СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе по теме "Рост и развитие животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: расширить знания о росте и развитии организмов; раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого периодов развития насекомых и позвоночных.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе по теме "Рост и развитие животных"»

Тема. «Рост и развитие животных» (6 класс)

Цели урока: расширить знания о росте и развитии организмов; раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого периодов развития насекомых и позвоночных.

Задачи:

  • образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;

  • развивающая: совершенствовать умение работать с источником информации, обсуждать анализировать.

Методы обучения: частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Этапы индивидуального развития хордовых.

  3. 3. Особенности зародышевого развития. Этапы дробления зиготы. Бластула и ее свойства.

  4. Гаструла. Стадия образования органов зародыша и зародышевых листков.

  5. Послезародышевое развитие животных. Особенности прямого и непрямого развитию.

  6. Закрепление знаний.

Оборудование: таблица «Дробление яйца ланцетника», «Индивидуальное развитие Хордовых»; рисунки учебника.

Ход урока

1. Организационный момент.

• приветствие;

• подготовка аудитории к работе;

• наличие учащихся.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: работа по карточкам (1 учащийся); фронтальный опрос.

Вопросы

• Какова биологическая роль размножения?

• Как называется бесполое размножение у растений?

• Значение видоизмененных органов (луковицы, клубни и др.).

• Могут ли размножаться бесполым способом животные?

• Что общего во всех формах бесполого размножения?

• Какие типы деления вам известны?

• Сущность полового размножения.

• Почему животные, появившиеся на свет в результате полового размножения, имеют преимущества перед организмами, возникшими в результате бесполого размножения.

• Для каких животных характерно наружное оплодотворение,

• В какое время года размножается хламидомонада половым способом? Почему?

• Какие условия необходимы для полового размножения мхов и папоротников?

• Что такое зигота?



Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия.

Сколько клеток мы (животные) имеем? Из одной клетки, т.е. из зиготы растет и развивается каждый организм. Как же это происходит? Как растет эта маленькая клетка – зигота.

Онтогенез - процесс, присущий любому живому существу, независимо от сложности организации. Каким образом из оплодотворенной яйцеклетки развивается новый сложный организм с большим числом так непохожих друг на друга органов и тканей? Каковы механизмы реализации той генетической информации, которая заключена в оплодотворенной яйцеклетке. Это и станет темой сегодняшнего нашего урока.



3. Изучение нового материала

Индивидуальное развитие (онтогенез)- называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма.



Периодизация онтогенеза животных организмов.



Рождение или выход из яйцевых оболочек

Смерть

Оплодотворение



Оплодотворение











Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов:

- проникновение сперматозоида в яйцо (яйцеклетку),

- слияние гаплоидных ядер обеих гамет с образованием диплоидной клетки - зиготы,

- активация ее к дроблению и дальнейшему развитию.





Яйцеклетка (n) Сперматозоид (n)

Зигота (2n)



Процесс онтогенеза разделяется на два периода:

• эмбриональный (зародышевый);

• постэмбриональный (послезародышевый).



В эмбриональном периоде выделяют 4 основных стадий:

1) дробление;

2) бластула;

3) гаструла;

4) нейрула.



Сегодня мы более подробно остановимся на изучении эмбрионального периода развития животных на примере ланцетника. Зародыши всех млекопитающих животных проходят одни и те же стадии развития, а различия в их течении связаны с разным количеством запасных питательных веществ в их яйцеклетках и степенью сложности строения животного.

Систематическое положение ланцетника

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные

Класс Головохордовые.

Ланцетники небольшие морские животные, живущие на дне песчаных отмелей, зарывшись в песок; все они обитатели теплых морей. Рассмотрим эмбриональное развитие на примере Ланцетника (Рис 1).

Стадии зародышевого развития.

Название стадии

Процессы

Дробление

Зигота делится на две клетки. Происходит дальнейшее деление клеток с последующим уменьшением их размеров, так называемое дробление. Зародыш не растет. Клетки называются- бластомерами. Говорят, что зародыш находится на стадии 2х, 4, 8, 16 и т.д бластомеров

Бластула

Бластос (греч.) – зачаток. Из скопления клеток формируется шарообразный зародыш, стенки которого образованы одним слоем мелких клеток. Бластула имеет полость, так называемую первичную полость тела, заполненную жидкостью, которая представляет собой продукт жизнедеятельности клеток. Все клетки в бластуле диплоидны и одинаковы по строению. Отличаются только по количеству питательного вещества. Бластула состоит уже из нескольких сотен клеток. У ланцетника бластула состоит из 3000 клеток (бластомеров).

Гаструла

Гастер (греч.) - желудок . Происходит формирование чашеобразного двухслойного зародыша путем впячивания одной из стенок бластулы. В процессе образования гаструлы продолжается митотическое деление клеток. Зародыш состоит их 2х слоев: наружного - эктодермы и внутреннего – энтодермы (губки и кишечнополостные).

Нейрула

Нейрон (греч.) – нерв. У трехслойных животных развивается третий промежуточный зародышевый слой – мезодерма. Начинается образование систем органов.

Развитие органов из зародышевых листков

Нейрула







ЭКТОДЕРМА

ЭНТОДЕРМА

МЕЗОДЕРМА



  1. Кишечник

  2. Пищеварительная система

  3. Легкие

  1. Скелет

  2. Мышцы

  3. Кровенос-ная система



  1. Кожа

  2. Органы слуха

  3. Органы зрения

  4. Нервная трубка









Скелет







Послезародышевый период развития животного начинается с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Типы развития животных







Прямое

с метаморфозом (непрямое)

С метаморфозом



- из яйцевых оболочек или организма матери выходит (рождается, вылупляется) особь, внешне похожа на взрослый организм. Различия касаются главным образом, размеров тела и пропорций.



При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными органами, отсутствующими во взрослом состоянии. При метаморфозе они преобразуются и возникают органы, свойственные взрослым животным.



















Метаморфоз насекомых бывает двух типов – с неполным превращением и с полным превращением

При развитии с неполным превращением из яйцевых оболочек выходит животное, близкое по строению ко взрослому, но гораздо меньших размеров. В результате интенсивного питания оно растет, линяет, во время чего интенсивно растет. Размеры животного увеличиваются. Проделав несколько линек, животное достигает зрелости, у него развиваются крылья, созревают половые железы, проявляются наружные половые придатки.


При развитии с полным метаморфозом от яйцевых оболочек освобождается личинка, резко отличающаяся от взрослой особи. У бабочек она называется гусеницей. И при этой форме метаморфоза личинка по мере роста несколько раз линяет. Но для превращения во взрослую форму (имаго) она должна пройти стадию куколки, В стадии куколки личиночные органы подвергаются растворению (гистолизу) – глубоким превращениям, за счет которых формируются органы взрослого насекомого.


Метаморфоз у земноводных. Личинки земноводных - типичные обитатели воды. Метаморфоз земноводных связан с переходом от личиночного жаберного дыхания к легочному дыханию взрослых форм. Параллельно этому перестраиваются все системы органов: отрастают конечности, рассасываются жабры и хвост, укорачивается кишечник, меняется характер пищи и химизм пищеварения, изменяется строение челюстей и всего черепа, изменяются кожные покровы, глубокие преобразования происходят в системе органов кровообращения.


4.Закрепление.

1) Перечислим стадии развития зародыша, обозначенные цифрами.

Зигота 1 2 3 4

  1. __ ______________________( дробление)

  2. __ _____________________ (бластула)

  3. ___ _____________________ (гаструла)

  4. ___ ______________________ (нейрула)



2) Ка называются Зародышевые листки:

наружный — _________________(эктодерма)

внутренний —_________________( энтодерма) и

средний — _____________________(мезодерма).


3).Разделите живых организмов по типам развития. Прямое, непрямое (полное или неполное):

человек, головастик, рыба, кузнечик, птица, стрекоза.

4) С какого этапа начинается развитие организма?

Развитие организма начинается после оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом и образования зиготы.





5) Разгадайте кроссворд и узнайте зашифрованное СЛОВО



  1. Внутренний слой гаструлы ( эндодерма)

  2. Стадия развития бабочки после личинки (куколка)

  3. Однослойный зародыш после дробления (бластула)

  4. Процесс, происходящий после дробления (гаструляция)

С какой стадии начинается полное и неполное развитие организмов (яйцо)

Ответ, зашифрованное СЛОВО - НАСТЯ



6) Найдите ошибки Незнайки и исправьте. (Предложения по 3)

Найдите ошибки Незнайки.



- Из мезодермы развивается нервная трубка. (из эктодермы; мышцы, скелет, почки, кровеносная и половая системы)

- Первый этап развития зародыша называется гаструлой. (дробление)

- Прямое развитие характерна для лягушки. (с метаморфозом)

-Из эктодермы развивается выделительная система (из эндодермы; из эктодермы: нервная система, кожа и ее произыводные)

-Бластула зародыша состоит из 2-х или 3-х слоев. (1 слойный зародыш)

- Полное непрямое развитие включает стадии: яйцо-личинка-взрослая особь. (яйцо – личика – куколка – имаго)



  1. Подведение итогов урока.

- (выставление оценок)

6. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!