Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС
«Голосеменные растения»
Данная разработка урока по теме «Голосеменные растения» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Учитель биологии
Щипцова ИринаИвановна,
МБОУ Алгасовская СОШ
Тема урока: «Голосеменные растения».
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях и проверить уровень усвоения учебного материала.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.
Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентаций; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).
Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Различать голосеменные растения;
Объяснять фразу «Голосеменные – индикаторы чистоты воздуха», вещества - фитонциды.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных знаний
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.
Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: проблемного изучения, ИКТ, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие, проектной деятельности, критическое мышление, игровые.
Ресурсы урока: гербарий голосеменных растений, шишки сосны, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Многообразие видов голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение», интернет – ресурсы.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, высшие семенные растения, фитонциды.
Межпредметные связи: экология, география.
№ | Этап урока | Время | ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | 1мин. | | Стимулирование учащихся к учебной деятельности. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний. | 2 мин. | Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником | Проектирование главной задачи урока | Актуализируют свои знания, определяют, что известно по данной теме. Составление кластера по теме «Плауны. Хвощи. Папоротники» |
3. | Проверка домашнего задания | 8 мин. | Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником | Организация индивидуальной работы по карточкам | Систематизация знаний по пройденной теме. |
4. | Изучение нового материала. | 15мин. | Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Работа по вопросам с учащимися. | Выдвигают версии проблемы. Вступают в диалог, проговаривают и осознают. |
5. | Целеполагание. Использование ТКМ. | (1 мин.) | | Создание готовности к предстоящей деятельности. | Формулирование темы урока. |
6. | Планирование учебной деятельности | (1 мин.) | | Инструктирование учащихся для организации игры «Исследовали». | Учатся самостоятельно организовывать учебное действие, добывать знания |
7. | Физминутка (здоровье-сберегающий компонент) | (1 мин) | | Игра на внимание | Играют, демонстрируя свои знания по новой теме. |
7. | Работа в парах | (10 мин.) | Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником | Консультативная помощь группам. Помощь в формировании умения овладения смысловым чтением. | Работа в группах. Определяют лидеров, распределяют учебную деятельность в группе. Работа с учебной и дополнительной литературой |
8. | Закрепление нового материала | 3 мин. | | Организация работы с гербарием и таблицей. | Работа с гербарием. Выбор, определение голосеменных растений, систематизация. Защищают выполненные задания, определяют практическое использование знания темы в жизни человека. |
9. | Рефлексия | 2 мин. | | Организация подведения итога урока, достижения цели урока, выставление оценок за работу на уроке | Анализируют свои достижения, оценивают себя и работу группы. Определяют личностный уровень усвоения материала |
10. | Домашнее задание | 1 мин. | | Комментирует д/з. п.17 до раздела покрытосемянные Творческое задание. | Запись д/з, выбор творческого задания. |
| | | | | |
Приложения
1.Материалы для проверки домашнего задания
Карточка 1.
Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям?
Где они растут?
Опишите их строение?
Карточка 2.
Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите это.
Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников.
2. Кластер
3.«Игра на внимание» (физминутка):
Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой и хлопок.
-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
-Голосеменные - древняя группа низших растений.
-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
-Сосна - тенелюбива.
-Ель – теневыносливая порода.
-Лиственница – холодостойкая порода.
-Можжевельник часто встречается в наших лесах.
4. Закрепление нового материала
Учащимся предлагается карточка, которую необходимо заполнить
Признаки сравнения | Деревья |
ель | сосна | лиственница |
Отношение к почве | | | |
Отношение к свету | | | |
Форма кроны | | | |
Продолжительность жизни хвоинок | | | |
Способ распространения семян | | | |
Заполненная карточка выглядит так:
Признаки сравнения | Деревья |
ель | сосна | лиственница |
Отношение к почве | песчаные | богата питательными веществами | нетребовательна |
Отношение к свету | светолюбива | теневынослива | светолюбива |
Форма кроны | пирамидальная и раскидистая | пирамидальная | пирамидальная |
Продолжительность жизни хвоинок | 2 – 3 года, | 5 – 7 лет иногда 9 лет | с весны до осени |
Способ распространения семян | ветер | ветер | ветер |
Используемая литература:
1.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2015 г.
2. Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учи-У71 телей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник,
С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.: ил. — (Академиче-ский школьный учебник) (Линия жизни). — ISBN 978-5-09-024636-1.
3.Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником
6