Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.
Тема | Мхи |
Цели | Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов,папортников,хвощей,плаунов. как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений - Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации - Познавательные УУД: |
Планируемый результат | Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека Знать: как устроены мхи, папортники, хвощи. плауны, их образ жизни и значение в природе и жизни человека Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний
Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи |
Основные понятия | Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф |
Межпредметные связи | Экология, литература, медицина, география |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Актуализация ( 10 мин) | Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли» | На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли» и лишайники. | Экспресс-опрос 1)Какие нам уже известны царства живой природы? 2) Где обитают водоросли? 3) Какое строение имеют водоросли? 4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям? 5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема? 6) На какие группы мы можем разделить водоросли? 7) Как человек использует водоросли? 8)Почему аквариум не ставят возле окна? | - назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение водорослей; - способ питания и дыхания; - многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека; | Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) |
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) | Отгадывают о чем идет речь? Карандашом подчеркивают интересные моменты. | (На фоне спокойной музыки.) Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Какой из этих способов вам больше нравится? Почему? Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно. Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Что там интересного? Во-первых: из таких болот берут начало реки. И великая русская река Волга, на которой мы имеем счастье жить, тоже начинается с такого небольшого ручейка. (Слайды.) А во –вторых… Чтобы ответить на вопрос нам поможет рассказ Н.М.Верзилина. Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке? | Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота. Читают рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте». | | (Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | Формулируют цели урока. | Итак, тема урока - « Мхи, папоротники, хвощи, плауны». Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…» Дополняет и обобщает: Строение мхов; Сравнение сфагнума и кукушкина льна Практическое применение мхов. Как построим свою работу на уроке? Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист. | На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают. - прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов | | (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок |
III. Изучение нового (10 мин) | После просмотра ответят на вопрос; Есть стебель, лист, но нет корней. 1 вариант – кукушкин лен 2 вариант - сфагнум | Как продолжили фразу в тетради? Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения? Все ли мхи имеют одинаковое строение? | Мох – это высшее растение. Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения) Используя, учебник §20 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна. Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом. Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум | Стебли | не ветвистые | ветвистые | Листья | Узкие | Более широкие | Наличие ризоидов | Есть | Нет | Коробочка | Удлиненная | Круглая | Наличие воздушных клеток | Нет | Есть | Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая | Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое | Где растет | В лесу | На болоте | Образует ли торф | Нет | Да | Физкультминутка Интерактивная доска ( работа всего класса) Он снизу седоватый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Какую оценку вы бы поставили автору стихотворения за знанием мхов. ( работа в группе) Выполните задание в тетради . Записать в рабочем листе «Как используется торф человеком» | | (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга. (Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию |
IV. Закрепление нового (15 мин) | | Презентация задает вопросы. | | | (Познавательные УУД). Что нового узнали на уроке. (Коммуникативные УУД). Умение слышать и слушать других |
V. Контролирующее задание (4 мин) Цель: - проверить умение . | | | Тест с использованием системы быстрого тестирования. Кукушкин лен – это: А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям: А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья Сфагнум отличается от кукушкина льна : А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов Благодаря мертвым клеткам сфагнум: А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду В чем заключается сходство кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое: А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф В военное время сфагнум часто использовали: А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания | | (Познавательные УУД) Проверка знаний (Личностные УУД)умение ставить задачи на самоопределение «Я знаю» (Регулятивные УУД). Умение применять свои знания |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | | - Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека? Оцените свою работу на уроке. Кого бы вы с одноклассников отметили за активную работу на уроке. Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока. | | | (Коммуникативные УУД) контроль и оценка результатов деятельности (Регулятивные УУД).формулирование и аргументация своего мнения (Личностные УУД). Выражение своих мыслей |
Итог урока. Д\З | | Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось , чтобы вы жили – так, как будто все на свете является чудом! | | | |
_________________________________________________________ __________________________________
_________________________________________________________ ___________________________________
__________________________________________________________ ___________________________________