного возбуждения и мышечного сокращения лежат по сути, одни и те же электрохимические процессы.
  • В 1863 году в журнале "Медицинский вестник" вышла статья Сеченова под названием “Рефлексы головного мозга”. Лейтмотив работы - утверждение, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы, и любая рефлекторная реакция в организме, в конце концов, завершается двигательным актом.
  • В своей статье “Элементы мысли” (1878) Сеченов заложил основы для изучения абстрактного мышления. За заслуги в исследованиях в области психологии Сеченов был избран почетным председателем I Международного психологического конгресса.
  • В последний период своей научной деятельности, в стенах Московского университета, он обобщает исследования нервной системы в монографии “Физиология нервных центров” (1891), в которой дает научные обоснования восьмичасового рабочего дня на предприятиях, вводит понятие “активный отдых”.
  • Высокую оценку работам Сеченова дал И. П. Павлов, назвав его учение о рефлексах головного мозга “гениальным взмахом русской научной жизни”.
Объясните поговорки: Бестолковый отдых утомляет хуже работы. Отдыхать без работы, значит жить без заботы. Если весел на работе, то на отдыхе игрив. Чтобы лучше шло дело, пусть отдыхает голова и тело.

Объясните поговорки:

  • Бестолковый отдых утомляет хуже работы.
  • Отдыхать без работы, значит жить без заботы.
  • Если весел на работе, то на отдыхе игрив.
  • Чтобы лучше шло дело, пусть отдыхает голова и тело.
Нарушения осанки Сколиоз- боковое искривление позвоночника Сутулость.

Нарушения осанки

  • Сколиоз- боковое искривление позвоночника
  • Сутулость.
Плоскостопие - понижение свода стопы.

Плоскостопие - понижение свода стопы.

Возможные причины нарушений осанки 1.Неправильная поза во время занятий (неравномерная нагрузка на позвоночник и мышцы спины) 2.Неправильно подобранная мебель для занятий 3.Гиподинамия

Возможные причины нарушений осанки

  • 1.Неправильная поза во время занятий (неравномерная нагрузка на позвоночник и мышцы спины)
  • 2.Неправильно подобранная мебель для занятий
  • 3.Гиподинамия
Гиподинамия   Гиподинамия(от гипо…и греч. dynamis – сила), нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)при ограничении двигательной активности, снижения силы сокращения мышц. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.

Гиподинамия

  • Гиподинамия(от гипо…и греч. dynamis – сила), нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)при ограничении двигательной активности, снижения силы сокращения мышц. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.
Валеологический самоанализ Нормальная ли у тебя осанка? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать следующее. Встать перед большим зеркалом и по очертаниям головы, шеи, плеч и талии определить, насколько соразмерны друг другу правая и левая сторона тела. Встать спиной к стенке так, чтобы пятки, икры ног, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попросить кого-нибудь измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой, около 4 сантиметров.

Валеологический самоанализ

  • Нормальная ли у тебя осанка?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать следующее.

  • Встать перед большим зеркалом и по очертаниям головы, шеи, плеч и талии определить, насколько соразмерны друг другу правая и левая сторона тела.
  • Встать спиной к стенке так, чтобы пятки, икры ног, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попросить кого-нибудь измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой, около 4 сантиметров.
1. Осанка нормальная Расстояние между теми же точками со стороны спины Рсп.= Ргр..: Рсп. " width="640"

Определение сутулости и круглой спины

Наблюдения

Обсуждение результатов и выводы

В области плечевых суставов на плечах найти наиболее удаленные друг от друга точки

Расстояние между найденными точками со стороны груди надо разделить на расстояние между ними со стороны спины

Расстояние между точками со стороны груди Ргр.=

Ргр.: Рсп. 1. Осанка нормальная

Расстояние между теми же точками со стороны спины Рсп.=

Ргр..: Рсп.

Как ты заботишься о своем позвоночнике? Подумай, что тебе надо делать в первую очередь, чтобы улучшить свою осанку и состояние позвоночника. Укажи номера в порядке значимости. 1.Учиться правильно сидеть. 2.Следить за осанкой во время ходьбы. 3.Спать на жесткой постели. 4.Выполнять упражнения на растягивание позвоночника. 5.Выполнять упражнения, развивающие гибкость позвоночника. 6.Выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины. 7.Избегать физических перегрузок. 8.Употреблять в пищу больше творога и других молочных продуктов, овощей и фруктов. 9.Уменьшить массу своего тела. 10.Чаще бывать летом на свежем воздухе.

Как ты заботишься о своем позвоночнике?

Подумай, что тебе надо делать в первую очередь, чтобы улучшить свою осанку и состояние позвоночника. Укажи номера в порядке значимости.

  • 1.Учиться правильно сидеть.
  • 2.Следить за осанкой во время ходьбы.
  • 3.Спать на жесткой постели.
  • 4.Выполнять упражнения на растягивание позвоночника.
  • 5.Выполнять упражнения, развивающие гибкость позвоночника.
  • 6.Выполнять упражнения, укрепляющие мышцы спины.
  • 7.Избегать физических перегрузок.
  • 8.Употреблять в пищу больше творога и других молочных продуктов, овощей и фруктов.
  • 9.Уменьшить массу своего тела.
  • 10.Чаще бывать летом на свежем воздухе.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Физические упражнения способствуют правильному формированию мышц и скелета. Слабые мышцы плохо удерживают скелет. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц и взаимосвязанных с ними костей, сухожилий и суставов, повышается в них обмен веществ и увеличивается приток к ним питательных веществ, витаминов, гормонов, кислорода. Чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет, тем крепче кости и тем более они устойчивы к нагрузкам и травмам. Физические упражнения способствуют формированию здорового, сильного, выносливого человека с правильным телосложением и гармонично развитой мускулатурой, активного и полезного члена общества.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Физические упражнения способствуют правильному формированию мышц и скелета. Слабые мышцы плохо удерживают скелет. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц и взаимосвязанных с ними костей, сухожилий и суставов, повышается в них обмен веществ и увеличивается приток к ним питательных веществ, витаминов, гормонов, кислорода.

Чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет, тем крепче кости и тем более они устойчивы к нагрузкам и травмам.

Физические упражнения способствуют формированию здорового, сильного, выносливого человека с правильным телосложением и гармонично развитой мускулатурой, активного и полезного члена общества.

Вопросы для закрепления Что контролирует работу скелетных мышц? Почему появляется болезненное состояние мышц после их работы без предварительной тренировки? Почему не болят мышцы у физически тренированных людей? Изменяется ли число мышечных волокон у скелетных мышц с возрастом человека и по мере их тренировки? В чем вред гиподинамии? Как можно исправить осанку? Почему говорят: «Двигайся больше – проживешь дольше!»

Вопросы для закрепления

  • Что контролирует работу скелетных мышц?
  • Почему появляется болезненное состояние мышц после их работы без предварительной тренировки?
  • Почему не болят мышцы у физически тренированных людей?
  • Изменяется ли число мышечных волокон у скелетных мышц с возрастом человека и по мере их тренировки?
  • В чем вред гиподинамии?
  • Как можно исправить осанку?
  • Почему говорят: «Двигайся больше – проживешь дольше!»
Домашнее задание 1.Учебник стр.112-113 2.Провести самоанализ осанки 3.Подобрать комплекс упражнений для профилактики утомления во время занятий и выработки правильной осанки. 4. Объясните пословицы: -Нога споткнется, а голове достанется; - Где здоровье, там и красота.

Домашнее задание

1.Учебник стр.112-113

2.Провести самоанализ осанки

3.Подобрать комплекс упражнений для профилактики утомления во время занятий и выработки правильной осанки.

4. Объясните пословицы:

-Нога споткнется, а голове достанется;

- Где здоровье, там и красота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!