Урока алгебры с элементами истории "Методы решения систем уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Алгоритм"
Цель:
Продолжить работу по формированию навыков решения систем уравнений графическим способом.
Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме, применяя различные методы решения систем.
Закрепить построение графиков, работать с рисунком.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Задачи:
повторить методы решения систем уравнений, построение графиков, решения задач;
применить полученные ранее знания по решению систем линейных уравнений графическим способом к решению систем нелинейных уравнений;
закрепить навыки построения графиков функций;
применять геометрические представления для решения систем уравнений.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Обратите внимание на экран. Скажите, что вы видите?
- А кто такой Диофант и как он связан с нашим уроком? (Историческая справка)
- Как известно, системы уравнений имеют древнюю историю. Они встречаются в трудах китайских математиков, "Арифметике Диофанта", в древневавилонских текстах в III - II веках до нашей эры. И, возможно, кто-то из вас будет работать в области атомной физики или заниматься расчетом фундаментов строений, составлять карты геодезических съемок – вам необходимо уметь решать системы уравнений.
Актуализация знаний
Устная работа с классом. (Вопросы)
- Какие способы решения систем изучили? В чем суть каждого из них? Какая тема урока у нас сегодня?
- Верно, ребята, тема нашего урока "Методы решения систем уравнений. Графический способ решения систем уравнений. Алгоритм". Запишите в тетрадях дату и тему нашего урока.
- А какую проблему мы должны решить сегодня на уроке? (Историческая справка)
Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Он разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике. От слова аль-джабр (в названии) произошло слово алгебра.
Что такое "Алгоритм"?
Латинский перевод книги начинается словами "Dixit Algorizmi" (сказал аль-Хорезми). Так как сочинение об арифметике было очень популярно в Европе, то латинизированное имя автора (Algorizmi или Algorizmus) стало нарицательным, и средневековые математики так называли арифметику, основанную на десятичной позиционной системе счисления.
Позднее европейские математики стали называть так всякое вычисление по строго определенным правилам. В настоящее время термин алгоритм означает набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.
Обобщим и систематизируем работу у доски
Прямоугольный газон обнесен изгородью, длина которой 30 м. Площадь газона 56 м2. Найдите длины сторон газона.
Физкультминутка для глаз
Самостоятельная работа
Если сумма двух чисел равна 12, а их произведение 35, найдите данные числа.
Одна сторона прямоугольника длиннее другой на 14 см. Если диагональ равна 26 см, найдите стороны прямоугольника.
Если периметр прямоугольного треугольника 84 см, а его гипотенуза 37 см, то чему равны катеты данного треугольника.
Итог урока
- А в заключении урока еще одна загадка: "Что есть больше всего на свете? – Пространство. Что быстрее всего? – Время. Что мудрее всего?
– Жизнь. Что приятнее всего? – Достичь желаемого!" Автор Фалес (ок. 625-547 г. до н.э.) (Историческая справка)
Фалес Милетский имел титул одного из семи мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и, вообще первым по всем наукам в Греции. Он был тоже для Греции, что Ломоносов для России.
- Я желаю вам, ребята, всегда достигать желаемого. И чтобы на уроках математики наши желания совпадали: решенные задачи и хорошие оценки. Итак, наш урок подходит к концу. Ваши оценки за урок - это результаты самостоятельной работы.
- Какая цель сегодня стояла перед нами? Мы достигли цели?
- Повторим алгоритм решения систем уравнений графическим способом.
- Чем полезен графический способ решения? Как мы успели убедиться, работая сегодня с системами уравнений, графический способ решения систем уравнений не всегда удобен. Почему?
Рефлексия
Учащиеся отвечают на любой из вопросов или заканчивают фразу:
Мне больше всего удалось...
Меня особенно удивило…
Что захотелось узнать подробнее?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь поблагодарить учителя?
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему?
Мои достижения на уроке…
Домашнее задание
№ 555 (а) - "3", № 555 (а, б) - "4", № 555 (а, б, в) - "5". Спасибо за урок. До свидания.