Конспект
повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнедеятельность организмов» 6 класс
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о системах живых организмах, особенностях их строения и жизнедеятельности.
Задачи: продолжить формирование представлений о растениях и животных как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях органов и систем органов; особенностях строения систем животных и растений в зависимости от выполняемой функции.
продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач;
воспитывать бережное отношение к природе;
продолжить работу по формированию правильной самооценки учащихся, умения работать в группе.
Оборудование: учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”, презентация, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями.
План урока
I.Орг.момент. (1 мин).
II. Проверка знаний и умений.
Загадочное письмо.(4 мин)
Станция «Сортировочная» (4 мин)
Станция «Питательная» (4 мин).
Станция «Дыхательная» (4 мин).
Станция «Опорно-двигательная» (4 мин).
Станция «Транспортная» (4 мин).
Обмен веществ и энергии (4 мин).
Подведение итогов (5 мин). 4.Домашнее задание (3 мин). 5. Рефлексия (3 мин).
Ход урока
I. Организационное начало урока. Приветствие. Проверка присутствующих. Класс делится на 4 команды. По 3 человека в каждой и рассаживается за 4 парты.
II. Проверка знаний и умений.
1. Загадочное письмо.
- Добрый день, дорогие друзья. Придя сегодня в школу, я обнаружила один очень интересный предмет. (Учитель достает и показывает бутылку с запиской). Внутри бутылки лежит записка. Давайте попробуем прочитать, что же там написано. Текст записки. (Текст записки и задания дублируются в презентации)
«Здравствуйте, дорогие друзья 6 классники! Я, ………………., приглашаю вас в путешествие по стране ДЖЗНИИЕЯЛЬТОСТЬНЕ РГОЗМОВАНИ (первое задание расшифровать название страны).
Посетив станции П ………….Я, Д…………Я О………….О-Д…………Я, В…………….Я, Т………………..Я
(Вставить пропущенные буквы) и выполнив на них задания, вы сможете расшифровать кодовый замок на шкатулке и получить сюрприз, находящийся в ней. Но он достанется только самым умным, находчивым и смелым. Там же вы сможете узнать мое имя. Желаю удачи!»
(После правильного выполнения задания команда получает букву кодового слова на шкатулке).
2. Станция «Сортировочная».
-Мы прибыли с вами на первую станцию «Сортировочная». Для того, чтобы отправиться дальше в путь, необходимо рассортировать органы животных и растений по системам, которые они образуют. Я буду называть органы животных, а вы будете записывать названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Каждая команда выбирает листочек с названием системы. (выделительная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная).
“Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, кишечник, мочевой пузырь, лёгкие, мочеиспускательный канал, анальное отверстие, кровеносные сосуды, бронхи, капилляры.”.
Правильные ответы:
Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.
Дыхательная система: трахея, легкие, жабры, бронхи.
Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды, капилляры,
(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок и правильные ответы записаны на слайде презентации), за правильно выполненную работу команда получает первую букву - Ь)
3. Станция «Питательная».
На экране текст, в котором допущены ошибки, такой же текст у каждой команды на столах. Задание: найти и исправить ошибки в тексте.
Животные и растения получают питательные органические вещества благодаря процессу фотосинтезу. Растения имеют пищеварительную систему, состоящую из рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника, анального отверстия. Животные по способу питания делятся на группы: растительноядные (лев, медведь), хищные (лось, олень), трупоеды (блоха, аскариды), паразиты (грифы, шакалы).
Взаимопроверка (команды меняются листочками, правильный ответ на экране). За правильное выполнение задания получают букву –Ж
4. Станция «Дыхательная»
У каждой команды карточки с заданием. Допишите пропущенные слова.
В процессе дыхания живые организмы поглощают ……….., а выделяют …………
Органы дыхания рыб называются …………..
Органы дыхания земноводных ………….,………….
Органы дыхания млекопитающих и человека ………….,……..,…….
Взаимопроверка правильные ответы на экране. За правильные ответы, буква - !
Станция «Опорно-двигательная».
Физминутка. Под музыку выполнить движения за учителем.
Дополнительные вопросы командам:
Перечислите значение опорно-двигательной системы.
Назовите органы, входящие в опорно-двигательную систему.
Распределите животных в две группы: с наружным скелетом и внутренним. (Слайд презентации с картинками животных). В два столбика выпишите номера животных с наружным и внутренним скелетом.
Взаимопроверка, правильные ответы на слайде презентации. За правильные ответы буква- И
Станция «Транспортная».
Игра 4 лишний. Выберите и объясните, что является лишним.
Сосуды древесины, ситовидные трубки, сердце, корневое давление
Сердце, легкие, вены, артерии
Кровь, гемолимфа, органические вещества.
За правильные ответы буква - З
Станция «Обмен веществ и энергии».
Задание: на карточках подписать вещества, поступающие и выделяющиеся в процессе обмена веществ в животных и растительных организмов.
животные
растения
Дополнительные вопросы командам:
Какие системы участвуют в обмене веществ?
Могут ли органы и системы органов существовать отдельно друг от друга?
Взаимопроверка, за правильность выполнения буква - Н
III. Подведение итогов. Из полученных букв сложите кодовое слово – ЖИЗНЬ!
Все живые организмы, будь то растение или животное, существуют благодаря взаимосвязанной работе всех органов и систем органов.
Не зря кодовым словом на шкатулке является слово - ЖИЗНЬ
Открытие шкатулки. В шкатулке находятся семена для каждой команды: подсолнечника, фасоли, пшеницы, гороха, и инструктивные карточки с заданием.
Посмотрите, вот это сюрприз, он пригодится нам для последующих занятий, где мы будем продолжать изучать жизнедеятельность организмов. Вам даны инструктивные карточки с заданием, которые вы должны будете выполнить и записать отчет в таблицу наблюдений. Это и будет вашим домашним заданием.
Инструктивные карточки.
Рассмотрите семена. Зарисуйте их.
Замочите их в воде.
Как только они набухнут, посадите в грунт.
Отмечайте в дневнике наблюдения все изменения и зарисовывайте растение на разных стадиях развития.
Дата наблюдения | Что делали | Что наблюдали | Рисунок |
| | | |
Но кроме этого мы еще должны узнать имя таинственного незнакомца. Это – ВАШ ДРУГ БИОЛОГ-ЛЮБОЗНАЙКА. И он приготовил вам еще один сюрпиз – видеоролик «Этот удивительный мир».
Рефлексия. Учащимся раздаются зеленые, желтые и красные карточки.
Если вам все понятно, и вы уверены, что сможете ответить на вопросы по данной теме – поднимите зеленую карточку.
Если вам материал понятен, но вы не уверены в себе – желтую карточку.
Если вы не поняли тему – красную.
5
[Введите текст]