СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Агрегатные состояния, внутренняя энергия" для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет краткий план урока повторения материала 7 и 8 классов по теме "Агрегатные состояния вещества и внутренняя энергия". Материал можно использовать при повторении материала при подготовке к ОГЭ и в дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Агрегатные состояния, внутренняя энергия" для 9 класса»

Уроки 90-91. Агрегатные состояния вещества, внутренняя энергия (повторение)


Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Строение вещества».


Электронный ресурс: http://class-fizik.ru/v9.html

http://class-fizik.ru/v7.html

http://class-fizik.ru/8cla.html


I. В ходе урока необходимо вспомнить:

1.Понятия: тепловые явления, молекула, атом, внутренняя энергия.

2.Явления: диффузия, броуновское движение, смачивание, теплопроводность, конвекция, лучистый теплообмен.

3.Строение агрегатных состояний вещества и их особенности.


II. В ходе урока необходимо выполнить задания.


Повторение понятий

Электронный ресурс

I блок

1.Молекула и атом

2.Диффузия

3.Броуновское движение

4.Приятжение и отталкивание молекул

5.Смачивание и несмачивание

6.Агрегатные состояния вещества и их особенности.

Посмотреть видеоролики по указанным понятиям и явлениям, используя ссылки:

https://www.youtube.com/embed/Y8wybzgosOY

https://www.youtube.com/embed/D8ABVgG93hA

https://www.youtube.com/embed/Pz2-URG9o2w

https://www.youtube.com/embed/BxvK0iC1JlQ

https://www.youtube.com/embed/RrGhHoEDA10

Просматриваем по порядку.

Выполнить задание по I блоку

Вариант выбираем так: первые пять обучающихся в списке журнала выполняют варианты 1-5 (например, Балуха А – 1 вар., Барданов В. – 2 вар., Богданова Ан. – 3 вар., Возисова Е. – 4 вар., Городничев В. – 5 вар. Далее таким же образом распределяется следующая пятёрка в журнале. Списки смотри в самом после в самом низу (после таблицы).

Вариант 1

№1

При нагревании спирт в термометре расширился. Означает ли это, что расширилась и каждая молекула спирта? Пояснить.

№2

Чем отличаются молекулы воды и молекулы водяного пара?

№3

Лёд расплавили и превратили в воду. Эту воду нагрели до кипения и полностью испарили. Изменялись или нет молекулы льда, воды и водяного пара в этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?

Вариант 2

№1

Можно ли наполнить газом половину закрытой банки? Ответ обоснуйте.

№2

Чем отличается движение молекул в куске льда от движения молекул водяного пара?

№3

Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молекулы перестали притягиваться друг к другу? перестали отталкиваться друг от друга?

Вариант 3

№1

Почему рыбы в реке или озере зимой могут погибнуть, если водоём покрыт сплошным слоем льда? Как можно предотвратить гибель рыб?

№2

Если краешек бумажной полоски опустить в воду, вода поднимается по полоске. Почему?

№3

Кусок олова нагрели и расплавили целиком. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?

Вариант 4

№1

Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной плёнкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капли. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? воды и жира?

№2

Почему чернильное пятно на столе или на полу легче удалить сразу же, чем спустя некоторое время?

№3

Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их движение и расположение?

Вариант 5

№1

Мел оставляет хорошо видимый след на доске, а белый булыжник – нет. Где сильнее взаимодействие между молекулами: в телах из мела или из камня?

№2

Рыбам необходим для дыхания кислород. Некоторые рыбы обитают на глубине 100 м от поверхности воды. Как попадает кислород на такую глубину?

№3

Плотно закрытая бутылка наполовину заполнена ртутью. Можно ли утверждать, что в верхней части бутылки ртуть отсутствует? Почему?

Указания:

1.Каждое задание оценивается в 1 балл (приведён ответ с обоснованием).

Система оценок:

«5» (отлично) – 3 балла;

«4» (хорошо) – 2 балла;

«3» (удовлетворительно) – 1 балл;

«2» (неудовлетворительно) – менее 1 балла.

II блок

1.Температура

2.Внутреннеяя энергия.

3.Теплопредача

4.Теплопроводность

5.Конвекция

6.Лучистый теплообмен

Посмотреть видеоролик по указанным понятиям, используя ссылку:

https://www.youtube.com/embed/y_7onrh6CeA

https://www.youtube.com/embed/L4UXZC0EB6s

Просматриваем по порядку.

Выполнить задание по II блоку

Вариант выбираем так: первые 15 обучающихся в списке журнала выполняют варианты 1-15. Далее таким же образом распределяются следующие 15 обучающихся в журнале. Списки смотри в самом низу (после таблицы).

Вариант 1

№1

Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

№2

Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

№3

На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

№4

Почему тонкая полиэтиленовая плёнка предохраняет растения от ночного холода?

Вариант 2

№1

В каком платье летом менее жарко: в светлом или тёмном? Ответ пояснить.

№2

Что быстрее остынет: стакан компота или стакан киселя? Почему?

№3

Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса? Почему?

№4

Почему в комнате при 20 0С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0С?

Вариант 3

№1

В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

№2

В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают одинаковое количество горячей воды. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? Объяснить.

№3

Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят серебряной краской?

№4

Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью? Объяснить.

Вариант 4

№1

Почему старое пальто со сбившейся в плотные комки ватой плохо «греет»?

№2

Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

№3

Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лёд или положить лёд на крышку бака? Ответ пояснить.

№4

В жаркий день сухой термометр, находящийся в тени, показывает 35 0С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Ответ пояснить.

Вариант 5

№1

Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью: медь, вода, воздух, алюминий, стекло, водяной пар?

№2

В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему?

№3

Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему?

№4

Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же она не замерзает?

Вариант 6

№1

Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: картон, железо, резина, сталь, бумага?

№2

Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха – в тени или на солнце? Почему?

№3

Почему в низинах растения часто гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?

№4

При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми? Объяснить.

Вариант 7

№1

Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

№2

Что быстрее остынет: стакан компота или стакан киселя? Почему?

№3

Зачем на нефтебазах баки для хранения топлива красят серебряной краской?

№4

В жаркий день сухой термометр, находящийся в тени, показывает 35 0С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Ответ пояснить.

Вариант 8

№1

В каком платье летом менее жарко: в светлом или тёмном? Ответ пояснить.

№2

В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают одинаковое количество горячей воды. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? Объяснить.

№3

Необходимо быстрее охладить воду, налитую в бак. Что лучше сделать – поставить бак на лёд или положить лёд на крышку бака? Ответ пояснить.

№4

Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же она не замерзает?

Вариант 9

№1

В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

№2

Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

№3

Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему?

№4

При какой температуре и металл, и дерево будут казаться на ощупь одинаково нагретыми? Объяснить.

Вариант 10

№1

Почему старое пальто со сбившейся в плотные комки ватой плохо «греет»?

№2

В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему?

№3

Почему в низинах растения часто гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?

№4

Почему тонкая полиэтиленовая плёнка предохраняет растения от ночного холода?

Вариант 11

№1

Какие из перечисленных ниже веществ обладают плохой теплопроводностью: медь, вода, воздух, алюминий, стекло, водяной пар?

№2

Где необходимо держать термометр для определения температуры воздуха – в тени или на солнце? Почему?

№3

На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

№4

Почему в комнате при 20 0С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0С?

Вариант 12

№1

Какие из перечисленных ниже веществ обладают хорошей теплопроводностью: картон, железо, резина, сталь, бумага?

№2

Летом лёд сохраняют под слоем опилок и земли. Почему?

№3

Будет ли гореть свеча на борту космического орбитального комплекса? Почему?

№4

Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью? Объяснить.

Вариант 13

№1

Почему ручки кранов у баков с горячей водой делают деревянными?

№2

В алюминиевую и стеклянную кастрюли одинаковой вместимости наливают одинаковое количество горячей воды. Какая из кастрюль быстрее нагреется до температуры налитой в неё воды? Объяснить.

№3

Когда тяга в трубах лучше – зимой или летом? Почему?

№4

Почему в комнате при 20 0С мы чувствуем себя теплее, чем в воде при температуре 25 0С?

Вариант 14

№1

В каком платье летом менее жарко: в светлом или тёмном? Ответ пояснить.

№2

Почему весной снег тает быстрее в городе, чем в поле?

№3

Почему в низинах растения часто гибнут от заморозков, чем на возвышенностях?

№4

Когда парусным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью? Объяснить.

Вариант 15

№1

В какой обуви больше мёрзнут ноги зимой: в просторной или тесной? Почему?

№2

В каких телах – жидкостях, твёрдых телах, газах – наблюдается конвекция? Почему?

№3

На каком из участков поля – покрытом снегом или льдом – лучше сохраняются озимые посевы? Почему?

№4

В жаркий день сухой термометр, находящийся в тени, показывает 35 0С. Изменятся ли показания термометра, если рядом с ним включить вентилятор? Ответ пояснить.


Указания:

1.Все задачи по одному баллу каждая.

Система оценок:

«5» (отлично) – 4 балла;

«4» (хорошо) – 3 балла;

«3» (удовлетворительно) – 2 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 2 баллов.




1.Балуха Алексей 1.Бодина Алина

2.Барданов Вадим 2.Воробкалова Юлиана

3.Богданова Анастасия 3.Гусева Елизавета

4.Возисова Елизавета 4.Дементьев Максим

5.Городничев Владислав 5.Иванова Диана

6.Григорьева Алёна 6.Квартальной Денис

7.Иллук Сергей 7.Крисюк Максим

8.Калашников Денис 8.Лебедев Александр

9.Конюшенкова Валерия 9.Межурецкий Павел

10.Кулагин Игорь 10.Михин Денис

11.Лошакова Татьяна 11.Морозов Владислав

12.Макарова Екатерина 12.Некрасова Анастасия

13.Меднис Алина 13.Орлова Виктория

14.Миронова Валерия 14.Патрикеев Егор

15.Мосол Анастасия 15.Пляшешник Сергей

16.Никитин Александр 16.Рогалёв Данил

17.Никифоров Кирилл 17.Романов Максим

18.Орлова Ульяна 18.Сидельникова Анна

19.Пучкова Ольга 19.Смирнова Марина

20.Розов Даниил 20.Соболев Роман

21.Соколов Алексей 21.Стогова Наталья

22.Соловьёв Владислав 22.Теслюк Андрей

23.Соловьёва Алина 23.Фёдорова Софья

24.Сугян Роберт 24.Челмодеева Евгения

25.Сугян Роланд 25.Чернов Кирилл

26.Тимошин Максим 26.Чернышов Валерий

27.Фролов Дмитрий 27.Шемота Александр

28.Харитова Татьяна 28.Школьникова Елена



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!