СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 7 классе "Внешнее строение и жизнедеятельность дождевых червей".Лабораторная работа №3 "Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема урока: Внешенее строение дождевого червя. Наблюдение за поведением, движением и реакцией на раздражение

Просмотр содержимого документа
«урок 7 класс»

Тема: Внутреннее строение и жизнедеятельность дождевых червей. Лабораторная работа №3. «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя

Цель урока: раскрыть особенности строения системы внутренних органов дождевого червя в связи с их функциональным значением, показать более сложное строение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями; продолжить формирование умений работать с учебником и нагляд­ными материалами.

Задачи урока: 

1.Изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя. Выяснить какие особенности внутреннего строения дождевого червя указывают на его более высокую организацию по сравнению по сравнению с другими червями.

2. Развивать умение вести наблюдение за животными, сравнивать, делать выводы.

3. Способствовать формированию умения работать с инструктивными карточками, учебником, рисунками, дополнительными источниками информации; работать в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, самостоятельность, развивать интерес к предмету. Ожидаемые результаты: ученик знает особенности строения дождевого червя, умеет выделять общие признаки внутреннего строения червей, сможет охарактеризовать особенности внутреннего строения дождевого червя .

Учебник/литература: «Биология 7 класс» К. Кайым, Р. Сатимбеков, К. Жунусова , А.Соловьева. Алматы: Атамүра, 2016

Оборудование: Таблица «Дождевой червь», рисунки червей, микро­скопы, микропрепараты, видеоролик, компьютер, , дополнительная литература.

1.Актуализация знаний:

Выберите признаки, характерные для типа червей

1 вариант: Плоские черви

2 вариант: Круглые черви

1. Паразитический образ жизни 2. Свободноживущие формы 3. Сквозная пищеварительная система

4. Замкнутая пищеварительная система

5. Двусторонняя симметрия тела

6. Тело округлое в поперечном сечении 7. Тело плоское листовидной или лентовидной формы 8. Имеются присоски 9. Имеется кожно-мускульный мешок 10. Полость тела заполнена жидкостью 11. Гермафродиты 12. Раздельнополые

13. Трехслойные животные.

14. Три группы мышц.

15. Одна группа мышц.

Коды ответов:

1 вариант: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14

2 вариант: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 15

2. Введение в тему

С какими типами червей мы познакомились на прошлых уроках? (Плоские и Круглые черви). Попробуйте определить, о каких животных пойдет речь:

  • для рыбаков они - наживка для ловли рыбы;

  • для обычного человека это просто обитатели почвы, разрыхляющие её.

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока (ответы учащихся).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и эпиграф урока- слова Ч.Дарвина.

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. (Дарвин Ч., 1881)

Для изучения нового материала учащимся предлагается задание –работая с текстом параграфа 19 подготовить постеры и защитить их:

1) кожно-мускульный мешок и движение кольчатых червей.

2) пищеварительная система

3) дыхательная система

4) кровообращение

5) нервная и выделительная системы.

3. Просмотр и обсуждение видеоролика «Движение дождевых червей »


Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа №3

Тема. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением,

ответной реакцией на раздражение.


Цель: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя.

Оборудование: дождевой червь, лупа, сосуд (10х30см), чашки Петри,

пинцет, луковица.


Ход работы.

1.Вспомните местообитание дождевого червя.


Дождевой червь


2. Рассмотрите тело червя, измерьте длину тела линейкой. Посчитайте количество члеников тела. Определите, какое на ощупь тело червя, его кожа.


3.Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С помощью лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Понаблюдайте за движением червя по различным поверхностям – стеклянной, деревянной и обсыпанной песком.

4.Понаблюдайте за движением, ориентировкой, раздражимостью. Пинцетом захватите лук и положите перед дождевым червем. Пронаблюдайте его поведение.


Вывод. В ходе лабораторной работы изучили внешнее строение дождевого

червя. Нашли передний и задний конец тела дождевого червя,

наблюдая за его передвижением. Пронаблюдали явление

раздражимости, положив кусочек лука перед червем, и наблюдая

его реакцию.

4.Закрепление изученного материала. Выполнение теста в 2- х вариантах.

  1. вариант.

1.Дождевой червь обитает в:

а)морской воде б)пресных водоемах в)кишечнике человека г) почве

2. Система органов дождевого червя, выполняющая функцию переноса кислорода, питательных веществ, не нужных продуктов обмена:

а) кровеносная б) выделительная в) дыхательная г) размножения.

3. Затаскивание дождевыми червями в норки листьев и других растительных остатков способствует:

а) перемешиванию почвы б) проникновению в почву воздуха,

в) обогащению почвы органическими веществами г) проникновению в почву влаги.

4. Тело дождевого червя при сокращении продольных мышц:

а) становиться плоским б) укорачивается в) уменьшается в диаметре г) вытягивается

5. Часть тела, через которую у дождевого червя удаляются непереваренные остатки пищи.

а) кожа б) органы выделения в) ротовое отверстие г) анальное отверстие.

6. Щетинки дождевого червя:

а) создают опору при движении б) увеличивают длину тела,

в) сокращают длину тела г) являются наружным скелетом.

7. Дождевой червь передвигается в почве:

а) только передвигая ее б) только пропуская землю через пищеварительную систему в) раздвигая почву и пропуская ее через пищеварительную систему г) пользуясь только готовыми ходами.

8. Органы выделения дождевого червя:

а) мочевой пузырь б) выделительные трубочки в) почки г) зеленая железа

9. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими.

а) имеют вытянутое тело б) имеют влажную кожу, покрытую слизью

в) кислород и питательные вещества переносятся с помощью кровеносной системы г) имеют двустороннюю симметрию тела.

10. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

а) трехслойные животные б) их тело состоит из члеников.

в) по бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела.

г) передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.



2 вариант

1. Если судить по разнообразию видов, то лучше всего приспособлены к жизни:

а) кишечнополостные б) плоские черви в) круглые черви;

г) кольчатые черви.

2. Поясок на теле дождевого червя имеет значение для:

а) питания б) движения в) выделения г) размножения

3. Дождевой червь питается:

а) простейшими животными б) бактериями в) перегноем и опавшими листьями.

4. Кольчатые черви живут в:

а) морях б) пресных водоемах в) организме других животных г) почве.

5. Как дышит дождевой червь:

а) дыхание всей поверхностью тела

б) дыхание с помощью легких

в) дыхание с помощью кишечника

г) дыхание жабрами

6. Тело дождевого червя может вытягиваться в длину благодаря работе:

а) продольных мышц б) поперечных мышц в) кольцевых мышц.

7. Тело дождевого червя способно укорачиваться благодаря работе:

а) продольных мышц б) поперечных мышц в) кольцевых мышц.

8. Дождевой червь прокладывает себе дорогу в почве:

а) раздвигая ее частицы и протискивая конец тела;

б) просверливая почву концом тела;

в) размягчая почву выделяемой слизью;

г) проедая ходы и пропуская почву через кишечник.

9. Кровеносная система впервые появилась у:

а) кольчатых червей б) кишечнополостных в) круглых червей г) ракообразных

10. Кровеносная система у дождевого червя:

а)замкнутая                                              в)отсутствует

б)незамкнутая                                          г)включает сердце

5.Рефлексия

Предлагается ответить на вопросы на стикерах.

С какой темой вы познакомились на уроке? Вам было интересно на уроке? Что вы узнали нового на уроке?

Отвечают на вопросы, делают записи на стикерах.

Д/з изучить параграф 19, ответить на вопросы А,В,С




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!