СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе "Жизнь на разных материках"»

Тема: « Жизнь на разных материках»

Урок природоведения 5 класс

Автор: Хамизова Саният Каральбмиевна

учитель биологии

МКОУ «СОШ» с.п.Залукодес

Зольского района КБР

Цель:  познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление учащихся о многообразии живых организмов на разных материках, развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды.

Развивающие: способствовать развитию умений логически мыслить, выделять главное в изучаемом, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию речи, мышления, внимания, любознательности, умения работать с учебником и научным текстом.

Воспитывающие: формировать навыки работы в группе, вызывать стремление беречь общий дом всего живого на планете как условие сохранения жизни человека и всех живых обитателей.

Методы обучения: игровой, репродуктивный, частично- поисковый, практическая работа (работа с текстом учебной статьи).

Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Тип урока: Урок усвоения нового материала.



Оборудование:  пазлы с изображением материков, информационные листы, сигнальные карточки – красные, жёлтые, зелёные.



Основные этапы урока:

1. Организационный момент

Учитель: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы читать,

Слушать, думать, размышлять,

Цель урока постигать.

2. Мотивация. Целеполагание

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, так как начнем мы его с игры: будем собирать пазлы. У меня в коробке пазлы различного цвета. Каждый из вас выбирает один пазл и садится за стол, маркированный соответствующим цветом. Таким образом формируются группы, в которых вы сегодня будете работать. Итак, занимаем свои места и начинаем собирать пазлы.

- Что у вас получилось?

Ребята обнаружили, что у них получились контуры материков.

Учитель: А знаете ли вы, чем знамениты ваши материки? Я сейчас буду называть признаки материка а вы поднимаете руку, если это характерно для вашего материка (группа узнавшая свой материк получает жетон). Итак

- самый большой материк

- самый холодный материк

- самый маленький материк

- самый влажный материк

- материк который почти посередине пересекается экватором

- материк на котором смена природных зон похожа на Россию.


Учитель: Молодцы, я вижу материки вы знаете неплохо. Урок биологии и материки- можно ли их связать.(Да), какова будет тема сегодняшнего урока и какие цели мы перед собой поставим. Как географы мы совершим путешествие по материкам и, чтобы путешествие было биологическим, это будет необычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Знакомясь с ними, мы должны ответить на вопрос «Почему отличается растительный и животный мир на различных материках?». И какие цели и задачи мы перед собой поставим?

Дети формулируют цель урока:  познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания и задачи: описать типичные животные и растения материков, показать особенности их строения.

Учитель: Итак, в путь. А, поскольку наше путешествие воображаемое, то знакомится с живым миром материков мы будем работая с учебником и информационными листами. Каждая группа подготовит сообщение о живом мире своего материка и представит его так, чтобы у слушателей возникло желание совершить путешествие именно на этот материк. После заслушивания сообщений, все учащиеся получат жетоны и проголосуют за ту группу, которая наиболее интересно и увлекательно рассказала о своем материке. Прежде чем приступить к работе, давайте составим план, по которому будем работать (слайд 4)

1. Наиболее интересный представитель растительного мира материка

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира материка

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

5. Другие представители животного и растительного мира материка.


3.Осмысление содержания (усвоение новых знаний и способов действий)

Работа в группах. (Группа сама определяет, кто будет озвучивать сообщение). Заслушивание и оценивание сообщений. (Каждый ученик получает один жетон и бросает его в коробочку с названием того материка (за исключением своего), который по его мнение был представлен лучше всех). Сообщения учащихся учитель сопровождает показом слайдов.

Учитель:  Ребята, мы видим, что растительный и животный мир на различных материках различен и своеобразен. А с чем это связано? (Дети отвечают )

Физкульминутка

Поднимаем руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два.

Руки вниз, вперед смотри - это три.

Руки в стороны пошире - развернулись на четыре.

С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять.

А на шесть в ладоши хлопнуть

И на семь ногою топнуть

А на восемь подтянуться

И на девять улыбнуться

Что ж заряд хороший есть

Можно нам теперь присесть.



Учитель: А теперь посмотрим, как хорошо по описаниям вы сможете определить типичные животные и растения материков. Посмотрите на слайды, назовите изображенные животные или растения и скажите, на каком материке они обитают. (Ответившие правильно получают жетон)



4.Закрепление первичных знаний.  


Ребята, если бы встретились с растениями и животными, изученными сегодня, вы бы узнали их? Давайте это проверим! Кто первый поднимает руку и дает правильный ответ, получает жетон.

1. Игра «Узнай меня!»  

Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь?

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека». Рис.

  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.

  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.

  • Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.

  • Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.

  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

  1. Игра «Откуда вы родом?».

Молодцы, вы отлично справились с заданием! Но хорошо ли  вы  запомнили, на каких материках обитают эти растения и животные? Давайте это проверим! Кто первый поднимает руку и дает правильный ответ, получает жетон.

  • На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.

  • На каком материке нет змей? Антарктида.

  • Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.

  • На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.

  • На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.

  • На каком материке водится страус эму? Австралия.

  • На каком материке обитает самое медлительное животное – ленивец? Южная Америка

  1. Работа тренировочного характера с последующей самопроверкой.

«Выполнение тестового задания

Тест.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Баобаб растет в:

а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии;

5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

7. Деревья – гиганты в Северной Америке:

а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб;

Взаимопроверка.



На слайде ответы: 1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в,7-а

5.Рефлексия

Фронтальная работа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Индивидуальная работа:

Как я усвоил полученные знания по теме (по сигнальным карточкам)

Красные – глубоко

Желтые – осознанно

Зелёные - поверхностно

Моё состояние:
Красные – Комфортное

Желтые – Хорошее

Зелёные - Плохое


6. Оценивание. Оценивание по количеству заработанных жетонов. Каждый ученик подсчитывает свои жетоны и приплюсовывает те жетоны, которые получила вся группа.


7. Домашнее задание: Изучить п.22, по желанию: составить кроссворд по теме, написать сочинение «Дневник путешественника» (нужно дать описание материка не называя его, а одноклассники должны по описанию узнать о каком материке идет речь) или «Дневник несостоявшегося путешествия» (нужно дать описание материка допустив в тексте ошибки, которые должны найти одноклассники)

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились с некоторыми представителями растительного и животного мира материков. А знаете ли вы, что среди них есть виды, которым грозит исчезновение, так как их осталось очень мало. Так, например, американского белого журавля – сохранилось около 100 особей в дикой природе и 26 – в зоопарке, а дикого рыжего волка – сохранилось всего около 80 особей, дальневосточного леопарда всего 50 особей и этот список можно продолжить. А есть и такие животные, которые уже исчезли по вине человека, так последний представитель темного прибрежного воробья, обитавшего в болотах Флориды, умер в 1987 году, императорского дятла последний раз видели в Мексике в 1977 году. Это говорит о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты. На каком бы мы материке ни находились, где бы мы не были мы должны помнить, что охранять природу это великое дело всех людей на Земле. Только все вместе мы сможем добиться, чтобы на нашей планете никогда не смолкли голоса птиц, никогда не перестали цвести цветы, всегда текла чистая вода как в реках, так и в кране. Чтобы из космоса мы видели только сине-зеленый шар.

Хочется закончить урок  стихотворением Е. Шкловской.

Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

 И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. 

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.




Приложение

Информационный лист №1

Для путешественников на материк Евразия.

Мы отравимся с вами в Юго-Восточную Азию. Здесь растет удивительное растение, которое называют «сыном воды и солнца». Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. Рассаду высаживают прямо в воду. Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. Из зерна производят крупу, крахмал, масло; из соломы – бумагу, картон, плетеные изделия. Среди растений встречаются бамбук, хвойные и широколиственные деревья, луговые травы.

В Юго-Восточной Азии обитает удивительное животное – большая панда. Это животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Туловище большой панды удлиненное, на лапах она приземистая, формы тела округлые, морда короткая. Уши черные, вокруг глаз черные круги, будто зверь в роговых очках. На лапах черные «чулки», на груди черный жилет, а на остальных частях туловища шерсть белая. И в том удивительный контраст. Когти на всех четырех широких лапах длиной около 3 см, пальцы подвижны и частично втягиваются. Хвост белый, короткий длиной не более 20 см. У взрослых животных высота в плечах до 70 см, а длина тела до 170 м. Взрослые самцы достигают массы 150-180 кг, самки несколько легче. Места обитания густые труднопроходимые бамбуковые леса, покрывающие крутые горные склоны на высоте 2000-3800 м над уровнем моря. Плотность бамбука настолько велика, что видимость не превышает нескольких метров, но панды передвигаются в этих чащобах с удивительной быстротой и маневренностью. Живут они одиночками. Обитают на этом материке такие животные как: зубр, уссурийский тигр, олень, бобр, фламинго, белый медведь, индийский слон и т. д.

Изображение большой панды – эмблема Всемирного фонда охраны природы, международной организации, созданной в 1961 г. Для оказания материальной помощи в охране дикой природы  там, где она находится под угрозой исчезновения.


Информационный лист №2

Для путешественников в  Африку.

 Африка. На этом материке   растут удивительные растения. Одно из них баобаб. Высота ствола до 20 м, диаметр 4-10 метров. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В сухой, жаркий период года сбрасывает листья, поэтому легко переносит длительную засуху. Дерево немного «худеет», но после дождя опять «полнеет». Живет дерево до 5 тыс. лет. Враг баобаба слон, он любит полакомиться рыхлой, сочной древесиной баобаба во время периода засухи, когда не хватает влаги. Наиболее распространенные растения этого материка: пальма, акация, бутылочное дерево, какао, кактус.

В Африке обитает самое высокое животное на свете – жираф. Человеку трудно охватить жирафа одним взглядом. Прямо перед собой он видит колени животного, потом, поднимая глаза, обозревает передние похожие на ходули ноги, плотную грудь, непомерно длинную шею и, наконец завершающую ее маленькую нелепую голову. Морда жирафа, его большие карие глаза, окаймленные густыми черными ресницами, выглядят очень кроткими и симпатичными, но уши его кажутся слишком большими, а голова увенчана двумя или несколькими рожками, которые  придают животному вечно изумленный вид. Высота тела до 5,5 м, масса до 1000 кг. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а относительно короткие, но мощные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Убегающий жираф способен довольно долго выдерживать очень высокую скорость – иной раз более 60 км в час. Это помогает ему без труда оставить далеко позади себя льва – единственного хищника, достаточно крупного и сильного, чтобы считать жирафа дичью. Но даже царь зверей дважды подумает, прежде чем бросится на взрослого самца-жирафа. Ведь если он не сумеет захватить его врасплох (а надежда на это плоха), ему грозит почти верная гибель под страшными ударами острых копыт, оборонительного оружия жирафа. В Африке обитают такие животные, как жираф, африканский слон, лев, гиена, шакал, аллигатор, зебра, антилопа гну, анаконда, обезьяна, гриф и др.

Информационный лист №3

Для путешественников в  Северную Америку.

Северная Америка. Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Высота дерева 100 м, диаметр 6-11 м. Живет 2000-4000 тыс. лет. Толщина коры может достигать 40-60 см. Древесина не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые из-за большого содержания дубильного вещества танина. Поджечь древесину очень трудно, и, хотя молния довольно часто попадает в огромные секвойи, пожаров практически не бывает. В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равен 10 м. В дальнейшее на пне этого дерева бала устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и еще 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.

Из животных Северной Америки назовем одного зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Честно предупреждая врага, он сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывает анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости. Жидкость имеет отвратительный запах, такой , что не выдерживают ни звери, ни люди – убегают подальше. Он спокойно занимается своими делами при приближении хищника, словно не испытывая ни малейшего страха. Этот равнодушный вид обманчив: характер у зверька достаточно свирепый; вынужденный вступить в бой, он демонстрирует и силу, и яростное упорство. Называют этого зверька полосатый скунс. Материк заселили такие животные, как песец, северный олень, волк.

Информационный лист №4

Для путешественников в  Южную Америку.

Южная Америка самый влажный материк на свете. Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка.   Виктория регия растет в речных заводях некоторых притоков Амазонки. Это наиболее крупное водное растение. Округлые листья достигают в ширину 2 м и полностью вырастают в течение всего нескольких дней. На таком листе может сидеть ребенок. Большие белые ароматные цветы распускаются в вечерние часы, а утром опять закрываются. У листьев снизу мощные поддерживающие перепонки, а приподнятые края листа защищают его верхнюю часть от замачивания. Цветок вырастает на длинном иглистом стебле и на несколько сантиметров поднимается над водой, достигая в ширину 40 см.

В Южной Америке обитает самая большая бабочка в мире – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см. Крылья передние удлиненные треугольные, серого или бурого цвета. Бабочки активны ночью или в сумерки. Жук дровосек-титан достигающий длинной до 18 см, самый большой в мире. 

  Для Южной Америки характерны такие растения, как пальма, лиана, орхидея, акация, кактус. Из животных мы можем встретить броненосца, леопарда, муравьеда, ленивца, маленькую птичку колибри, которая питается нектаром цветов. Здесь также большое разнообразие попугаев, интересных животных: пума, пираньи, страус нанду

Информационный лист №5

Для путешественников в  Австралию.

Австралия самый маленький и засушливый материк на Земле. Здесь произрастают эвкалипты. Это вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья высотой до 100 м. Растут быстро до 5 м в год, живут до 500 лет. Также растут здесь акации.

Наиболее известное сумчатое животное Австралии – кенгуру. Обитают эти прыгуны в лесах, горах и на открытых пространствах. Всего насчитывается около 50 видов кенгуру.

Самый маленький  мускусный. Его тело не превышает длиной 40 см, массой 0,5 кг. Самый большой – серый. Он может быть длиной до 3 м, массой около 30 кг. Это придел величины среди сумчатых. Детеныш рождается размером с грецкий орех и весит 1-2 г. Новорожденный слепой, голый, без ушей. Попав к маме в сумку, он настолько слаб, что молоко не сосет, оно само взбрызгивается ему в рот. Через 6-8 месяцев после рождения кенгуренок покидает сумку и начинает вести самостоятельный образ жизни, но далеко от матери не удаляется. И смешно бывает, когда, испугавшись чего-либо, уже взрослый кенгуренок бросается к матери и с разбегу ныряет в свою бывшую «крепость». Но теперь она его не спасает. Хотя голова и шея спрятались,  большая часть туловища, задние ноги и длинный хвост торчат наружу. Кроме сумчатых животных: коала, сумчатая белка-летяга, сумчатый волк, встречаются также ехидна, утконос, черный лебедь, страус эму.


Информационный лист №6

Для путешественников в  Антарктиду.

Антарктида – самый холодный материк на Земле. К таким суровым условиям приспособились немногие живые существа. Коротким, прохладным летом на побережье лед таит и на камнях видны мхи и лишайники. Другие растения здесь не живут, т.к. им не хватает тепла.

Наиболее известные животные Антарктиды – пингвины: Адели, императорский; буревестник. Пингвины великолепно приспособились к существованию в воде. Их крылья преобразованы в ласты, которыми они гребут , передвигаясь с редкой быстротой. Их лапы служат отличными рулями и помещаются именно там, где могут выполнять эту функцию наиболее эффективно, - на самом конце тела. Вот почему на суше для этих птиц характерна вертикальная поза. Под кожей находится слой жира. Перья узкие и длинные. Наиболее крупный из пингвинов - императорский. Высота его 120 см, вес до 16 кг. Питаются рыбой. Лето они проводят в море, усердно нагуливая жир. Зимой самка откладывает одно яйцо, а самец принимает яйцо на собственные лапы и заталкивает под покрытую густыми перьями складку на нижней стороне брюха. Самки собираются в стаю и уходят в море. Через 2 месяца на свет появляется птенец и теперь о нем заботится мать, вскармливая его переваренной рыбой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!