СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе "Холоднокровные животные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с особенностями стооения о образом жизни холоднокровных животных.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе "Холоднокровные животные"»

Тема: Холоднокровные животные.

Цель: расширить знания обучающихся о классах рыб, земноводных и пресмыкающихся; ввести понятие холоднокровные животные и их зависимость от температуры окружающей среды, значение этих животных.

Ход работы:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Знанья все сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2.Введение в тему.

ЭПИГРАФ: «В природе всё достойно изученья, бессодержательных объектов в мире нет».

Проверка Д\З (опрос) Повторение эволюционного древа животных.



- О ком мы сегодня будем говорить?

Разгадывают загадки о животных.

Блестит на солнце чешуя,

И вместо рук два плавника,

Глаза открыты постоянно,

И дышит жабрами, однако!

(рыбы)

Скачет в траве, - 
Глаза на голове, 
Скользкая и мокрая, 
Зеленая зверушка, 
А зовут ее -(Лягушка)


Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь!

(ящерица)


-Да, каждый из них принадлежит классу: рыб, земноводных и пресмыкающихся. Что между ними общего? ( Жизнь большинства связана с водой). А ещё? Чтобы определить общее свойство давайте послушаем стихотворения


Лягушка-квакушка
Улыбка до ушей!
Попрыгает по суше -
Поплавает в воде,
Веселая лягушка
Не пропадет нигде!
И тут и там она своя,
Она же земноводная,
Ее люблю за это я,
Хотя она холодная.


Что там шелестит в траве?!
Вьется тонкой змейкой?!
Это ужик по росе
Вылез из лазейки
Чтоб на солнышке погреться
За ночь он замерз
Замирает мое сердце
На змею похож.


На востоке дальнем в стужу
Не берет мороз горбушу,
Что ей холод – ерунда,
Рыбе главное – еда!

Анализируя стихотворение, подходят к теме «Холоднокровные животные».


-Давайте сформулируем определение «Холоднокровные животные», прослушав стихотворения:


Когда зимой на пруд приду
Лягушек там я не найду
Они на зиму улетают
На юг? А может, уплывают?
Похолоднеет лишь вода
Лягушка - нырк на дно пруда
Спешит себя в ил закопать,
Чтоб до весны там крепко спать.
Весной нагреется вода
Они проснутся все тогда
Когда к пруду весной придёшь
Поющих их в пруду найдёшь.

Измайлов А.

В холодной заводи речной,
Весь зелёный и большой,
Хвост предлинный волочил
Полусонный крокодил.

Зависимы ли эти животные от температуры? Все эти животные холоднокровные, то есть их температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды

У холоднокровных животных медленнее протекают процессы обмена веществ. Поэтому температура их тела выше температуры окружающей среды максимум на 1-2 градуса. Холоднокровные животные деятельны только в теплое время года. Когда температура снижается, то у холоднокровных животных снижается скорость движения (вы, наверно, замечали, "сонных" мух, пчел или бабочек осенью?) На зиму они впадают в состояние анабиоза, то есть в спячку.

У холоднокровных масса преимуществ. На нашей планете они более многочисленны. Преимущество холоднокровных в том, что другим животным для поддержания постоянной высокой температуры тела необходимо много энергии, то есть еды, и при ее недостатке во время похолодания они просто погибают, а холоднокровные спокойно могут пережить холодное время, залегая в спячку. Поэтому, например, практически голые холоднокровные амфибии - вездесущие животные, способные обитать во всех частях света, кроме Антарктиды!

- Что общего в строении? (Голова, тело, органы передвижения).

-А в чём различия?

3.Выполняют самостоятельную работу, заполняют таблицу.


Группа «Рыбки»

Рассмотреть внешнее строение рыбы.

Какие особенности строения рыб позволяют им жить в воде?

Работа с текстом стихотворений, рисунками ,живой объект-аквариумные рыбки:

«Оденьте» рыбку. На чешуе написать основные признаки рыб.

Группа «Лягушата»

Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и в воде?

Работа с текстом стихотворений, рисунками:

Будьте внимательны, в тексте есть ошибки!

Лягушка-квакушка
Улыбка до ушей!
Веселая подружка
И рыбок и мышей.
Попрыгает по суше -
Поплавает в воде,
Веселая лягушка
Не пропадет нигде!
И тут и там она своя,
Она же земноводная,
Ее люблю за это я,
Хотя она холодная.
Алдонина Р.


Мы и на суше рекордсменки,
И в каждой луже чемпионки.
У нас прыгучие коленки,
У нас на лапках перепонки.
Конечно, мы холодноваты,
Но наши песни так напевны.
Мы в ваших баснях глуповаты,
Но ваших сказках мы - царевны!

Валентин Берестов


Мы дышим жабрами, как рыбы
Мы дышим легкими, как люди.
Как птицы, мы летать могли бы.
Но лучше петь, как птицы, будем!
Конечно, неплохие трели
Порой выводят птицы эти!
Зато мы первыми запели,
Когда их не было на свете.
Лет мильон, а может, два
Слышал мир одно "ква-ква!"

У нас глазища, как алмазы,
А кожа цвета изумруда.
И мы рождаемся три раза,
А это, братцы, просто чудо.
Икринка малая в воде,
И головастик в резвой стайке,
И вот лягушечка на кочке
Сидит иль скачет по лужайке.
Вмерзла в лед - и вновь жива.
Вот лягушка какова!



Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего “живущий двойной жизнью”. Они могут жить и на суше, и в воде.

Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым. Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие.

У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды.



Группа «Черепашки»

Работа с текстом, рисунками

Какие особенности строения пресмыкающихся (на примере ящерицы) позволяют им жить на суше?

Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами, обычно рептилии ползут, “пресмыкаются”, безногие иначе просто не могут.

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место после земноводных. Пресмыкающиеся появились несколько миллионов лет тому назад. В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них - крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи живут на суше. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами. 

Все откладывают яйца.




Признаки

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Место обитания




Части тела




Органы передвижения




Как передвигаются




Органы дыхания




Из чего развиваются новые животные




Значение




Физкультминутка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.



4.Выступление каждой группы.

Каждая группа оформляет опорную схему.

5. «В природе всё достойно изученья, бессодержательных объектов в мире нет».Обсуждение значения холоднокровных животных.

6. Синквейн (закрепление)

Если есть время

а) В сказке Царевна- лягушка сбрасывала кожу. Правда это или вымысел?

( Амфибии по мере роста часто линяют, свою шкурку они поедают).

б) Змея, обвивающая чашу, является символом медицины. Почему?

в) Русская народная мудрость гласит «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше ». Для всех ли рыб это утверждение верно? Почему?

Если есть время

6. Рефлексия

7. Домашнее задание по выбору (творческие задания):

1. В стихотворениях о холоднокровных животных найдите биологические ошибки.

2. Составьте «биографию» холоднокровного животного (любого).

3. Напишите мини-сочинение на тему «Один день из жизни….», используя полученные знания.

4.Сочините стихотворения о холоднокровных животных.

5. Сделайте информационную подборку: «Знаете ли вы….», Это интересно»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!