11 класс Урок ____ Дата ________
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ
Цель: сформировать представление о строении и физических характеристиках планет земной группы
Планируемые результаты
Предметные:
называть параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы;
характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы;
получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы, обосновывать и сравнивать характеристики планет земной группы
Метапредметные:
работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в различной форме;
соотносить характеристики планет земной группы с основами теории формирования планет Солнечной системы;
формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с особенностями планет земной группы
Личностные:
организовывать целенаправленную самостоятельную познавательную деятельность;
высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: ПК, интерактивная доска
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Актуализация знаний
У доски: Упр. 13 (с. 97)
Характеристика планеты Земля
Характеристика Луны
Общее и различия в характеристиках Земли и Луны
Мотивация. Этап постановки целей и задач урока
– Назовите планеты земной группы
– Какие характеристики планет земной группы позволяют говорить об их сходстве?
Сегодня на уроке наши отдельные представления необходимо перевести в разряд научно обоснованных и системных.
– Какова тема сегодняшнего урока?
– На какие вопросы вы хотели бы ответить на сегодняшнем уроке? Узнать … Научиться …
Открытие новых знаний
Вспомним, каков план характеристики планеты?
Расстояние от Солнца до планеты (а. е.)
Масса планеты (в массах Земли)
Радиус планеты (в радиусах Земли)
Плотность (г/см3)
Рельеф и цвет планеты
Вид на звездном небе
Атмосфера (давление, состав)
Температура на поверхности (°С)
Период вращения (вокруг своей оси)
Период обращения (вокруг Солнца)
Магнитное поле
Спутники
Работа в группах (§ 18, Приложения)
Учащиеся характеризуют планету, заполняют таблицу:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Меркурий | Венера | Марс |
ФИЗМИНУТКА
Включение нового знания в систему
Обсуждение и представление результатов работы (сопровождается демонстрацией презентации)
№ | Характеристики планет | Меркурий | Венера | Земля | Марс |
1 | Расстояние от Солнца до планеты (а. е.) | 0,4 | 0,7 | 1,0 | 1,5 |
2 | Масса планеты (в массах Земли) | 0,055 | 0,816 | 1,000 | 0,107 |
5 | Радиус планеты (в радиусах Земли) | 0,38 | 0,95 | 1,00 | 0,53 |
4 | Плотность (г/см ) | 5,43 | 5,24 | 5,52 | 3,94 |
5 | Рельеф и цвет планеты | поверхность скалистая, испещрённая кратерами | Поверхность Венеры преимущественно (на 90%) равнинная, хотя обнаружены три возвышенных области. Высочайшая вершина - гора Максвелл-12 км. Поверхностные породы близки по составу к земн. осадочным породам | | Участки поверхности Марса, покрытые кратерами, похожи на лунный материк |
серый | жёлто-белый | светло-голубой | красно-оранжевый |
6 | Атмосфера: | практически нет | 95 атм | 1 атм | 1/150 атм |
Ar, Ne, He | 96,5 % С02, 3,5 % N2 | 78 % N2, 21 %O2 и др. | 95 % СО2, 2,5 % N2 и др. |
7 | Температура на поверхности (0С) | +430 днем; – 170 ночью | +480 | От +60 до +17 днем; – 80 ночью | От +15 до 60 днем; – 120 ночью |
8 | Период вращения (вокруг своей оси) | 59 | 243 (обратное) | 23 ч 56 мин | 24 ч 37 мин |
9 | Период обращения (вокруг Солнца, годы) | 0,24 сильно вытянутая эллипт. орбита | 0,62 | 1 | 1,88 |
10 | Магнитное поле | + Слабое | 5 – 10% от земного | умеренно сильное, слабее планет-гигантов | ≈ 0 |
11 | Спутники | – | – | 1 Луна | 2 Фобос, Деймос |
Выводы:
На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.
Самый короткий период обращения вокруг Солнца – Меркурий
Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.
Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.
Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.
Быстрее всех вокруг оси вращается планета Меркурий.
Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.
Меркурий практически лишен атмосферы, поэтому на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 500 0С).
Облака на Венере и пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни.
Домашнее задание
Изучить § 18
Выполнить Упр. 14 (1, 2)
Подведение итогов Рефлексия