СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии на тему "Разнообразие и значение бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока и дидактические материалы,  необходимые для продуктивной работы учащихся

Просмотр содержимого документа
«Нетленный мир (отрывок)»

Александр Беляев. Нетленный мир (отрывок)

«… На свете перемерли все бактерии. Все до единой….

– Экая беда! – ответил Симов. – Без простокваши и без сыру жить можно. Проживем и без уксусу: а что вино да пиво не будет скисать, так это даже лучше. Зато здоровье! Долголетие! Нет больше страха заразиться. ….. После смерти мы будем лежать бесконечно долгое время свежими, как сорванное яблочко. Мир стал нетленным! Да здравствует жизнь без бактерий!..

Если для Симова было безразлично, почему вдруг перемерли все бактерии, то это не было безразлично ученым, и они усиленно работали над разрешением задачи. Было высказано много гипотез. ….

Дальнейшие изыскания ученых продолжались, а жизнь шла своим новым, «нетленным» путем, и с каждым годом изменялось лицо Земли. Симов, совершенно оправившийся от своей болезни, и Зиновий осенью ходили на охоту и, бродя по окрестностям, могли наблюдать эти изменения. Опавшие листья устилали землю толстым ковром. Они больше не гнили, так же как ветки и сломанные бурями сучья. Лесная почва засорялась древесными отбросами, которые затрудняли доступ к корням воздуха и влаги и мешали обсеменению. Травы желтели, сохли, но не гнили. Сквозь прозрачную осеннюю воду рек и прудов видно было дно и на дне прекрасный разноцветный, нетленный, толстый ковер опавших листьев, а на этом ковре целое кладбище: мертвые рыбы и лягушки. Всюду по полям и лесам валялись дохлые вороны, трупы кошек, собак. Не было больше могильщиков – бактерий, которые быстро превращали трупы в простейшие химические элементы.

Потребности в топливе, как и в пище, увеличивались необычайно быстро: с тех пор как исчезли заразные болезни, прирост населения увеличивался неудержимо. Источники же питания, наоборот, быстро иссякали. В почву больше не поступали продукты гниения – аммиак и азот. Без этого удобрения почва с каждым годом истощалась, урожаи падали. Старые леса гибли, заваленные буреломом, новые не подрастали, так как тот же бурелом препятствовал обсеменению и росту. Ученые выбивались из сил, работая над тем, чтобы изобрести поскорее средства, которые могли бы хоть в небольшой степени заменить работу бактерий, но похвалиться удачами нельзя было. То, что бактерии делали быстро и незаметно, приходилось достигать дорогою ценою и слишком медленно. Круговорот веществ был нарушен. То, что умирало, становилось нетленным и этим самым связывало навсегда вещества, необходимые для постройки новых живых клеток.

Правда, в новом порядке вещей были и некоторые выгоды: мясо больше не портилось. Симов и Лукьянов осенью настреляли горы уток, и они пролежали весь год на солнцепеке и не испортились. Но эти небольшие выгоды не искупались большими потерями. Через несколько лет уже нельзя было пройти по лесу – горы листьев, веток и сучьев поднимались почти до вершины. Леса глохли, деревья засыхали. Почва истощалась и почти не давала урожаев. Искусственного удобрения не хватало. Люди уже голодали, а впереди была голодная смерть. Не было больше заразных болезней, но появились новые, неведомые ранее болезни. Люди, даже питавшиеся относительно хорошо, как – то чахли, теряли силы, истощались. Врачи полагали, что это зависело от того, что в организме людей, в их желудке и кишках, не было больше бактерий, которые выполняли очень важную и полезную роль. Пища в желудке не переваривалась так, как надо, не претерпевала тех изменений, которые делали ее особенно полезной для организма.

И вот настал день, когда сумасшедший учёный Тридон телеграфировал: «Сегодня выпускаю бактерии на волю. Но предупреждаю, я выпущу их всех: вредных и полезных – работников и убийц. Боритесь с ними сами, если можете. Тридон».

Бактерии распространились по земной поверхности, в воздухе и воде с необычайной быстротой. Круговорот веществ начался вновь. Неутомимые работники – бактерии принялись за свою обычную работу. Прошло еще несколько недель, и на месте гор падали лежали уже горы, правда значительно меньших размеров, великолепного азотистого удобрения. Это удобрение развозилось по полям. Наступили годы небывалых урожаев. На перегное выросли новые густые леса и высокие сочные травы.

Животные и люди пополнели и окрепли. Эпидемии быстро пошли на убыль. Хорошо упитанный Симов уже не кашлял. Болезнь не возвращалась к нему. Встретив своего приятеля Лукьянова, Симов сказал:

– Приходи, Зиночка, ко мне завтра к обеду, будем простоквашу есть. Молочнокислые бактерии потрудились на славу и приготовили отличную простоквашу».





Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект»

Тема урока: «Разнообразие и значение бактерий» (6 класс)


  1. Заполните таблицу «Формы бактериальных клеток»


Форма

Рисунок

Примеры заболеваний, вызванных бактериями такой формы

Кокки



Ангина

Диплококки



Дифтерия

Стрептококки




Тиф

Бациллы



Столбняк, туберкулёз

Вибрионы



Холера


  1. Запишите определения:

Аэробы – это ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Анаэробы – это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________



  1. З

    Способы питания бактерий

    аполните схему



Автотрофный

особенности:

…………………………………………………………………………………………………………………


Гетеротрофный

особенности:

………………………………………………………………………………………………………………………
















  1. Роль бактерий.


В природе

В жизни человека

Положительная

Отрицательная













Проверьте свои знания!

«Бактерии (греческого «бактерион» - маленькое животное) – преимущественно одноклеточные существа.

Они могут выглядеть в виде палочек, шариков, кубиков и закрученных форм.

Похожие на штопор извитые бактерии называются вибрионами, а палочковидные – кокками.

Несмотря на внешние различия, у всех бактерий есть общая черта – у них нет оформленного ядра.

Такие организмы называются эукариотами.

Многие бактерии могут быть опасны для человека.

Большинство из них не способны к самостоятельному передвижению, поэтому им приходится «ждать», когда их передадут при кашле и чихании, рукопожатии или другим способом.

Бактерии вызывают такие болезни, как грипп, туберкулѐз, холера, чума и д.р.

Но есть и полезные для человека бактерии. С их помощью получают такие продукты, как кефир, сыр, квашеная капуста и пр.

.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие и значение бактерий»

Урок биологии для учащихся 6 класса на тему «Разнообразие и значение бактерий»

Цели:

  • образовательная - познакомить с многообразием бактерий, их классификацией, ролью в природе и жизни человека;

  • развивающая – продолжить развитие познавательного интереса к предмету, личностных УУД (объяснение мер профилактики инфекционных заболеваний, правил хранения продуктов), коммуникативных УУД (умение выдвигать гипотезы, слушать товарищей, строить умозаключения, приводить аргументированный ответ), регулятивных УУД (умение формулировать цель урока, представлять результаты работы);

  • воспитательная – содействовать формированию научной картины мира, формировать навыки здорового образа жизни, убедить учащихся в практической значимости изучаемого материала (объяснение мер профилактики инфекционных заболеваний, правил хранения продуктов).


Оборудование: таблицы с изображением бактерий, учебник, листы с опорным конспектом на каждого ученика.


УМК: Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6 класс. Линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013


Тип урока: комбинированный.


Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Приветствуют учителя

Регулятивные

Коммуникативные

2

Мотивация

Сегодня мы продолжим знакомство с самыми древними обитателями нашей планеты – бактериями. Как вы думаете, о чём пойдёт разговор?

Для чего мы так подробно изучаем бактерии?

Сформулируйте цель урока.


Выдвигают предположения


Формулируют цель

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

3

Актуализация знаний

  • Какие организмы называют прокариотами?

  • Какие существа к ним относятся?

  • Почему бактерии выделили в отдельное царство?

  • Какое строение имеют бактериальные клетки?

  • Как размножаются бактерии?

  • Учёными было подсчитано, что 1 бактерия за 10 суток может дать потомство, равное по объёму земному шару. Почему же этого не происходит?

  • Для чего служат споры бактерий? Чем отличаются споры бактерий от спор растений?

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные

Коммуникативные

4

Первичное усвоение новых знаний

Вы уже знаете, что бактерии населяют все среды обитания. Различаются они не только внешне, но также способом питания и дыхания.

Посмотрите, насколько разнообразными могут быть эти микроскопические организмы! Какими же бывают бактерии по форме? Рассмотрим рисунки учебника и выполним первое задание.

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.189 и заполните в опорном конспекте таблицу «Формы бактериальных клеток» (задание 1).







Заполняют таблицу

Регулятивные

Познавательные

Одно из свойств живых организмов - дыхание. Чем дышат живые существа?

Дышат и бактерии.

Как вы думаете, нужен ли бактериям кислород? Большинству – нужен (это бактерии-аэробы), но для некоторых является ядом. Такие бактерии назвали анаэробами (ан – отрицание, air - воздух).

С чем связано деление бактерий на эти группы?

Как вы думаете, влияет ли среда обитания на тип дыхания?

Сформулируйте определения «анаэробы» и «аэробы» и запишите их в ваш опорный конспект (задание 2).

Все организмы питаются.

Какие способы питания вам известны?

На какие группы делятся организмы по способу питания?

Кто относится к этим группам? Приведите примеры.

Некоторые из бактерий способны, как и растения, создавать органические вещества из неорганических. Как бы вы назвали такие бактерии?

Как вы думаете, какая черта строения позволяет им питаться подобно растениям?

Большая часть бактерий способна питаться готовыми веществами (как называется тот тип питания?).

Пищей им может служить всё, что угодно – продукты питания, мёртвые останки, тела других организмов.

Заполните схему «Группы бактерий по способу питания» в опорном конспекте (задание 3).

При работе опирайтесь на текст учебника (с. 190)

Включаются в беседу






Отвечают на вопросы.


Формируют определения аэробов и анаэробов, записывают в опорный конспект


Отвечают на вопросы учителя









Работают с текстом учебника, составляют схему «Группы бактерий по способу питания».




Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Как вы думаете, полезны или вредны бактерии?

Я предлагаю вам послушать отрывок из рассказа русского писателя –фантаста Александра Беляева «Нетленный мир». После этого вы сможете более полно ответить на мой вопрос.


Заполните в опорном конспекте таблицу (задание 4) о роли бактерий в природе и жизни людей.

Высказывают мнения


Слушают рассказ, узнают о роли бактерий в природе и жизни человека.

Заполняют опорный конспект

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

5

Первичная проверка понимания

Объясните факты, используя полученные сегодня знания:

  1. Бактерии участвуют в круговороте веществ, превращая тела животных и остатки растений в перегной. Однако в пустынях процесс гниения идёт крайне медленно. Почему?

  2. Именно бактерии -сапрофиты часто портят продукты питания. В армии Наполеона повар Франсуа Аппер очень был озадачен тем, как сохранить продукты питания от порчи при долгих походах армии. Повар был находчивый человек и изобрёл технологию длительного хранения продуктов. Объясните, как ему это удалось?

  3. Известно, что одно из самых грозных заболеваний человечества – чума – вызвано определёнными бактериями. Переносчиками чумы являются грызуны. В начале VII в до н.э. ассирийский царь задумал захватить древний иудейский город Иерусалим. Союзником иудеев был фараон Египта. План по разгону врага был довольно прост: фараон ночью вышел с группой своих воинов навстречу ассирийской армии и выпустил большое количество мышей. Ассирийское войско отступило и в панике бежало. Что испугало воинов?

  4. Известно, что в местах массового скопления людей (кинотеатрах, вокзалах, классной комнате) воздух насыщен бактериями, а в природных условиях их значительно меньше. Какими способами можно уменьшить количество бактерий в комнате?

  5. В нашем кишечнике проживает полезная бактерия – кишечная палочка. Именно она помогает нам усваивать растительную пищу. Поддерживать здоровье кишечника помогают также бактерии кисломолочных продуктов – таких помощников называют симбионтами. Объясните, как избежать отравления кисломолочными продуктами?

Работают в группах на местах. После обсуждения представитель группы отвечает на вопрос.

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

6

Первичное закрепление

Найдите ошибки в приведённом тексте и исправьте их (курсивом выделены ошибки).

«Бактерии (греческого «бактерион» - маленькое животное) – преимущественно одноклеточные существа. Они могут выглядеть в виде палочек, шариков, кубиков и закрученных форм. Похожие на штопор извитые бактерии называются вибрионами, а палочковидные – кокками. Несмотря на внешние различия, у всех бактерий есть общая черта – у них нет оформленного ядра. Такие организмы называются эукариотами. Многие бактерии могут быть опасны для человека. Большинство из них не способны к самостоятельному передвижению, поэтому им приходится «ждать», когда их передадут при кашле и чихании, рукопожатии или другим способом. Бактерии вызывают такие болезни, как грипп, туберкулѐз, холера, чума и д.р. Но есть и полезные для человека бактерии. С их помощью получают такие продукты, как кефир, сыр, квашеная капуста и пр.»

Анализируют текст на наличие ошибок

Познавательные

Регулятивные

7

Контроль усвоения

Обменяйтесь текстами с соседом по парте и проверьте правильность заполнения. Какие ошибки были допущены?

Осуществляют контроль и взаимоконтроль.

Познавательные

Регулятивные

8

Домашнее задание

Изучите текст параграфов 50-51, ответьте на вопросы.

Задание по выбору (для удовольствия):

А) Подготовьте буклет о бактериях, в котором расскажите об их жизни и значении.

Б) Подготовьте сообщение об открытии пенициллина – лекарства, с помощью которого люди победили многие бактериальные заболевания.

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Коммуникативные

9

Рефлексия


О чём вы сегодня узнали на уроке? Полезны ли будут эти знания? Как эти знания помогут вам в жизни?

Отвечают на вопросы, высказывают личное мнение

Личностные

Коммуникативные



Литература:


1.Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7-9 классы. Биология. География/А.П. Большаков. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95с.

2. Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы/Г.А. Воронина. – 2е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 176с.

3. Демьянков Е.Н. биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 160с.: ил.

4. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Линия «Ракурс»/Т.А. Исаева, Н.И. Романова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 224с.: ил.

5. Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс»/авт.-сост. А.В. Марина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 272с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!